Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18.01. 2011 г.
Советский районный суд г. Липецка Липецкой областив составе:
председательствующего Долговой Л.П.
при секретаре Коновалове С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по иску Кострюковой ФИО9 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке о праве на назначение досрочной трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Решением ГУ Управления пенсионного фонда РФ в г.Липецке № 1002 от 14.10. 2010 г. Кострюковой Е.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» в связи с недостаточностью стажа педагогической деятельности: имеется 23 года 4 месяца 13 дней. В педагогический стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу п. 7 Разъяснения «О порядке представления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком…», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ № в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение включается только время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Также не включен в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон РФ от25.09.1992г. № «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», в соответствии с которым период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет при досрочном назначении пенсии не включается в специальный стаж. Кроме того, в специальный стаж Кострюковой Е.В. не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и период прохождения педпрактики учителем русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ФИО3 обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес>, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности, включив в педагогический стаж периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период прохождения педпрактики учителем русского языка и литературы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии считает необоснованным и нарушающим ее права.
В судебном заседании истица Кострюкова Е.В. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в г.Липецке по доверенности Мельников А.А. иск не признал, пояснив, что отказ в назначении истице досрочной трудовой пенсии является законным и правомерным.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни и иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст.пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ “О трудовых пенсиях” устанавливается, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости утверждаются Правительством РФ.
Аналогичную норму содержала ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организация).
Согласно Списку должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.10.2002 г. № 781 в выслугу, дающую право на такую пенсию рассчитывается работа в должности учителя, преподавателя в общеобразовательных школах, педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей ( внешкольные учреждения), воспитателя, музыкального руководителя детского сада и т.д.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Судом установлено:
Согласно представленной суду трудовой книжке ФИО3 работала в МОУ средней общеобразовательной школе № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности учителя русского языка и литературы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 555
(с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), предусматривают, что основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее именуется - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно справке отдела образования Чаплыгинского района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6( в настоящее время Кострюкова Е.В.) осуществляла педагогическую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Солнцевской 8-летней школе Чаплыгинского района Липецкой области в должности учителя русского языка и литературы. Справка дана на основании книги приказов, лицевых счетов, тарификационных списков.
Обоснованность и достоверности информации, содержащейся в приведенной выше справке, подтверждается приказом по отделу народного образования Чаплыгинского райисполкома Липецкой области № 385 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Бурлакова Е.В. ( Кострюкова), студентка 4 курса Липецкого пединститута назначена учителем русского языка и литературы в среднюю школу для прохождения педпрактики; а также контрольной карточкой по Солнцевской средней школе на имя истицы, в соответствии с которой в октябре- ноябре 1984г. истице как учителю производилось начисление заработной платы..
Анализируя представленные суду письменные доказательства, суд считает установленным, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица фактически работала в школе учителем русского языка и литературы, ей производилась выплата заработной платы за указанный период, выполнение педагогической деятельности подтверждается работодателем истицы.
Учитывая, что действующим на момент выполнения истицей спорного периода работы законодательством в специальный стаж включались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», суд полагает необходимым включить в специальный стаж истицы период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
То обстоятельство, что в контрольной карточкой по Солнцевской средней школе на имя истицы значится начисление заработной платы за октябрь- ноябрь 1984г. суд не может расценивать как основание для отказа во включении в специальный стаж работы истицы в сентябре 1984г., поскольку факт осуществления истицей педагогической деятельности с ДД.ММ.ГГГГ подтверждается иными бесспорными доказательствами, указанными выше.
При этом суд принимает во внимание, что согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в данном Постановлении, ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст. 18, 19 и ч.1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Судом установлено, что истица Кострюкова Е.В. в период с 25.06.1990г. по 14.10.1990г. находилась в отпуске по беременности и родам, с 15.10.1990г. по 15.02.1991г. находилась в отпуске по уходу за ребенком, 15.08.1990г. рождения, до достижения им возраста полутора лет, с 16.02.1991г. по 15.08.1993г. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, что подтверждено копией свидетельства о рождении ребенка, справкой МОУ средняя общеобразовательная школа №38 г.Липецка от 4.10.2010г., материалами пенсионного дела истицы.
Поскольку в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 6.10.1992 г., было предусмотрено, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет, засчитывается общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, суд считает, что период нахождения истицы в частично оплачиваемом отпуске и в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по осуществлению педагогической деятельности, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.
При этом суд принимает во внимание, что до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.
В период нахождения истицы Кострюковой Е.В.. в отпуске по уходу за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ рождения, действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ» Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с ДД.ММ.ГГГГ повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Судом установлено, что истице до ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск по уходу за ребенком как до полутора лет, так и до трех лет.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1,18, 19 и 55 ч.1 Конституции РФ период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии.
Принимая во внимание, что право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет возникло у истицы до ДД.ММ.ГГГГ, истица фактически воспользовалась данным правом в феврале 1992г., суд полагает, что включению в специальный стаж подлежит и период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. , когда истица продолжала находиться в отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, суд полагает, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
То обстоятельство, что Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и статьей 256 Трудового Кодекса РФ не предусмотрено включение периодов отпусков по уходу за ребенком в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях, суд не может признать основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку указанным нормативным актам обратная сила не придана.
Также их материалов дела судом установлено, что истица ФИО7 в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации. Данное обстоятельство подтверждается справкой МОУ средняя общеобразовательная школа № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, материалами пенсионного дела.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы ( должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Суд учитывает, что действующее законодательство для отдельных категорий работников, в том числе учителей, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации предусматривает обязательным условием выполнения работы. Истица, выполняя обязанности учителя, обязана была повышать свои знания, что имело место путем направления его на соответствующие курсы.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями, повышение квалификации производится по мере необходимости и периодичность устанавливается работодателем. Учитывая, что курсы повышения квалификации, семинары, являются неотъемлемым элементом педагогической работы истицы и ФИО3 направлялась на курсы самим работодателем с сохранением заработной платы, суд считает, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, однако в том случае, если предшествующий им период работы включается в специальный стаж.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что с учетом спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж, на момент обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии 06.07..2010г. истица выработала установленные законом 25 лет стажа осуществления педагогической деятельности, что дает истице право на назначение пенсии в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Порядок подсчета специального стажа сторонам не оспаривался.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд:
Р Е Ш И Л:
Признать за Кострюковой ФИО10 право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с пп.19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях».
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда в г.Липецке назначить Кострюковой ФИО11 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, включив в педагогический стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с момента обращения с заявлением о назначении пенсии – с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в 10-дневный срок
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 19.10.2011г.