Дело № 2-777/11
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ27 января 2011 года
Советский районный суд гор. Липецка Липецкой областив составе:
председательствующего Сарафановой Е.В.
при секретаре Чурсиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке
дело по иску Виндюриной ФИО6 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке о назначении повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости, перерасчете пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Виндюрина З.И. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ Р в гор. Липецке о о восстановлении нарушенных пенсионных прав.
В ходе рассмотрения дела, уточнив заявленные исковые требования, истица просила признать за ней права на повышенную базовую часть трудовой пенсии, устанавливаемую в соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в редакции закона от 24.07.2009 года, вступившей в законную силу с 1 января 2010 года.
В обосновании заявленных требований истица указала, что с 30.05.2010 года она является получателем трудовой пенсия по старости в связи с работой на Крайнем Севере, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет более 15 лет. Но при этом, Пенсионный орган установил ей размер базовой части трудовой пенсии в обычном, а не в повышенном размере, исключив из специального «северного стажа» период с 21.10.1982 года по 11.10.1983 года - отпуска по уходу за ребенком дот достижения им возраста 1,5 лет.
Истец Полагает, что действия ответчика неправомерны, поскольку законодательство, действующее в оспариваемые периоды, не содержало ограничений, препятствующих включению отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5, а в последствии и до 3-х лет в специальный стаж, дающий право на льготную пенсию.
В судебном заседании истица Виндюрина З.И. заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные выше. Полагала, что ответчик своими действиями нарушает ее пенсионные права, гарантированные Конституцией РФ.
Представитель ответчика Мельников А.А. заявленный иск не признал, указал, что действия Пенсионного фонда правомерны, поскольку, в соответствии с действующим пенсионным законодательством оснований для исчисления истице базовой части трудовой пенсии в повышенном размере не имеется. При этом ссылался на Разъяснения Минтруда РФ № 5 от 22 мая 1996 года, в соответствии с которыми в специальный стаж включается период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, имевший место до 06.10.1992 года, только для определения права на пенсию. Полагал, что при таких обстоятельствах из специального стажа Виндюриной З.И. правомерно исключен период с 21.10.1982 года по 11.10.1983 года.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Право на получение пенсии является конституционным правом истицы.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу Закона «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, Законом установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.
В соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции, вступившей в действие с 1 января 2010 года):
Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Ранее аналогичная норма содержалась в п. 4.2. ст. 14 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции федерального закона от 22.12.2008 года № 269-ФЗ), в силу которой:
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2925 рубль в месяц.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Судом установлено, следует из объяснений сторон и материалов пенсионного дела истицы:
Истица Виндюрина З.И. родилась ДД.ММ.ГГГГ года. С момента достижения 50-летнего возраста (с 30.05.2010 года) истица является получателем трудовой пенсию по старости в соответствии с п/п 6 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», как женщина, проработавшая не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющая страховой стаж не менее 20 лет.
Как следует из материалов пенсионного дела истицы ее стаж работы в районах Крайнего Севера составил 15 лет 8 дней.
Суд, выслушав стороны, суд находит доводы ответчика, основанными на неправильном толковании закона и не может согласиться с действиями ответчика, исключившего из специального стажа истицы, при определении базовой части трудовой пенсии по старости, периода с 21.10.1982 года по 11.10.1983 года - нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, что привело к уменьшению специального стажа работы в районах Крайнего Севера до 14 лет 19 дней, и, в связи с чем, Виндюрина З.И. не имеет право на повышенный размер базовой части трудовой пенсии, установленный п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Истица Виндюрина З.И. имеет дочь Екатерину, родившуюся ДД.ММ.ГГГГ 1982 года. На момент рождения ребенка Виндюрина З.И. работала в ОРСе Ловозерского района Мурманской области. Данная территория относится, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР, к районам Крайнего Севера.
Из материалов пенсионного дела и объяснений ответчика, усматривается, что работа истицы, предшествующая спорному периоду (отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет), а также последующая работа (после окончания отпуска по уходу за ребенком) в бесспорном порядке включены ответчиком в специальный трудовой стаж истицы, как работа в районах Крайнего Севера.
Приходя к выводу о правомерности заявленных исковых требований, суд исходит из следующего:
До вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях действовала статья 167 КЗоТ РСФСР, которая предусматривала включение матерям периода дополнительного отпуска по уходу за новорожденными детьми в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.09.1981 года «О порядке введения частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и других мероприятий по усилению государственной помощи семьям, имеющих детей» женщинам предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 1 года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
В последствии, продолжительность отпуска по уходу за ребенком постепенно увеличивалась.
В силу п. 7 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 375/24-11, принятого в целях реализации Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совета Министров СССР. ВЦСПС от 21.12.1989 года № 1128), ( п.2 которого, предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличилась до достижения им возраста трех лет) время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответствующая учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Ранее действовало Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 года № 156/10-30 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет», указанные отпуска, как частично оплачиваемый, предоставляемый женщине до достижения ребенком одного года, так и отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, подлежали зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акта СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства». Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж работы по специальности.
Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 25 от 20.12.2005 года закреплено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения пава на досрочное назначение пенсии по старости.
Учитывая, что ст. ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.ю1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения истицы за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
При таких обстоятельствах, коль скоро, оспариваемые истицей период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - с 21.10.1982 года по 11.10.1983 года - имел место в период до внесения в ст. 167 КЗоТ РСФСР указанных выше изменений, в период отпуска по уходу за ребенком истица сохраняла трудовые отношения со своим работодателем, расположенным районах Крайнего Севера, указанные периоды включены территориальным пенсионным органом в специальный трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера, при назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости, суд приходит к выводу что период нахождения истицы Виндюриной З.И. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет - с 21.10.1982 года по 11.10.1983 года - подлежит включению в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права истицы на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, устанавливаемый в соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». С учетом спорного периода, специальный стаж работы истицы в районах Крайнего Севера превысит 15 лет, страховой стаж составляет 29 лет 2 месяца, что влечет за собой обязанность ответчика произвести Виндюриной З.И. с 30.05.2010 года перерасчет размера выплачиваемой пенсии, исходя из повышенного размера базовой части трудовой пенсии.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
Р Е Ш И Л:
Признать за Виндюриной ФИО7 право на фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, установленный п. 7 ст. 14 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции от 24.07.2009 года), засчитав в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера период с 21.10.1982 года по 11.10.1983 года.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Липецке произвести Виндюриной ФИО8 с 30 мая 2010 года перерасчет размера пенсии, исходя из фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного в соответствии с п. 7 ст. 14 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в течение 10 дней.
Председательствующий
решение не вступило в законную силу.