Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Торговченковой О.В.
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесных ФИО14 к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на перевод с одной пенсии на трудовую пенсию по случаю потери кормильца,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании права на перевод с одной пенсии на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.
Свои требования истица обосновывает тем, что она находилась в зарегистрированном браке с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ супруг умер. ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о переводе с одной пенсии на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано со ссылкой на то, что не представлены документы, подтверждающие родственные отношения истицы с ФИО2
С данным решением истица не согласна по следующим основаниям.
В паспорте гражданина Российской Федерации, выданном Октябрьским отделом милиции УВД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, указано, что данный паспорт принадлежит Лесных ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>.
В свидетельстве о рождении, выданном ДД.ММ.ГГГГ, указано, что Стасе ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в городе <адрес>. В графе «отец» указан ФИО16.
ДД.ММ.ГГГГ истица заключила брак с ФИО2. В свидетельстве о браке указано, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения, заключила брак с ФИО2. Свидетельство о браке выдано в <адрес>, <адрес>.
Трудовая книжка, заполненная ДД.ММ.ГГГГ и принадлежащая истице, содержит сведения о том, что она выдана ФИО4.
По паспорту, выданному в 1997 году в <адрес>, истица – ФИО1.
Таким образом, в свидетельстве о браке неверно указано отчество истицы – «Матсяуна», в то время, как по всем документам ее отчество – «Матвеевна». По законодательству Литвы данные человека состоят из имени и фамилии без указания отчества.
ДД.ММ.ГГГГ истице, как пережившей супруге, нотариусом нотариального округа <адрес> ФИО7 было выдано свидетельство о праве собственности на ? часть жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.
Указанные обстоятельства, по мнению истицы, подтверждают тот факт, что ФИО1 является супругой ФИО2.
В судебном заседании истица заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы искового заявления, дополнительно суду объяснила, что при подаче в орган ЗАГС заявления о регистрации брака с ФИО2 в 1965 году она представила свое свидетельство о рождении, выданное в Литве. На основании чего при выдаче свидетельства о браке орган ЗАГС указал имя «Таиса», а отчество «Матсяуна», ей неизвестно.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> ФИО8, действующий на основании доверенности, иск не признал, суду объяснил, что пенсия по случаю потери кормильца по п.5 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могла быть установлена истице, поскольку ею не представлено документов, подтверждающих факт родственных отношений ФИО1 и ФИО2 В свидетельстве о браке отчество истицы указано «Матсяуна», а в ее свидетельстве о рождении отчество отсутствует.
Выслушав объяснения сторон, свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию (п.5).
Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имею право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца (п.6).
По делу установлено, что истица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на январь 2011 года размер пенсии истицы составляет <данные изъяты> рублей.
Из объяснений истицы следует, что она состояла в браке с ФИО2. Согласно свидетельству о смерти серии 1-РД №776553, выданному ДД.ММ.ГГГГ отделом по регистрации смерти управления ЗАГС администрации <адрес>, ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. Справкой УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на день смерти выплаты ФИО2 составляли <данные изъяты>, из которых: <данные изъяты> копейки – размер пенсии и <данные изъяты> – размер ЕДВ. Из справки УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении истицы следует, что размер ее пенсии на день смерти ФИО2 составлял <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о переводе с одной пенсии на трудовую пенсию по случаю потери кормильца – супруга ФИО2
Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п.5 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по тем основаниям, что в свидетельстве о рождении истицы отчество отсутствует, в свидетельстве о браке отчество указано «Матсяуна», в по паспорту – «Матвеевна». Иных документов, подтверждающих родственные отношения, истицей не представлено.
Рассматривая требования истицы, суд исходит из следующего.
В силу ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В силу ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как п.5 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», так и п. 6 той же статьи предусматривают, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеет супруг умершего кормильца. Следовательно, истица ФИО1 вправе претендовать на пенсию ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, только в том случае, если она на день смерти являлась его супругой.
Таким образом, установление факта родственных отношений между ФИО1 и ФИО2, умершим ДД.ММ.ГГГГ, имеет для истицы юридическое значение – право на пенсию по случаю потери кормильца, либо право на перевод с одной пенсии на пенсию по случаю потери кормильца.
Документом, удостоверяющим личность истицы ФИО1, является паспорт гражданина Российской Федерации. В соответствии с паспортом гражданина РФ 42 02 402669, выданным ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским отделом милиции УВД <адрес>, фамилия истицы – «Лесных», имя – «Таиса», отчество – «Матвеевна», место рождения – «гор. Укмерге, Литва», дата рождения – «18.04.1941».
Согласно свидетельству о браке серии 11-КР №, выданному ДД.ММ.ГГГГ горЗАГС <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, 1940 года рождения, зарегистрировал брак с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родившейся <данные изъяты>, по национальности - <данные изъяты>.
В соответствии со свидетельством о рождении АА №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Укмяргским райотделом ЗАГС, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <адрес>, родилась Стасе ФИО3, родителями которой являются отец – ФИО17, мать – ФИО18.
Таким образом, имя и отчество истицы, указанные в паспорте, не соответствуют данным, содержащимся в свидетельстве о рождении и в свидетельстве о браке.
Вместе с тем, истицей представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие, что она является супругой ФИО2.
Так, из трудовой книжки на имя ФИО1, выданной ДД.ММ.ГГГГ, следует, что первоначальная фамилия владельца данного документа «Бакучените». Фамилия владельца трудовой книжки «Бакучените» изменена на фамилию «Лесных» на основании свидетельства о браке серии 11-КР №, выданного ДД.ММ.ГГГГ горЗАГС <адрес>, то есть на основании документа, подтверждающего регистрацию брака ФИО2.
Согласно паспорту гражданина РФ истица ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, пер. Яблочкина, <адрес>. Материалами пенсионного дела ФИО2, справкой с места жительства от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что ФИО2 на день смерти был зарегистрирован по месту жительства по тому же адресу, что и истица.
ФИО2 и ФИО1 являются родителями ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии 11-КР №, выданным ДД.ММ.ГГГГ горЗАГС <адрес>.
В тексте почтовых отправлений в адрес ФИО1, поступивших из <адрес>, и Литовской ССР, усматриваются обращения к семье ФИО1 (Виктору, Таисе, Елене).
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа <адрес> ФИО7 ФИО1, являющейся пережившей супругой ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, выдано свидетельство о праве собственности на ? долю в праве в общем совместном имуществе супругов, приобретенном названными супругами во время брака. Общее совместное имущество супругов, право собственности на которое в указанной доле определяется настоящим свидетельством, состоит из жилого <адрес> по пер. Яблочкина в <адрес>.
По тем же основаниям ФИО1 выдано свидетельство о праве собственности на ? долю в праве собственности на земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, пер. Яблочкина, <адрес>.
То обстоятельство, что истица ФИО1 является супругой ФИО2, подтверждается также показаниями свидетелей ФИО9 и ФИО10 Свидетель ФИО9, являющийся родным братом ФИО2, принимал участие в торжестве, посвященном бракосочетанию ФИО2 и ФИО1, со дня регистрации брака своего брата до дня его смерти поддерживал отношения с его семьей, продолжает поддерживать отношения с супругой брата ФИО1 и после его смерти.
Суд не находит оснований не доверять показаниям вышеназванных свидетелей, поскольку они последовательны, непротиворечивы, личной заинтересованности в исходе дела не установлено.
С учетом изложенного, оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о доказанности того обстоятельства, что ФИО1 является супругой ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Из п.6 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что члены семьи умершего кормильца имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в том случае, если они сами получали какую-либо пенсию и для которых помощь умершего кормильца была постоянным и основным источником средств к существованию.
По делу установлено, что истица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Её супруг – ФИО2, являлся получателем пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти – ДД.ММ.ГГГГ. Супруги проживали совместно по адресу: <адрес>, пер. Яблочкина, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер.
Актом обследования фактического проживания, составленным специалистами-экспертами клиентской службы УПФР в <адрес> после смерти ФИО2, установлено, что по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> ФИО1 проживает одна. <данные изъяты> фактически проживают отдельно по другому адресу, ведут раздельное хозяйство, материальную помощь не оказывают. Акт составлен в присутствии соседей ФИО11 и ФИО12
Таким образом, из установленных по делу обстоятельств следует, что супруги ФИО2 и Т.М. проживали вдвоем по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> до дня смерти ФИО2
Материалами пенсионного дела ФИО2 подтверждается, что до дня смерти он получал пенсию в размере <данные изъяты>. и ЕДВ в сумме <данные изъяты> руб.
Из пенсионного дела ФИО1 следует, что размер пенсии истицы на день смерти супруга составлял <данные изъяты> коп. Других источников дохода истица не имеет.
Сравнительный анализ доходов супругов позволяет сделать вывод о том, что размер дохода ФИО2 в 3,2 раза превышал размер дохода ФИО1, что свидетельствует о значительном превышении доходов покойного супруга истицы над ее доходами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что помощь покойного супруга ФИО2 была для ФИО1 постоянным и основным источником средств к существованию, что дает ей право на перевод на пенсию по случаю потери кормильца – супруга ФИО2
В силу п.7 ст.19 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.
ФИО1 обратилась в орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о переводе с одной пенсии на другую ДД.ММ.ГГГГ. Право на пенсию у истицы приобретено с 1996 года. Следовательно, перевод с одной пенсии на другую должен быть осуществлен с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать за ФИО1 право на перевод с одной пенсии на другую - пенсию по случаю потери кормильца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> произвести перевод ФИО1 с одной пенсии на другую - пенсию по случаю потери кормильца ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца села <адрес>, умершего ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение 10 дней.
Судья О.В.Торговченкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.