Дело № 2-124 /11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2011 года
Советский районный суд г. Липецка Липецкой области
в составе:
председательствующего Сарафановой Е.В.
при секретаре Чурсиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке
дело по иску Лопатиной ФИО10 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке о праве на пенсию в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
Решением от 23 сентября 2010 года Государственное учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке отказало Лопатиной М.Ю. в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из –за недостаточности специального педагогического стажа, вместо требуемых 25 лет имеется на дату обращения, по выводам ответчика - 19 лет 7 месяцев 26 дней.
В специальный стаж не включен период работы с 04.10.1994 года по 31.08.1997 года в должности социального педагога Специальной девятилетней школы (переименованной с 11.02.2004 года в Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа УШ вида г. Липецка) со ссылкой на то, Списком должностей и учреждений, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 не предусмотрена такая должность как «социальный педагог», а «Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью», утвержденными Постановлением Правительств РФ от 22.09.1999 года № 1067, не предусмотрено такое учреждение как «специальная девятилетняя школа» при включении в выслугу работы в качестве «социального педагога». Согласно п. 11 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа в должности «социального педагога» в «специальной девятилетней школе» не может быть включена в специальный стаж, учитываемый при определении права на пенсию, в связи с несоответствием «наименования учреждения», где работа истица, наименованию учреждений, указанных в пунктах 1.5, 1.6, 1.11 и 1.13 раздела «Наименование учреждений».
Со ссылкой на действующее трудовое и пенсионное законодательство не засчитан в специальный стаж период с 16.01.2003 года по 16.08.2005 года нахождения Лопатиной М.Ю. в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет.
Со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 не включен в специальный стаж период учебы в высшем учебном заведении по дневной форме обучения с 01.09.1983 года по 16.06.1988 года, а также период нахождения в отпуске без содержания - 4 дня в 2008 году.
Лопатина М.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью. Отказ ответчика в назначении пенсии считает необоснованным, нарушающим ее пенсионные права, гарантированные конституцией РФ. Утверждала, что «Школа № 13 гор. Липецка» с момента своего открытия в 1967 году являлась специальной коррекционной школой, куда направлялись для обучения дети, с отклонениями в развитии. Данный факт является общеизвестным для города Липецка. Ранее вместо слов «коррекционная школа» употреблялось выражение «вспомогательная школа». Данное словосочетание «вспомогательная школа» содержалось в полном наименовании школы, где она работала. В последующем наименование школы было приведено в соответствие с требованиями ныне действующего законодательства - в настоящее время это – Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционные) общеобразовательная школа УШ вида г. Липецка. С связи с чем просила засчитать в специальный стаж период 03.10.1994 года по 01.09.1997 года. Также просила засчитать в специальный стаж период учебы в институте с 01.09.1983 года по 03.07.1988 года, ссылаясь на то, что законодательство, действующее в тот период - Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, предусматривало включение времени обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Ею соблюдены данные условия. До поступления в Ленинградский педагогический институт она работала воспитателем в ясли-саду, а после окончания института продолжила педагогическую работу в должности учителя начальных классов средней школы.
В судебном заседании истица, а также, представляющая ее интересы адвокат Клычева И.С. заявленные исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные выше.
Представитель ответчика Мельников А.А. заявленный иск не признал, полагал, что отказ в назначении пенсии является законным и правомерным, полностью поддержал доводы, изложенные в Решении Пенсионного фонда об отказе в установлении пенсии. При этом полагал, что не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований со ссылкой на Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, поскольку данное постановление утратило силу с 01.10.1993 года.
Представитель 3-го лица - МОУ СКОШ № 32 (УШ вида) Лаврентьева Т.В. полагала, что требования заявленные Лопатиной М.Ю. подлежат удовлетворению, поскольку их школа с момента ее создания, являлась «специальной вспомогательной школой для обучения детей с отклонения в развитии». Вспомогательные школы создавались для детей с психоневрологическими заболеваниями, в том числе: олигофрения в степени дебильности, с различными осложнениями; эпилепсия со слабоумием, шизофрения. Ранее данная школа имела порядковый номер - «13». Факт обучения в 13-й школе гор. Липецка умственно отсталых детей, являлся общеизвестным для жителей города. Должность «социального педагога» являлась обязательной для вспомогательной школы. В последствии наименование школы было приведено в соответствие с требованиями новой номенклатуры и пенсионного законодательства.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Право на получение пенсии является конституционным правом истца.
Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного о обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.
Таким образом, Законом установлена прямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.
Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Закона с изменениями от 22.12.2008 года) устанавливается, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 - 55 лет (соответственно: мужчины и женщины) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.
Аналогичную норму содержали действующие ранее п/п 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.
Судом установлено:
Истица Лопатина М.Ю. имеет высшее педагогическое образование.
Как следует из представленного суду диплома ПВ № 495198 от 27 июня 1988 года (копия которого представлена в материалах дела) в 1983 году Лопатина М.Ю. поступила и в 1988 году окончила Ленинградский ордена трудового красного знамени государственный педагогический институт имени А.И. Герцена по специальности «логопедия с дополнительной специальностью педагогика и методика начального обучения», ей была присвоена квалификация: Учителя - логопеда. Учителя начальных классов школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Логопеда дошкольных учреждений.
Согласно данным трудовой книжки, свою трудовую деятельность Лопатина М.Ю. также начала с 12 декабря 1979 года в должности воспитателя ясли-сада № 119 гор. Душанбе, где проработала по 01.09.1983 года. Также 01.09.1983 года Лопатина М.Ю. была зачислена на 1-й курс дневного отделения Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена; 03.07.1988 года отчислена - в связи с окончанием института; 11.01.1989 года назначена учителем начальных классов в Гришинскую среднюю школу Дмитровского района Московской области, где проработала по 01.11.1992 года - отчислена с должности учителя начальных классов в связи с переводом мужа на новое место службы. С 01.11.1992 года по 01.01.1994 года работала учителем начальных классов Клинской средней школы Московской области; с 01.01.1994 года по 03.10.1994 года работала учителем начальных классов средней школы № 48 гор. Липецка. 03.10.1994 года принята по специальности «социальный педагог» в Липецкую девятилетнюю специальную вспомогательную школу; с 01.09.1997 года переведена там же на должность учителя начальных классов; с 02.10.2000 года переведена там же на должность учителя - логопеда. На основании Свидетельства № 5804 от 19.02.2001 года «Специальная вспомогательная девятилетняя школа гор. Липецка» переименована в «Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) школа УШ вида города Липецка»; на основании приказа № 34/1 от 10.02.2004 года учреждение, где работала истица, с 11.02.2004 года переименовано в «Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа УШ вида города Липецка», откуда истица уволена 26.11.2007 года. С 26.11.2007 года по 29.08.2008 года истица работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе в Муниципальном специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 16 УП вида города Липецка»; с 01.092008 года Лопатина М.Ю. принята на должность учителя -логопеда в «Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 32 (УШ вида) города Липецка», где работает по настоящее время.
Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиком, подтверждаются данными отказного пенсионного дела, справками работодателя истицы.
22.06.2010 года Лопатина М.Ю., полагая, что выработала необходимый для назначения трудовой пенсии стаж педагогической деятельности, обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке с заявлением о назначении пенсии.
23 сентября 2010 года ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке отказало Лопатиной М.Ю. в назначении пенсии, указав на недостаточность специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Основания отказа изложены в настоящем решении выше. По выводам ответчика истица имела на момент обращения с заявлением о назначении ей пенсии 19 лет 7 месяцев 26 дней специального педагогического стажа, что является недостаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Суд, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, находит правомерными требования истицы о включении в ее специальный стаж педагогической деятельности, учитываемый при определении права на пенсию в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периода с 01.09.1983 года по 03.07.1988 года - очного обучения в педагогическом институте.
Обосновывая свою просьбу о включении в специальный стаж указанного выше периода, истица ссылалась на Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действующее в спорный период времени.
В соответствии с абз. 5 п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в п.1 названного Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Пунктом 3 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 463 (в редакции действовавшей до 22 сентября 1993 года) «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» было предусмотрено сохранение за другими педагогическими работниками условий и порядка назначения пенсий за выслугу лет, действовавших до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Судом бесспорно установлено, что оспариваемый истицей период ее учебы в Педагогическим институте (1983-1988 года) имел место в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятым в соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях.
С учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении № 18-П от 15.06.1998 года, в Определении № 320-О от 05.11.2002 года, допустимо, при оценке прав граждан на досрочную трудовую пенсию, применение Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, до признания его недействующим на территории Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 953.
В своем Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года Конституционный суд РФ пришел к выводу, что изменения, вносимые законодателем в нормативные акты регулирующие пенсионные правоотношения, в связи с принятием ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.ю1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Суд, приходя к выводу, о возможности включения в специальный стаж истицы периода с 01.09.1983 года по 03.07.1988 года - ее обучения по очной форме в Ленинградском педагогическом институте, учитывает, что до поступления в названный институт истица уже занималась педагогической деятельностью, работая воспитателем детского сада-ясли. По окончании института истица также продолжила свою педагогическую деятельность в качестве учителя начальных классов средней школы. Никакой иной работой истица не занималась. Оба периода, как предшествующий обучению в педагогическом ВУЗе, так и последующий период работы, в бесспорном порядке включены ответчиком в специальный трудовой стаж истицы, учитываемый при определении права на пенсию в соответствии с п/п 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Таким образом, суд находит установленным, что времени обучения истицы в Педагогическом институте непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность.
На основании изложенного, период с 01.09.1983 года по 03.07.1988 года - очного обучения истицы Лопатиной М.Ю. в педагогическом институте, подлежит включению в ее специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
Также правомерно требование Лопатиной М.Ю. о включении в ее специальный стаж периода работы с 03.10.1994 года по 31.08.1997 года в должности социального педагога.
В силу п. 11 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п/п 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, работа в должности «социального педагога» засчитывается в стаж работы… в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка.
В число таких учреждений законодатель включил: детский сад; начальную школы (школу) - детский сад; школу; школу-интернат; училище. Также в Постановлении указано, что в названии специального (коррекционного) образовательного учреждения может указываться его вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся (воспитанников), обозначаемый следующим образом: «1 вида», «П вида», «Ш вида», «1У вида», «У вида», «У1 вида», «УП вида», «УШ вида».
В суде нашли полное подтверждение доводы истицы, что спорный период ее работы в должности «социального педагога» протекал в «Специальной вспомогательной девятилетней школе гор. Липецка» - именно таковым было полное наименование учебного заведения, на момент поступления истицы на работу в это учреждение.
Кроме объяснений истца и представителя 3- го лица, данный факт подтверждается представленными письменными доказательствами.
Полное наименование школы отражено в печати, которой заверены записи о работе в спорный период в трудовой книжке истицы.
Из текста Распоряжения № 11-р от 11.01.1990 года исполкома Липецкого городского совета народных депутатов «О снятии порядкового номера со вспомогательной школы № 13» следует: в связи с просьбами администрации и родительского комитета школы утвердить в соответствии с существующим положением «О вспомогательной школе» ее название, сняв прежнее «Липецкая восьмилетняя школа № 13» и впредь именовать «Специальная вспомогательная девятилетняя школа г. Липецка».
Министром просвещения РСФСР 09.07.19779 года было утверждено «Положение о специальной общеобразовательной школе - интернате (школе) для умственно отсталых детей (вспомогательной школе).
Из анализа текста названного «Положения..», следует, что Министрество просвещения признавало тождественными понятия «вспомогательная школа» и «специальная школа (школа-интернат) для умственно отсталых детей.
Согласно Уставу «Муниципального образовательного учреждения Специальной (коррекционной) школы гор. Липецка, принятого Общим собранием трудового коллектива специальной (коррекционной) школы гор. Липецка 30.08.1996 года - данная школа является специальным коррекционным образовательным учреждением для обучающихся воспитанников с отклонениями (недостатками) в умственном развитии.
Свидетельством «О регистрации изменений в наименовании юридического лица» от 19 февраля 2001 года подтверждается изменение наименования учебного заведения, где работа истица на «Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) школа УШ вида гор. Липецка.
Проанализировав изложенное суд находит установленным, что оспариваемый истицей период работы с 04.10.1994 года по 31.08.1997 года протекал во « специальной вспомогательной школе», которая в 1996 году в соответствии с принятием новых учредительных документов стала именоваться специальным коррекционным образовательным учреждением - школой для обучающихся воспитанников с отклонениями в умственном развитии».
Постановлением Министерства труда России от 3 октября 2002 года № 67 было установлено тождество наименований учреждений: «специальное (коррекционное) образовательное учреждение 1-УШ вида - школа»; «специальная (коррекционная) школа для умственно-отсталых детей и для детей с другими отклонениями в развитии»; «вспомогательная школа» - наименованию «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа», которое предусмотрено Списком от 22 сентября 1999 года № 1067.
При таких обстоятельствах, суд находит возражения ответчика против включения в специальный педагогический стаж истицы периода ее работы с 04.10.1994 года по 31.08.1997 года несостоятельными.
С учетом включения в специальный стаж истицы Лопатиной М.Ю. периодов: с 01.09.1983 года по 03.07.1988 года и с 04.10.1994 года по 31.08.1997 года, стаж педагогической деятельности истицы по состоянию на 22 июня 2010 года - момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, превысил 25 лет, что дает ей право на трудовую пенсию по старости в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и что дает суду основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд:
Р Е Ш И Л:
Признать за Лопатиной ФИО11 право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке назначить Лопатиной ФИО12 с 22.06.2010 года (момента обращения) досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитав в специальный стаж периоды: с 01.09.1983 года по 03.07.1988 года и с 04.10.1994 года по 31.08.1997 года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в течение 10 дней.
Председательствующий
Решение не вступило в законную силу.