Дело № 2-2045/11 Р Е Ш Е Н И Е и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 01 июня 2011 г. город Липецк Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в составе председательствующего Лопатиной Н.Н. при секретаре Лариной А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Воржева А.Ю. к ООО «Строй-Сервис-Э», ООО «УК «Комфорт-Л» о взыскании ущерба, неустойки и компенсации морального вреда, у с т а н о в и л: Воржев А.Ю. обратился в суд с иском к ООО «Стой-Сервис-Э» о взыскании денежных средств в возмещение ущерба, причиненного его имуществу залитием квартиры, указывая, что 18.12.2010 года произошло залитие его квартиры №*, расположенной на пятом этаже дома №* по ул. *, вследствие протечек кровли. Залитие квартиры привело к порче имущества, находящегося в квартире: поврежден кухонный гарнитур (расслоилась часть облицовки навесного кухонного шкафа), пришел в негодность подвесной потолок из гипсокартана на кухне, на потолке появились грязные разводы, пришла в негодность облицовка оконного проема и подоконник на кухне, намокли и отслоились обои в кухне, в ванной комнате отслоилась плитка. Залитие продолжалось несколько дней, ответчик на требования об устранении протечек кровли не реагировал, истец вынужден был за свой счет производить работы по очистке кровли от наледи и ремонту кровли. Ущерб причинен истцу по вине ответчика, который не обеспечил надлежащего содержания и контроля за исправностью общедомового имущества, в связи с чем истец просит взыскать с ответчика сумму причиненного материального ущерба * руб., сумму затрат на оплату работ по устранению недостатков, порученной третьим лицам - * руб., пеню за просрочку удовлетворения требования о возмещении расходов в сумме * и компенсацию морального вреда в сумме * руб. Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в суд направил своего представителя. Представитель истца по доверенности от 27.07.2010 г. Безруков В.Ф. требования поддержал в полном объеме, просил также взыскать расходы по оказанию услуг представителя в сумме *руб. Представитель ответчика ООО «Строй-Сервис-Э» Клычева И.С. по доверенности от 26.11.2010 г. иск в части восстановительного ремонта в сумме * руб. и в части стоимости поврежденного навесного шкафа в сумме * руб., а всего на сумму * руб. признала, в остальной части - иск не признала. Представитель ООО «Строй-Сервис-Э» и ООО УК «Комфорт-Л» по доверенности от 30.03.2011г. Жигулина Л.Б. иск не признала, указывая, что после получения из МУП «АДС городское хозяйства» г. Липецка заявки о протечке кровли жилого дома №№ по ул. <данные изъяты> в г. Липецке, сотрудниками ООО «Строй-Сервис-Э» были выполнены работы по растоплению ледяного покрытия кровли и ее ремонту собственными силами и за счет средств управляющей компании, у истца не было необходимости производить самостоятельно работы по ремонту кровли. Выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Судом установлено, что 18 декабря 2010 г. произошло залитие квартиры №*, расположенной на пятом этаже дома №* по ул. *, принадлежащей по праву собственности истцу. Причиной залития явилась течь кровли над квартирой №* указанного дома. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из журнала заявок МУП «АДС городского хозяйства» г. Липецка (л.д.108), следует из ответа ООО «Стройсервис-Э» (л.д.62) и не оспаривается ответчиком. Из выписки из журнала заявок МУП «АДС городского хозяйства» г. Липецка и ответа ООО «Стройсервис-Э» следует, что заявка от истца о протечке кровли поступила 18.12.2010 г., а работы по растоплению ледяного покрытия и ремонту кровли произведены 23.12.2010 г. Залитие квартиры привело к порче имущества, находящегося в квартире: поврежден кухонный гарнитур (расслоилась часть облицовки навесного кухонного шкафа), пришел в негодность подвесной потолок из гипсокартана на кухне, на потолке появились грязные разводы, пришла в негодность облицовка оконного проема и подоконник на кухне, намокли и отслоились обои в кухне, в ванной комнате отслоилась плитка. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Согласно ст. 30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В силу ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Согласно ст. 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива. Из приведенных выше положений Жилищного Кодекса РФ следует, что обязанность собственника жилого помещения по содержанию данного помещения и, если данное помещение является квартирой, по содержанию общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме сводится к своевременной и в полном объеме оплате расходов за жилое помещение и коммунальные услуги, в состав которых входит, в том числе, плата за содержание и ремонт жилого помещения, плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии со ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Судом установлено и сторонами не оспаривается, что с истцом договор управления многоквартирным домом не заключен. Однако, ответчиком предоставлена копия договора управления многоквартирным домом, заключенного ООО «Строй-Сервис-Э» с другими жильцами: договор №86/20 от 21.01.2009 г. (квартира №№- Петрова О.Л.). Учитывая, что в силу ст. 162 ЖК условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме, то с истцом договор заключен на аналогичных условиях. Согласно условиям договора управления многоквартирным домом Управляющая компания обязана обеспечивать предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества собственника в многоквартирном доме; организовать круглосуточное аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома с целью устранения аварий и неисправностей, а также выполнения заявок собственников помещения в сроки, установленные действующим законодательством; участвовать во всех проверках и обследованиях многоквартирного дома, а также по требованию собственника направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления услуг ненадлежащего качества с составлением соответствующего акта, а также акта о причинении ущерба имуществу собственника в связи с авариями на общедомовом имуществе, отсутствием или некачественным предоставлением услуг по договору (п. 2.1 договора). Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. В силу п. 2 Правил в состав общего имущества включаются:…б) крыши… Согласно п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам… В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;…з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом (п.12 Правил). Согласно п. 13 Правил осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений). В силу п.28 Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. В соответствии с п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (п.1.1). В силу п. 4.6.1.1-4.6.1.2. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки. Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоя). Неисправности, являющиеся причиной протечек кровли, должны быть устранены в сроки, указанные в приложении N 2. 4.6.1.23 Правил очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью; удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Приложением N 2 кПравилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда установлены предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования, которые для устранения протечки в отдельных местах кровли установлены в 1 сутки. Работы по ремонту кровли производились ответчиком в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 года, не в течение суток, а значительно позднее. Работы по очистке кровли от снега не производились при наличии необходимости в этих работах, что привело к образованию наледи, приведшей впоследствии к протечке кровли. Суд приходит к выводу, что работы по ремонту кровли ответчиком не производились вообще, эти работы были выполнены истцом. При этом суд исходит из следующих обстоятельств. Ответчиком предоставлен отчет о расходе материала по текущему ремонту дома № * по ул. * и акт о приемке выполненных работ за декабрь 2010 г. (л.д.169-172), из которых следует, что произведен ремонт кровли материалом «линокром» в количестве 50 кв. м над квартирами №* и №*. Свидетель Абдулов В.Г. показал, что он проживает в квартире №* дома №* по ул. *, над его квартирой, на последнем этаже дома, находится квартира №*. Крыша над этой квартирой постоянно течет, течь проходит и в его квартиру. В конце декабря 2010 г. была оттепель, и крыша вновь стала протекать. Выйдя из дома, он увидел возле соседнего подъезда (в котором находится квартира №*) машину, из которой выгружали газовые баллоны, горелку, рулоны рубероида. На его вопрос ему ответили, что производят ремонт кровли по частному заказу из квартиры №*. Свидетель вместе с работниками поднимался на крышу, в его присутствии очищали крышу от снега и наледи, под снегом были дыры в кровле, следов ремонта не было. Свидетель вел разговор о том, чтобы и над их подъездом также отремонтировали кровлю, но через несколько дней кровля над квартирой №* была отремонтирована управляющей компанией. Свидетель Кузовлев С.Ю. показал, что работает прорабом РСУ №6 ООО «Строй-Сервис-Э». В декабре (числа не помнит) поступила заявка от жильцов квартиры №* дома №* по ул. * о протечке крыши над их квартирой. Заявка поступила в выходной день. В первый рабочий день он пришел в квартиру №*, на кухне капало с потолка. В этот день место протечки не установили. Начали делать работы через 2-3 дня. Производили ремонт кровли и над квартирой №*. А через несколько дней, примерно через неделю, после произведенного ими ремонта жильцы квартиры № * сделали ремонт кровли за свой счет и своими силами. Суд критически относится к показаниям свидетеля Кузовлева С.Ю., поскольку они противоречивы, не согласуются с другими доказательствами. Так свидетель утверждает, что видел, как истец своими силами осуществлял ремонт кровли через неделю после произведенного ООО «Строй-Сервис-Э» ремонта, в то время как ремонт кровли был осуществлен истцом 23 декабря 2011 г. Свидетель утверждает, что истец во время проведения ООО «Строй-Сервис-Э» ремонта поднимался на крышу, однако описать внешность истца свидетель не может. Свидетель не может назвать, кто из работников РСУ-6 производил работы по ремонту кровли, в то время как утверждает, что постоянно находился на месте производства работ. Кроме того, свидетель является работником ООО «Строй-Сервис-Э» и может быть заинтересован в благоприятном для ответчика исходе дела. В то же время материалами дела подтверждается, что после того, как ответчиком были нарушены сроки выполнения работ по устранению течи кровли (1 сутки), истцом были выполнены работы за счет собственных средств, во избежание большего ущерба его имуществу. При отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, произведенных в процессе выполнения работы (оказания услуги), а также платы за выполненную работу (оказанную услугу), за исключением случая, если потребитель принял выполненную работу (оказанную услугу). В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Размер неустойки (пени) определяется исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было. В силу ст. 31 ФЗ «О защите прав потребителей» требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона (в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги). Анализируя приведенные выше положения нормативных актов, регулирующих правоотношения в области защиты прав потребителей, суд приходит к выводу, что истец вправе был в случае нарушения ответчиком сроков выполнения работ по устранению течи кровли (1 сутки) по своему выбору поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов. Истец согласно договору подряда от 22.12.2010 г. поручил ИП Шведову Д.И. выполнение работ по уборке снега и очистке наледи с крыши, уплатив за выполнение этих работ <данные изъяты> руб. Согласно договору подряда от 24.12.2010 г. истец поручил ИП Шведову Д.И. выполнение работ по ремонту кровли на 4 подъездом дома №№ по ул. <данные изъяты>, уплатив за работы <данные изъяты> руб. На приобретение материала для ремонта кровли (унифлекс ТКП, мастика кровельная) истцом понесены расходы в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.39-51) Всего истцом понесены расходы на выполнение работ по ремонту кровли в сумме <данные изъяты> руб. (с учетом расходов по перечислению денежных средств через банк- <данные изъяты> руб.). Уплата истцом указанных сумм подтверждается платежными документами. Ответчиком не предоставлено доказательств в обоснование доводов об отсутствии своей вины в ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников жилого дома, которые своевременно оплачивались истцом. Суд предлагал ответчику предоставить доказательства в обоснование доводов о надлежащем выполнении обязанностей по содержанию жилого дома и об отсутствии вины в ненадлежащем исполнении обязанностей по содержанию жилого дома. Однако ответчиком не были предоставлены журналы проведения профилактических осмотров, либо иные доказательства, подтверждающие надлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. В то же время истцом предоставлены доказательства внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащим образом исполняя свои обязательства по оплате услуг за содержание и ремонт жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, истец вправе требовать предоставления качественного и в полном объеме предоставления этих услуг. Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. Приведенные выше доказательства подтверждают факт повреждения имущества истца, находящегося в квартире, в результате залития водой с крыши. Ответчиком не оспаривается факт повреждения указанного имущества истца. Ответчиком размер ущерба не оспаривается, доказательств в опровержение размера ущерба не предоставлено, ходатайств о проведении экспертизы по определению размера ущерба не заявлено. Суд считает возможным принять соглашение сторон по поводу размера причиненного истцу ущерба вследствие повреждения его имущества залитием квартиры - <данные изъяты> руб. Поскольку ответчиком не исполнено требование истца о возмещении понесенных им затрат по производству работ, порученных третьим лицам, в установленные законом сроки (десять дней с момента предъявления такого требования), то в силу п. 1 ст. 31 ФЗ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию неустойка в размере, не превышающем общую стоимость заказа - <данные изъяты> руб., за период просрочки в 120 дней (с 29.01.2011 г.): 35862х120х3%. Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает, что моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсацииморального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Учитывая обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд считает размер компенсации причиненного истцу морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей разумным и справедливым, соответствующим степени нравственных страданий истца по поводу нарушения его прав потребителя и степени вины ответчика. При этом суд учитывает, что предоставлением истцу услуг ненадлежащего качества созданы существенные неудобства в быту, ощущение некомфортности, поручение третьим лицам выполнение работ, которые обязан выполнять ответчик, требует значительных физических и временных затрат. В соответствии с п. 6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Поскольку требования истца не были удовлетворены ответчиком в срок, то имеются основания для взыскания штрафа, предусмотренного п.6 ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей», размер которого составляет <данные изъяты> руб. ((36186,23+36693+35862+5000): 2). Исковые требования к ООО «Комфорт-Л» удовлетворению не подлежат, поскольку обязанность по содержанию общего имущества собственников жилого дома возлагается на ООО «Строй-Сервис-Э». Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом понесены расходы в сумме <данные изъяты> руб., что подтверждается платежными документами. С ответчика подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> руб., исходя из повышенной сложности дела, большого объема оказанных услуг, количества проведенных по делу судебных заседаний, исходя из сложившейся гонорарной практики, суд считает эту сумму разумной и оправданной. Суд учитывает также правовое положение ответчика, являющегося юридическим лицом, и истца, являющегося потребителем коммунальных услуг. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика взыскивается государственная пошлина в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб. Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РФ, суд р е ш и л: взыскать с ООО «Строй-Сервис-Э» в пользу Воржева ФИО11 в возмещение ущерба <данные изъяты> коп; - неустойку - <данные изъяты> руб.; - компенсацию морального вреда - <данные изъяты> руб., расходы по оплате услуг представителя - <данные изъяты> руб., штраф в доход местного бюджета города Липецка <данные изъяты> руб.; - госпошлинув доход местного бюджета города Липецка - <данные изъяты> руб. В иске к ООО «Комфорт-Л» - отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение десяти дней. Председательствующий: Мотивированно решение изготовлено 06.06.2011 г.