решение по делу



Дело №2-1660/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06.06.2011 года                                                                                                                         г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе председательствующего судьи Москалевой Е.В., при секретаре Томилиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело по иску Крюковой ФИО11 к Литаврину ФИО12, МУП ФИО13 о признании договора от 04.12.09 г. № 36846 на передачу квартиры в собственность недействительным и незаконным отказа незаконным отказа МУП ФИО14 в расторжении договора 04.12.09 г. № 36846 на передачу квартиры в собственность,

установил:

Крюкова Л.Н. обратилась в суд с иском к Литаврину С.Ю., МУП «Липецкая недвижимость». В исковом заявлении указывает, что на основании ордера Литаврину Н.М. (ныне умерший) была предоставлена <адрес> на состав семьи Литаврина К.Т. - жена (умерла в 1988 году), Литаврин Ю.Н. - сын (умер в 2003 году), Крюкова (Литаврина) Л.Н. - дочь. При жизни, в феврале 1993 года, Литаврин Ю.Н. зарегистрировал в указанной квартире сына Литаврина С.Ю., 1992 года рождения. В 1998 году брак между родителями ответчика Литаврина С.Ю. распался. Литаврин С.Ю. никогда не проживал в указанной квартире, а проживал все время по месту жительства своей матери в <адрес>. 19 по <адрес>. Литаврина Н.М. ответчик увидел первый и последний раз 04.12.2009 года при заключении договора №36846 на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации. Но регистрировать договор в УФРС по Липецкой области умерший Литаврин Н.М. и его дочь Крюкова Л.Н. передумали, так как Литаврин Н.М., изъявляя свою волю, подал иски к Литаврину С.Ю. о признании его утратившим право пользования жилым помещением и не приобретшим право пользования. Кроме того, Крюкова Л.Н. обращалась в МУП ФИО15 с заявлением о расторжении договора , однако ей было отказано. Ссылаясь на данные доводы, а также указывая, что помимо того, что Литварин Н.М. и Крюкова Л.Н. отказались от намерения заключить договор приватизации, в данном договоре не указано полное наименование одной из сторон - Администрации, отсутствует расшифровка и должность подписавшего договор, просит признать договор от 04.12.09 г. № 36846 на передачу квартиры в собственность недействительным и незаконным отказ МУП ФИО16 в расторжении договора приватизации.

В судебном заседании представитель истца Горлова Л.И. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Законный представитель ответчика Литаврина С.Ю. Литаврина И.В. возражала против удовлетворения иска, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на иск.

Представитель ответчика МУП «Липецкая недвижимость», представитель соответчика - администрации г. Липецк, представитель третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области в судебное заседание не явились, о дате, месте, времени слушания дела извещались своевременно, надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают права и обязанности.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что 04.12.2009 года Литавриным Н.М., несовершеннолетним Литавриным С.Ю., действовавшим с согласия матери Литавриной И.В., и Крюковой Л.Н. был подписан договор №36846 на передачу квартиры №24 дома 10 по ул. Космонавтов г. Липецка в их собственность в порядке приватизации по 1/3 доле каждому. Впоследствии данный договор не был зарегистрирован в Управлении Росреестра.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ч.1 ст. 7 указанного Закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не предусмотрено законом.

В силу ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Основания признания сделки недействительной определены ст.ст. 167-179 ГК РФ.

Согласно ч.3 ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ №8 от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ»» указано, что, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Литаврин С.Ю. обращался в суд с иском к Крюковой Л.Н., администрации г. Липецк о признании за ним права собственности на долю квартиры №24 дома 10 по ул. Космонавтов г. Липецка в порядке приватизации и наследования, однако определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 20.04.2011 года в удовлетворении данных требований было отказано. Данным определением было установлено, что до смерти Литаврина Н.М. стороны договора имели реальную возможность соблюсти все правила оформления права собственности по договору приватизации. Однако после подписания договора заявления о регистрации права собственности не были поданы, Литаврин Н.М. и Крюкова Л.Н. отказались от заключения договора. Так, Литавриным Н.М. 21.04.2010 г. и 02.06.2010 г. были предъявлены иски к Литаврину С.Ю. о признании утратившим и неприобретшим право пользования спорным жилым помещением. Таким образом, право собственности по договору Литавриным Н.М. не было зарегистрировано не по независящим от него причинам (исключительно по причине его смерти), а в связи с тем, что изменилось его намерение, т.е. отсутствовало волеизъявление на приватизацию квартиры на условиях оформленного договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, обязан по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации.

В силу п. 3 ст. 433 ГК РФ, договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, проверив доводы сторон, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания договора недействительным, поскольку в данном случае договор приватизации не считается заключенным, так как для оформления приватизации необходима воля сторон - каждого участника приватизации.

В данном случае воля Литаврина Н.М. и Крюковой Л.Н. на приватизацию указанной квартиры отсутствует, в связи с чем приватизация не могла и не может быть осуществлена.

Исходя из вышеприведенных правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что для приобретения в порядке приватизации жилого помещения в общую собственность необходимо добровольное совместное волеизъявление всех проживающих в жилом помещении. При этом моментом возникновения права собственности на приобретаемое жилое помещение признается момент государственной регистрации права собственности. Таким образом, добровольное волеизъявление сторон должно существовать не только в момент подписания договора, но и в последующем до государственной регистрации.

Довод представителя ответчика о том, что, подписывая договор на передачу квартиры в собственность, Крюкова Л.Н. и Литаврин Н.М. выразили свою волю приобрести в долевую собственность с Литавриным С.Ю. квартиру, является несостоятельным, поскольку до регистрации договора Крюкова Л.Н. и Литаврин Н.М. воспользовались предоставленным им законом правом отказаться от регистрации договора, тем самым отказаться от приобретения спорной квартиры в собственность.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Исходя из того, что предметом договора передачи является переход права собственности на жилое помещение, то такой договор применительно п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 558 ГК РФ подлежит государственной регистрации, а поскольку сторона договора, подлежащего государственной регистрации, отказалась от заключения договора до его государственной регистрации, то такой договор не может считаться заключенным, в связи с чем утверждение представителя истца и представителя ответчика о том, что договор считается заключенным, является ошибочным.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что сделка по приватизации <адрес> не была заключена, то, следовательно, не имеется оснований для признания ее недействительной.

С учетом изложенных обстоятельств отсутствуют и основания для признания незаконным отказа МУП ФИО21 незаконным отказа МУП ФИО22 в расторжении договора 04.12.09 г. № 36846 на передачу квартиры в собственность.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194 -199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать в иске Крюковой ФИО18 к Литаврину ФИО19, к Администрации г. Липецка, МУП ФИО20 о признании договора от 04.12.09 г. № 36846 на передачу квартиры в собственность недействительным и незаконным отказа МУП «Липецкая недвижимость» в расторжении договора 04.12.09 г. № 36846 на передачу квартиры в собственность.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней в Липецкий областной суд.

                                           

Председательствующий                                                                                             

Мотивированное решение

изготовлено 14.06.2011 года.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200