Решение пенсия



                                                                                                                   Дело № 2-3336/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года                                                                                            г.Липецк

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Торговченковой О.В.

при секретаре Бочаровой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кукишевой ФИО8 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и перерасчете пенсии,

                                                                   УСТАНОВИЛ:

     Кукишева Р.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о зачете в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов отпусков по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и перерасчете трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года.

     В обоснование заявленных требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года ей назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в районах Крайнего Севера. С ДД.ММ.ГГГГ года пенсия стала исчисляться без включения в стаж работы в районах Крайнего Севера, учитываемого для установления повышенной базовой части трудовой пенсии по старости, отпусков по уходу за детьми.

    Периоды отпусков по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет имели место в период работы истицы в г.<данные изъяты> и пос. <данные изъяты> района <данные изъяты>. Приобретение права на указанные отпуска по уходу за детьми приходится на период до 06.10.1992 года, то есть до установления нового правового регулирования, исключившего из специального стажа работников периоды отпусков по уходу за детьми. Следовательно, они должны быть засчитаны в стаж работы в районах Крайнего Севера.

    В последующем истица уточнила заявленные требования и просила обязать ответчика признать за ней право на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года, засчитав в специальный стаж отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

     В судебное заседание истица Кукишева Р.В. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

    Представители истицы по доверенности Кукишев А.А. и по ордеру ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержали.

     Представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в г.Липецке ФИО10., действующий на основании доверенности, иск не признал и объяснил, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет не подлежит включению в стаж для определения права на повышенную базовую часть пенсии. В целях реализации Федерального закона от 01.12.2007 года №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из принципа нового правового регулирования, при установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии по старости и базовой части трудовой пенсии по инвалидности стаж работы на Крайнем Севере исчисляется без учета норм ранее действовавшего законодательства, то есть периоды отпусков по уходу за детьми до одного года и полутора лет не могут быть включены в стаж работы на Крайнем Севере.

    Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     В соответствии с под. 6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

    Статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предполагает возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

      Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П определено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Данная правовая позиция означает, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, стаж должен исчисляться на основании законодательства, действовавшего во время выполнения указанной деятельности.     

    По делу установлено, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке от ДД.ММ.ГГГГ года № истице Кукишевой Р.В. назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в районах Крайнего Севера как женщине, имеющей двух и более детей, с ДД.ММ.ГГГГ года. При назначении пенсии за работу в районах Крайнего Севера ответчиком исчислен общий страховой стаж истицы равный <данные изъяты> годам <данные изъяты> месяцам <данные изъяты> дням, и специальный стаж, дающий право на пенсию за работу в районах Крайнего Севера, - <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. При исчислении базовой части трудовой пенсии по старости для определения права на повышенную базовую часть пенсии в стаж работы в районах Крайнего Севера ответчиком не засчитаны периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года отпуска.

    Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела истицы Кукишевой Р.В.

    Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № УПФР в г.Липецке уведомил истицу Кукишеву Р.В. о том, что при определении размера пенсии на дату назначения ей ошибочно было применено повышенное отношение заработков <данные изъяты>, а потому при проверке пенсионного дела с ДД.ММ.ГГГГ года отношение заработков ограничено предельной величиной <данные изъяты> из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера. В стаж работы в районах Крайнего Севера для определения права на повышенную базовую часть пенсии не засчитаны периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

    Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.

    Кукишева Р.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ года.

    Свою трудовую деятельность начала с ДД.ММ.ГГГГ года. Общий страховой стаж истицы составил <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней, из которых <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней приходится на работу в районах Крайнего Севера:

    с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - в должности <данные изъяты>

    с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - в должности <данные изъяты>;

    с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - в должности <данные изъяты>;

    с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - в должности <данные изъяты>;

    с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года - в должности <данные изъяты>

    В период работы в должности <данные изъяты> у истицы Кукишевой Р.В. ДД.ММ.ГГГГ года родился сын Дмитрий, что подтверждается свидетельством о рождении.

    В период работы в должности <данные изъяты> у истицы Кукишевой Р.В. ДД.ММ.ГГГГ года родилась дочь Светлана, что подтверждается свидетельством о рождении.

    Согласно справке ОАО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года № Кукишевой Р.В. предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Согласно той же справке истице предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

    Таким образом, как следует из установленных по делу обстоятельств, отпуск по уходу за первым ребенком истицы имел место до принятия Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года), с вступлением в силу которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, а отпуск по уходу за вторым ребенком начался до установления нового правового регулирования (то есть до 6 октября 1992 года), а закончился после установления нового правового регулирования, то есть после 6 октября 1992 года.

    До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

    Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

    Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

    В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

    Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

    Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

    Таким образом, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.     

    Учитывая, что истица, находясь в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в период после 06 октября 1992 года (дата вступления в силу изменений в статью 167 КЗоТ РСФСР), по действовавшему на день предоставления такого отпуска законодательству приобрела право включения этого периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, то это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

    Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года имел место до установления нового правового регулирования, то есть до 6 октября 1992 года.

    При таких обстоятельствах, коль скоро отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года имел место у истицы до установления нового правового регулирования, а право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истица приобрела до установления нового правового регулирования, её непосредственная работа перед уходом в отпуска в бесспорном порядке включена ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за работу в районах Крайнего Севера, то вышеназванные периоды подлежат включению в стаж Кукишевой Р.В. при назначении пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера. Данный период составил <данные изъяты> года <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дня.          

    В силу п. 7 ст.14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

    Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

    Исходя из смысла и содержания п. 7 ст.14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», следует, что размер повышенной базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Каких-либо ограничений и дополнительных условий относительно исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера для определения размера базовой части трудовой пенсии по старости вышеуказанные нормы закона не содержат. Единственными условиями для установления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера являются: стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж для мужчин - не менее 25 лет и для женщин - не менее 20 лет.          

    Довод ответчика о том, что оспариваемые периоды подлежат исключению из специального стажа, так как при установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии по старости и базовой части трудовой пенсии по инвалидности стаж работы на Крайнем Севере исчисляется без учета норм ранее действовавшего законодательства, суд находит несостоятельным и не основанным на нормах права. Никаких норм, подтверждающих позицию ответчика при определении базовой части трудовой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.

    При таких обстоятельствах требования истицы обоснованы и подлежат удовлетворению.

      

      Как следует из материалов пенсионного дела Кукишевой Р.В., отношение заработков истицы при назначении пенсии ограничено предельной величиной <данные изъяты> без учета периодов отпусков по уходу за детьми с ДД.ММ.ГГГГ года и с этой даты произведен перерасчет её пенсии.

    В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

    Судом установлено, что ответчик назначил истице трудовую пенсию по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ года, на момент назначения пенсии все доказательства, подтверждающие право истицы на досрочное пенсионное обеспечение, имелись, перерасчет размера пенсии произведен ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ года в результате уменьшения размера базовой части, а потому размер базовой части трудовой пенсии Кукишевой Р.В. должен быть определен с момента перерасчета пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года. С этой даты подлежит перерасчет пенсии истицы с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии.

    Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

    В силу ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

    Истица просит взыскать с ответчика расходы за подготовку и ведение гражданского дела в суде (составление искового заявления, изучение материалов дела, участие представителя при подготовке дела к судебному разбирательству, в судебном заседании) в сумме <данные изъяты> рублей. В подтверждение произведенных расходов представлена квитанция.

    Как установлено по делу, истица не имеет юридического образования, что свидетельствует об отсутствии у неё юридических знаний и нуждаемости в юридических услугах. Учитывая объем рассмотренного дела, его сложность, объем изученного материала при подготовке искового заявления, суд находит разумным определить расходы за указанные услуги в сумме <данные изъяты> рублей.      

Как следует из материалов дела, представитель истицы ФИО11 участвовала при подготовке дела к судебному разбирательству на одной беседе, а также в одном состоявшемся по делу судебном заседании, знакомилась с материалами дела. Принимая во внимание количество бесед и судебных заседаний, в которых участвовал представитель истицы, сложность и объем рассмотренного дела, суд находит сумму на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей разумной и подлежащей взысканию с ответчика.

    Таким образом, общая сумма судебных расходов, подлежащая взысканию с ответчика, составляет <данные изъяты> рублей.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Признать за Кукишевой ФИО12 право на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке установить Кукишевой Раисе Васильевне с ДД.ММ.ГГГГ года размер базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера, засчитав в специальный стаж периоды : с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года и с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

    Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке произвести Кукишевой ФИО13 перерасчет пенсии с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ года.

    Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке в пользу Кукишевой ФИО14 судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

    Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение 10 дней.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200