Дело № 2- 3026/11 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15.06.2011 года Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в составе: председательствующего Долговой Л.П. при секретаре Чаукиной О.В., с участием помощника прокурора Перовой Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах Российской Федерации к Покотило ФИО6 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Советского района г. Липецка обратился в суд с иском к Покотило А.С. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме №. за ДД.ММ.ГГГГ., указывая на то, что ответчик являлся индивидуальным предпринимателем, был зарегистрирован в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда РФ. Однако, в нарушение ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования» страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда своевременно и в полном объеме не перечислил. ДД.ММ.ГГГГ ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя, снят с регистрационного учета. Истец просил суд взыскать с ответчика недоимку по страховым взносам за 2010г. и пени в сумме №., в том числе № № № № № № № № (№ Ответчик Покотило А.С.. в судебном заседании иск не признал, утверждая, что он является <данные изъяты>, в связи с чем он должен быть освобожден от уплаты страховых взносов. В судебном заседании представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке по доверенности Мельников А.А. поддержал заявленные исковые требования, при этом подтвердил, что на момент рассмотрения дела ответчиком не погашена задолженность по уплате страховых взносов за №. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств. Федеральный Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования» № 212-ФЗ от 24.07.2009г. регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. В силу ст. 3 Федерального закона Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, Согласно ст. 5 Федерального Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: а) организации; б) индивидуальные предприниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. В соответствии со ст. 14 названного выше Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации ( ст.13 ФЗ). В 2010 г. при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования, применяются соответствующие тарифы страховых взносов, установленные частью 1 статьи 57 настоящего Федерального закона Статьей 16 Федерального Закона определено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи ( часть 2). В силу ст. 18 ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Статьей 25 ФЗ предусмотрено, что пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Судом установлено: Ответчик Покотило А.С. с 03.03.2005г. был зарегистрирован в Пенсионном органе в качестве страхователя, что подтверждается данными карточки плательщика ( л.д 7). 09.11..2010 года ответчик утратил государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей внесена запись. Указанные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ. Настаивая на удовлетворении заявленных требований, представитель УПФ РФ в г. Липецке указал на то, что, являясь в №. индивидуальным предпринимателем, ФИО1 не перечислил в бюджет Пенсионного фонда обязательные страховые платежи на страховую часть пенсии, на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, размер которых в силу закона равен № Доводы представителя заинтересованного лица подтверждаются данными Реестра учета платежей страхователя. ДД.ММ.ГГГГ. ГУ УПФ РФ в <адрес> направило ответчику требование №, в соответствии с которым ответчику предлагалось уплатить сумму недоимки по страховым взносам и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ Поскольку в добровольном порядке в установленный срок ответчик указанное требование не исполнил, истец на основании ст.21 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования» правомерно обратился с заявлением в суд о взыскании суммы недоимки. Суд полагает, что размер начисленной пенсионным органом недоимки произведен в соответствии с особыми тарифами страховых взносов, установленными на 2010г. в ст. 57 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования». Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» статья 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дополнена п.5, согласно которому федеральные государственные служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы её увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона. В соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» выплата страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и выплата доли страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) федеральным государственным служащим к пенсии за выслугу лет, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим, получающим в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет, являются расходным обязательством Пенсионного фонда Российской Федерации и осуществляются за счет средств, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии. Согласно п.3 вышеназванного Федерального закона положения п.5 ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 3166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 мая 2005 года №223-О положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24 февраля 1998 года №7-П, от 23 декабря 1999 года №18-П, от 3 июня 2004 года №11-П и от 23 декабря 2004 года №19-П, а также в настоящем Определении, - утрачивали силу и не могли применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Введение надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление индивидуальным предпринимателям, являющимся получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, осуществлено Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», положения которого в данной части распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, с учетом вышеуказанных положений действующего законодательства обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии у индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», возникла с введением нового правового регулирования с 1 января 2008 года. Какого-либо правового регулирования, обязывающего указанную категорию лиц уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии, не введено. Следовательно, требования истца в части взыскания с ответчика страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, на обязательное медицинское страхование за №. подлежат удовлетворению. По аналогичным основаниям суд отвергает довод ответчика об отсутствии у индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в части уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, а также нераспространения на данную категорию общего порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленный Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Наличие в п.3 действующих Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 года №582, нормы о том, что фиксированный платеж не уплачивается страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не является основанием для отказа истцу в иске, поскольку введение нового правового регулирования в данной части осуществлено Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», по отношению к которому вышеназванное постановление Правительства РФ является подзаконным актом. Довод ответчика о том, что в № он не осуществлял предпринимательскую деятельность, доходов не имел, а поэтому не должен производить выплату страховых взносов, суд оценивает критически и не может признать его правомерным. Суд учитывает, что обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате данных страховых взносов возникает в силу закона, не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя и не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения им доходов. Также по изложенным выше основаниям суд не может признать правомерным довод ответчика о том, что он является инвалидом <данные изъяты>. Указанные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска в соответствии с действующим законодательством. При этом суд также принимает во внимание то обстоятельство, что ответчик имел реальную возможность ранее прекратить в установленном законом порядке деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, что подтвердил сам ответчик в судебном заседании. Учитывая, что ответчик Покотило А.С. в установленные Федеральным Законом сроки не произвел оплату страховых взносов, суд полагает, что требования истца о взыскании с ответчика пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Расчет является правильным и обоснованным, поскольку произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства. В соответствии со ст. 333.36 НК РФ суд считает необходимым освободить ответчика от уплаты госпошлины в размере 404 руб.84 коп. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с Покотило ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу бюджета Пенсионного фонда России недоимку по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. и пени в размере № руб., из которых: по № № № № № № № № Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в 10-ти дневный срок. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено 20.06.2011г.