о взыскании недоимок по страховым взносам



Дело № 2- 2976/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15.06.2011 года

Советский районный суд г. Липецка Липецкой области

в составе:

председательствующего     Долговой Л.П.

при секретаре                      Чаукиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке

гражданское дело по иску ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке к Немцевой ФИО5 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование,

                                     У С Т А Н О В И Л:

ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке обратилось в суд с иском к Немцевой Т.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме . за ДД.ММ.ГГГГ указывая на то, что ответчица являлась индивидуальным предпринимателем, была зарегистрирована в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда РФ. Однако, в нарушение ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования» страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда своевременно и в полном объеме не перечислила. ДД.ММ.ГГГГ ответчица утратила статус индивидуального предпринимателя, снята с регистрационного учета. Истец просил суд взыскать с ответчицы недоимку по страховым взносам за ДД.ММ.ГГГГ. и пени в сумме ., в том числе

Ответчица Немцева Т.И.. в судебном заседании иск не признала, утверждая, что она является <данные изъяты>, в связи с чем она должна быть освобождена от уплаты страховых взносов.

В судебном заседании представитель ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке по доверенности Мельников А.А. поддержал заявленные исковые требования, при этом подтвердил, что на момент рассмотрения дела ответчицей не погашена задолженность по уплате страховых взносов за

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

Федеральный Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования» № 212-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В силу ст. 3 Федерального закона Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования,

Согласно ст. 5 Федерального Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 14 названного выше Закона плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 настоящей статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации ( ст.13 ФЗ).

В 2010 г. при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования, применяются соответствующие тарифы страховых взносов, установленные частью 1 статьи 57 настоящего Федерального закона

Статьей 16 Федерального Закона определено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи ( часть 2).

В силу ст. 18 ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Статьей 25 ФЗ предусмотрено, что пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.

Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Судом установлено:

Ответчица ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в Пенсионном органе в качестве страхователя, что подтверждается данными карточки плательщика ( л.д 6).

ДД.ММ.ГГГГ года ответчица утратила государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей внесена запись.

Указанные обстоятельства подтверждаются Выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, представитель УПФ РФ в г. Липецке указал на то, что, являясь в . индивидуальным предпринимателем, Немцева Т.И. не перечислила в бюджет Пенсионного фонда обязательные страховые платежи на страховую часть пенсии, на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, размер которых в силу закона равен

Доводы представителя истца подтверждаются данными Реестра учета платежей страхователя.

ДД.ММ.ГГГГ. ГУ УПФ РФ в г. Липецке направило ответчику требование , в соответствии с которым ответчице предлагалось уплатить сумму недоимки по страховым взносам и пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ Поскольку в добровольном порядке в установленный срок ответчица указанное требование не исполнила, истец на основании ст.21 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования» правомерно обратился с заявлением в суд о взыскании суммы недоимки.

Суд полагает, что размер начисленной пенсионным органом недоимки произведен в соответствии с особыми тарифами страховых взносов, установленными на 2010-2011гг. в ст. 57 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования».

            Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» статья 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» дополнена п.5, согласно которому федеральные государственные служащие, имеющие не менее пяти лет страхового стажа, приходящегося на периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы её увеличения в связи с индексацией и дополнительного увеличения в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Федерального закона.

    В соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» выплата страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и выплата доли страховой части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) федеральным государственным служащим к пенсии за выслугу лет, получаемой в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим, получающим в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления пенсию за выслугу лет, являются расходным обязательством Пенсионного фонда Российской Федерации и осуществляются за счет средств, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии.

    Согласно п.3 вышеназванного Федерального закона положения п.5 ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 3166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

    Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 мая 2005 года №223-О положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1-3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24 февраля 1998 года №7-П, от 23 декабря 1999 года №18-П, от 3 июня 2004 года №11-П и от 23 декабря 2004 года №19-П, а также в настоящем Определении, - утрачивали силу и не могли применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

    Введение надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление индивидуальным предпринимателям, являющимся получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, осуществлено Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», положения которого в данной части распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

    Таким образом, с учетом вышеуказанных положений действующего законодательства обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии у индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», возникла с введением нового правового регулирования с 1 января 2008 года.

    Какого-либо правового регулирования, обязывающего указанную категорию лиц уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии, не введено.

    Следовательно, требования истца в части взыскания с ответчика страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, на обязательное медицинское страхование за 2010г. подлежат удовлетворению.

    По аналогичным основаниям суд отвергает довод ответчика об отсутствии у индивидуальных предпринимателей, являющихся получателями пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в части уплаты страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, а также нераспространения на данную категорию общего порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленный Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

    Наличие в п.3 действующих Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утв. постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 года №582, нормы о том, что фиксированный платеж не уплачивается страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», не является основанием для отказа истцу в иске, поскольку введение нового правового регулирования в данной части осуществлено Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», по отношению к которому вышеназванное постановление Правительства РФ является подзаконным актом.

Довод ответчицы о том, что в 2010г. она не осуществляла предпринимательскую деятельность, доходов не имела, а поэтому не должна производить выплату страховых взносов, суд оценивает критически и не может признать его правомерным. Суд учитывает, что обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате данных страховых взносов возникает в силу закона, не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя и не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения им доходов.

Также по изложенным выше основаниям суд не может признать правомерным довод ответчицы о том, что у нее на иждивении находится дочь, обучающаяся в высшем учебном заведении, сама ответчица является инвалидом 2 группы, других доходов, кроме пенсии, не имеет. Указанные обстоятельства не могут являться основанием для отказа в удовлетворении иска в соответствии с действующим законодательством. При этом суд также принимает во внимание то обстоятельство, что ответчица имела реальную возможность ранее прекратить в установленном законом порядке деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

           Учитывая, что ответчица Немцева Т.И. в установленные Федеральным Законом сроки не произвела оплату страховых взносов, суд полагает, что требования истца о взыскании с ответчицы пени, начисленные на недоимку по страховым взносам, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Расчет является правильным и обоснованным, поскольку произведен в соответствии с требованиями действующего законодательства.             

             В соответствии со ст. 333.36 НК РФ суд считает необходимым освободить ответчицу от уплаты госпошлины в размере

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л:

Взыскать с Немцевой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты> в пользу бюджета Пенсионного фонда России недоимку по страховым взносам за . и пени в размере

Решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд <адрес> в 10-ти дневный срок.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

-32300: transport error - HTTP status code was not 200