о праве на досрочное назначение пенсии по старости



Дело № 2- 3636/ 11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.06.2011 года

                 Советский районный суд г. Липецка Липецкой области

          в составе:

председательствующего Долговой Л.П.

при секретаре                    Квасниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке

дело по иску Пастуховой ФИО7 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Решением      ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке № ДД.ММ.ГГГГ Пастуховой О.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за отсутствия требуемого стажа, вместо необходимых 30 лет имеется 27 лет 3 месяца 9 дней. При исчислении специального стажа не включены в специальный стаж периоды нахождения Пастуховой О.А. в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ., в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ., в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ., а также период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до 3ДД.ММ.ГГГГ., а также период нахождения на курсах с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ

Пастухова О.А. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, просила суд включить в специальный стаж в льготном исчислении ( 1 год работы как 1 год и 6 месяцев) периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 13.02.1989г. по 21.05.1989г., с 15.05.1992г. по 10.10.1992г., в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 22.05.1989г. по 26.09.1990г., в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до трех лет с 27.09.1990г. по 27.03.1992г., а также период нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 11.10.1992г. по 31.01.1995г.. Кроме того, в специальный стаж истица просила засчитать период прохождения курсов повышения квалификации. Отказ ответчика в назначении пенсии считает необоснованным, нарушающим ее пенсионные права. Пенсию истица просила назначить с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании истица Пастухова О.А. заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Липецке по доверенности Мельников А.А. иск не признал, утверждая, что отказ истице в назначении пенсии является обоснованным и правомерным.

Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

Право на получение пенсии является конституционным правом истца.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу Закона «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Таким образом, Законом установленапрямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.

           В соответствии с пп.20 п.1 ст.. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

         Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости утверждаются Правительством РФ.

Из пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.91 г. № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» следует, что врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, утверждены новые Списки профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Данные правила также предусматривали исчисление в полуторном размере работу врачей анестезиологов-реаниматологов, в том числе заведующих; медицинских сестер - анестезистов; медицинских сестер, в том числе старших отделений анестезиологии-реанимации медицинских учреждений, клиник и медико-санитарных частей.

Одновременно названным Постановлением было установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком 1991 года, а периоды работы после 1 ноября 1999 года - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением от 22.09.1999 г.

В соответствии с «Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в льготном порядке исчисления специального стажа засчитывается в стаж врачей работа анестезиологов-реаниматологов и медицинских сестер-анестезистов отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Из материалов дела судом установлено:

Согласно трудовой книжке истица Пастухова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ. принята в Липецкий областной онкологический диспансер на должность <данные изъяты> в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность старшей медсестры хирургического отделения, с 11.03.2008г. переведена операционной медицинской сестрой в операционный блок, где продолжает работать до настоящего времени.

                 Как установлено судом в период с ДД.ММ.ГГГГ. истица находилась в отпусках по беременности и родам, что подтверждается справкой ГУЗ Липецкий областной онкологический диспансер от 16.03.2011 (л.д.14).

            Из материалов пенсионного дела усматривается, что периоды, предшествующие

уходу истицы в отпуска по беременности и родам включены пенсионным органом в специальный стаж Пастуховой О.А. в льготном исчислении: 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.

            Учитывая, что в данные периоды истица находилась в частично оплачиваемых отпусках по беременности и родам ( период временной нетрудоспособности), в указанные периоды временной нетрудоспособности работодателем истицы должны были производиться отчисления на государственное социальное страхование, истице выплачивалось пособие по социальному страхованию, суд считает, что данные периоды должны исчисляться в том же порядке, что и периоды, предшествующие периодам нетрудоспособности, то есть в отношении указанных периодов должен быть применен льготный порядок исчисления стажа, то есть 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

          При этом суд исходит из того, что в силу п.п. 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

          Также судом установлено, что истица Пастухова О.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком - сыном Игорем, ДД.ММ.ГГГГ по 26.09.1990г., в отпуске по уходу за ребенком до трех лет с ДД.ММ.ГГГГ., что усматривается из материалов пенсионного дела, свидетельства о рождении ребенка, справки ГУЗ Липецкий областной онкологический диспансер от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

             Поскольку в указанные выше периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком статьей 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 6.10.1992 г., было предусмотрено, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет, засчитывается общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности, суд считает, что периоды нахождения истицы в частично оплачиваемом отпуске и в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежат включению в стаж работы по осуществлению лечебной деятельности, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

                В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Принимая во внимание, что право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет возникло у истицы до 6.10.1992г. ( то есть с 22.05.1989г.), истица фактически воспользовалась данным правом, суд полагает, что включению в специальный стаж подлежат в льготном порядке исчисления и периоды с 22.05.1989г. по 26.09.1990г., с 27.09.1990г. по 27.03.1992г.

.

             Суд полагает, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном порядке ( 1 год как 1 год и 6 месяцев), о чем просила истица.

           При этом суд принимает во внимание, что до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992г. «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ, с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости.               

             Также из материалов дела, справки ГУЗ Липецкий областной онкологический диспансер от 16.03.2011 (л.д.14) судом установлено, что в период с 11.10.1992г. по 31.01.1995г. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком -дочерью Аленой, 31.07.1992г. рождения, до достижения им возраста трех лет.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

            Судом установлено, что отпуск по уходу за ребёнком до трёх лет был предоставлен

<данные изъяты> то есть указанный период

имел место после 6 октября 1992 г., то есть после даты вступления в силу Закона

Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и

дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого

отпуск по уходу за ребёнком перестал включаться в специальный стаж работы в случае

назначения пенсии на льготных условиях. При таких обстоятельствах, суд считает,

что оснований для включения в специальный стаж указанного периода не имеется.

            То обстоятельство, что приказом областного онкологического диспансера №54-к

от 11.09.1992г. истице Пастуховой О.А. отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет

был предоставлен с <данные изъяты>., суд оценивает критически и не может

признать его достаточным основанием для включения спорного периода в специальный стаж,

поскольку дата издания приказа о предоставлении отпуска в данном случае не может иметь

правового значения. Учитывая, что сам отпуск по уходу за ребенком начался после <данные изъяты>.,

то оснований для его включения в специальный стаж не усматривается.

            Из материалов дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ..истица Пастухова О.А. находилась на курсах повышения квалификации. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказа ГУЗ Липецкий областной онкологический диспансер № 45-к от ДД.ММ.ГГГГ., свидетельством о повышении квалификации, выданным Пастуховой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ.

            В соответствии со ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

           Поэтому периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.            

           Суд учитывает, что действующее законодательство для отдельных категорий работников, в том числе медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации предусматривает обязательным условием выполнения работы. Истица, выполняя обязанности операционной медсестры, обязана была повышать свои знания, что имело место путем направления ее на курсы усовершенствования. Данные обстоятельства подтверждаются справками, приказами работодателя истицы.

           Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний в соответствии с постоянно повышающимися требованиями, повышение квалификации производится по мере необходимости и периодичность устанавливается работодателем. Учитывая, что курсы повышения квалификации, семинары являются неотъемлемым элементом лечебной работы истицы и Пастухова О.А. направлялась на курсы самим работодателем с сохранением заработной платы, суд считает, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

           Учитывая, что в период нахождения истицы на курсах с отрывом от производства работодателем должны производиться выплаты государственного социального страхования, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, суд считает, что спорный период подлежит включению в специальный стаж истицы в календарном порядке.

С учетом спорных периодов, подлежащих включению в специальный стаж истицы, из трудовой книжки Пастуховой О.А. усматривается, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ( 16.03.2011г.) истица не выработала необходимые 30 лет специального стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (.имеется 29 лет 2 месяца 1 день). Учитывая, что и на момент вынесения решения суда необходимый специальный стаж истицей не выработан, оснований для удовлетворения исковых требований о назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд:

                                         Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Пастуховой ФИО8 о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке засчитать Пастуховой ФИО9 в специальный стаж осуществления лечебной деятельности

периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ., периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ. с применением льготного порядка исчисления трудового стажа: один год работы за 1 год и 6 месяцев,

-период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. в календарном порядке.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский суд г. Липецка в течение 10 дней.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200