решение по делу



Дело № 2-1654/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10.05. 2011 года          г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка

в составе: председательствующего судьи Москалевой Е.В.,

при секретаре Лойко М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеевой ФИО9 к ИФНС России по Левобережному району г. Липецка о взыскании доплаты пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет,

УСТАНОВИЛ:

Дорофеева Ю.Н. обратилась в суд с иском к ИФНС России по Левобережному району г. Липецка о взыскании доплаты пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет. Свои требования мотивировала тем, что она с апреля 2007 г. является специалистом аудита ИФНС России по Левобережному району г. Липецка. С 16.03.2009 года по 02.08.2009 года она находилась в периоде временной нетрудоспособности по беременности и родам, с 03.08.2009 года по 18.09.2009 года предоставлен дополнительный отпуск по беременности и родам, затем находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611, ей выплачивалось материальное стимулирование. Однако, при расчете пособий по беременности и родам и в ежемесячных пособиях по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, ответчик не учитывал выплаты материального стимулирования, то есть не включил их в средний заработок при исчислении этих пособий. С данными действиями работодателя она не согласна. Просит взыскать с ответчика недоплаченные суммы пособий, с учетом премий (сумм материального стимулирования), выплаченных ей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 года № 611, по временной нетрудоспособности, беременности и родам в сумме руб, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет - руб. Так же просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме рублей.

Истец в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом.

Представители истца по доверенности Дорофеев А.В. и Григорьев Г.В. исковые требования уменьшили и просили взыскать с ответчика в качестве доплаты пособия по беременности и родам руб, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - руб., моральный вред - рублей, расходы по оплате услуг представителя - рублей, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Так же дополнительно пояснили, что и суммы материального стимулирования и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным служащим должны учитываться при исчислении пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам.

Представители ответчика по доверенностям Зверева Н.Ф. и Мотов М.В. иск не признали, суду пояснили, что согласно действующему законодательству для включения выплат в средний заработок для исчисления пособия необходимо два условия: первое, чтобы эта выплата входила в систему оплаты труда, и второе, чтобы она облагалась единым социальным налогом. Выплаты материального стимулирования и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска единым социальным налогом облагались, однако, эти премии не входили в систему оплаты труда, поэтому не были учтены при исчислении положенных истцу пособий. Премии выплачивались из средств федерального бюджета, как за счет средств, выделенных на эти цели, так и из фонда экономии оплаты труда. Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 года № 90н установлено, что материальное стимулирование гражданских служащих ФНС не входит в состав денежного содержания и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда за счет средств, предусмотренных ФНС в федеральном бюджете на 2007-2010 годы.

Представитель третьего лица государственного учреждения - Липецкое региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации - по доверенности Грачева И.В. в судебном заседании выразила несогласие с иском, поддержав доводы представителей ответчика.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что в апреле 2007 г. между Дорофеевой Ю.Н. и ответчиком был заключен служебный контракт, согласно условий которого истица обязалась исполнять должностные обязанности по должности специалиста отдела аудита. Служебный контракт заключен на неопределенный срок.

Согласно пункту 10 данного контракта, истцу, как гражданскому служащему установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада по замещаемой должности; месячного оклада по классному чину государственной гражданской службы; ежемесячной надбавки за выслугу лет; ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы; ежемесячной процентной надбавки к окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премий за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной материальной помощи к отпуску; и других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что в период с 16.03.2009 года по 18.09.2009 года истец не исполняла своих обязанностей в виду нетрудоспособности, так как находилась в отпуске по беременности и родам, а затем в отпуске по уходу за ребенком по достижению им возраста полутора лет.

Согласно статье 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

До 1 января 2010 года пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчислялись в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375.           

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона №255, назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.

В судебном заседании установлено, что истице 16.03.2009 г. МУЗ «Городская поликлиника №3» г. Липецка, были выданы листки нетрудоспособности серии и на период с 16.03.09 г. по 18.09.09 г. На основании данного листка нетрудоспособности ответчиком ей был предоставлен отпуск по беременности и родам и произведено начисление пособия по беременности и родам. Так по листку нетрудоспособности серии за период с 16.03.2009 г. было начислено и выплачено руб., а по листку нетрудоспособности за период с 03.08.2009 г. по 18.09.2009 г. - руб.

В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что в 2008 и 2009 годах в период, предшествующий начислениям пособий, истцу начислялись и выплачивались различные поощрения в виде премий.

Как видно из расчета, представленного ответчиком, при исчислении среднего дневного заработка, размер которого необходим для начисления пособия, работодателем был взят расчетный период с марта 2008 г. по февраль 2009 г., однако из суммы фактического заработка за расчетный период исключены суммы материального стимулирования и единовременная выплата к отпуску.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статьей 129 Трудового кодекса РФ определено, что заработной платой (оплата труда работника) признается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты стимулирующего характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона №255, в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 2 Положения № 375 (в редакции на период спорных отношений) к вышеуказанным выплатам относятся, в том числе, денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации; премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет; другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.

Упомянутый перечень выплат, содержащийся в пункте 2 Положения №375, не является исчерпывающим. Данный вывод позволяет сделать формулировка, содержащаяся в подпункте «л» пункта 2 Положения № 375 - «другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат».

Помимо перечня выплат включаемых в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, вышеупомянутое Положение №375 содержит и перечень выплат не включаемых в заработок, исходя из которого исчисляется пособие (пункт 4 Положения №375), а также перечень периодов исключаемых из расчетного (начисленные за эти периоды суммы -пункт 8 Положения №375).

Согласно части 2 статьи 139 Трудового кодекса РФ при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Оплата труда гражданского служащего регулируется главой 10 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №79). При этом, согласно статьи 73 Федерального закона №79, федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты РФ, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части не урегулированной данным Федеральным законом.

Абзацем 2 статьи 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными, нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 25.12.2008) установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью и месячного оклада гражданского служащего, в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 N 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" (п. 1 и 2) установлено, что с 1 января 2007 года и в 2008-2010 годах материальное стимулирование указанной категории служащих осуществляется в виде премий за качество исполнения ими обязанностей, за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в 2007-2010 годах.

В соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 N 90н, материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, и осуществляется сверх установленного Правительством РФ фонда оплаты труда работников территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на 2007-2010 годах.

Таким образом, средства материального стимулирования являются по своей сути премией, предусмотрены нормативным актом государственного органа, в качестве иных выплат государственным служащим, облагаются единым социальным налогом.

При решении вопроса о включении той или иной выплаты (в т.ч. и сумм материального стимулирования) в средний заработок при исчислении названных пособий необходимо было соблюдение двух условий: данная выплата должна была быть предусмотрена системой оплаты труда и должна была учитываться при определении налоговой базы по единому социальному налогу.

Если суммы материального стимулирования, выплачивались государственным служащим территориальных органов Федеральной налоговой службы с учетом этих условий, то они подлежали учету в среднем заработке для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.

Согласно указанным нормативным правовым актам в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В судебном заседании установлено, что на суммы материального стимулирования, выплачиваемые истице, начислялись страховые взносы, следовательно они подлежат учету в среднем заработке при исчислении пособий.

Так же суд приходит к выводу, что в заработок, исходя их которого исчисляется пособие, необходимо включение суммы единовременной выплаты к отпуску.

Как указано выше ст. 50 Федерального закона №79 установлено, что оплата труда государственного служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 2 статьи 50 Федерального закона №79).

К дополнительным выплатам в силу пункта 5 статьи 50 Федерального закона №79 относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Из содержания приведенных норм следует, что единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в денежное содержание государственного гражданского служащего, как составляющая часть оплаты его труда. На единовременную выплату при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начисляется единый социальный налог в соответствии с Налоговым кодексом РФ, в том числе и в Фонд социального страхования РФ, а также взносы на обязательное пенсионное страхование.

Согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 51 Федерального закона №79 единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих.

В соответствии с пунктом 2 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 года N213 (далее - Положение №213), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

Как указано выше, в силу статьи 14 Федерального закона № 255 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ, в соответствии с главой 24 НК РФ; особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ.

Согласно подпункта «д» пункта 2 Положения №213 денежное вознаграждение, начисленное за отработанное время лицам, замещающим государственные должности учитывается для расчета среднего заработка.

Кроме того подпункт «д» пункта 2 Положения №375 предусмотрено, что в заработок исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ в соответствии с главой 24 НК РФ, в том числе и денежное содержание (вознаграждение), начисленное за отработанное время лицам, замещающим должности государственной гражданской службы и государственные должности Российской Федерации.

Учитывая изложенное, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска входит в систему оплаты труда гражданских служащих, на нее начисляется единый социальный налог.

В судебном заседании стороны не оспаривали тот факт, что на данную выплату начислялся единый социальный налог.

Следовательно, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего подлежит включению в расчет пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам.

В соответствии с вышеперечисленными нормами права, в расчет заработка истицы, исходя из которого исчисляется пособие, должны были быть включены следующие выплаты: оклад, надбавка за выслугу лет, надбавка за классный чин, надбавка за ненормированный рабочий день, ежемесячные денежные поощрения, премия по итогам работы, а также единовременная выплата к отпуску и средства материального стимулирования.

Таким образом, пособие по беременности и родам должно было быть выплачено истице, исходя из следующего расчета:

Пособие по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за 140 дней) в сумме руб. (было выплачено руб.), следовательно подлежит доплате руб;

Пособие по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за 16 дней) - руб. (было выплачено руб.), подлежит доплате руб.

Всего за 156 дней должно было быть выплачено руб., а было выплачено только руб. Следовательно с ответчика подлежит взысканию доплата по пособию по беременности и родам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме руб.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет должно было быть выплачено истице в размере руб., исходя из следующего расчета:

расчетный период - с августа 2008 г. по июль 2009 г. (включительно)

число фактически отработанных дней в расчетном периоде - 166;

сумма заработка за расчетный период (применяемая для расчета) - руб.

Средний дневной заработок - руб. ( руб.(начисленный заработок за 12 предшествующих месяцев) : 166 дней).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет исчисляется в соответствии с ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Размер пособия должен был быть выплачен в сумме руб., с учетом уже выплаченной ответчиком суммы руб., взысканию подлежит руб.

Расчетные периоды, отработанное истицей время, размеры выплаченных сумм подтверждаются представленными суду расчетными листками и расчетами сторон.

Изложенные обстоятельства не являются предметом спора между сторонами, ими признаны, письменные доказательства, подтверждающие данные обстоятельства, сторонами не оспорены.

Как указано выше представители     ответчика в судебном заседании настаивали, что выплаты материального стимулирования и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска не подлежали учету при исчислении положенных истцу пособий, однако не оспаривали правильность вышеуказанного расчета в случае их включения в расчет.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости включения в состав заработка для начисления пособия по временной нетрудоспособности средств материального стимулирования и единовременной выплаты к отпуску и, следовательно, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию в качестве доплаты пособия по беременности и родам 36824,06 руб, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - 17464,41 руб.

В части возмещения морального вреда суд находит требования истицы также обоснованными, поскольку согласно ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 (в ред. от 28.12.2006 г.) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Как следует из материалов дела, представитель истца в обоснование требований о взыскании компенсации морального вреда ссылался на то, что истица испытывала нравственные страдания в связи с выплатой ответчиком пособий не в полном размере, так как рассчитывала на данные пособия, но была лишена выплат пособий в полном объеме, вынуждена была переживать.

Принимая во внимание допущенное работодателем нарушение прав работника на полное и своевременное получение пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет, суд приходит к выводу, что требование истицы на взыскание компенсации морального вреда не противоречит требованиям действующего трудового законодательства.

Учитывая конкретные обстоятельства настоящего спора, имеющиеся в материалах дела сведения о размере и сроках выплаты работодателем причитающихся работнику сумм, характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, а также принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд полагает возможным определить размер компенсации морального вреда в сумме рублей.

В силу ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы.

В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся том числе и расходы на оплату труда представителя.

Поскольку истец доверил представление своих интересов в суде представителю, то с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате услуг представителя с учетом принципа разумности, сложности дела, количества судебных заседаний в размере руб.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика также подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в сумме руб. коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

взыскать с ИФНС России по Левобережному району г. Липецка в пользу Дорофеевой ФИО10 в качестве доплаты пособия по беременности и родам рубля коп, пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет - рубля коп., моральный вред - рублей, расходы по оплате услуг представителя - рублей.

Взыскать с ИФНС России по Левобережному району г. Липецка в доход государства госпошлину в размере 5828 рублей 65 коп.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение 10 дней.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200