Дело № 2-4869/2011г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ город Липецк Советский районный суд города Липецка в составе: председательствующего судьи Бенсман И.Л., при секретаре Стрельниковой М.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Двуреченского О.В. к администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Двуреченский О.В. обратился в суд с иском к администрации города Липецка, в котором просил обязать ответчика предоставить ему на состав семьи 4 человека во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что его несовершеннолетний сын <данные изъяты>, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Распоряжением заместителя главы администрации города Липецка № от ДД.ММ.ГГГГ он принят на учет малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жильем, так как имеет ребенка, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире. Однако до настоящего времени жильё ему не предоставлено. В судебном заседании истец Двуреченский О.В. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель администрации города Липецка по доверенности Чемелева Г.П. иск не признала, сославшись на его необоснованность. Представитель Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Липецкой области по доверенности Валетова В.М. иск не признала, сославшись на то, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом, что подтверждено в суде документально копией справки <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>). Согласно представленным справкам ВКК № от ДД.ММ.ГГГГ и ВКК № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО11 <данные изъяты>, утверждённый постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.<данные изъяты>). Из материалов дела так же усматривается, что отец ФИО13 - Двуреченский О.В. является нанимателем комнаты № жилой площадью <данные изъяты> кв.м., общей - <данные изъяты> кв.м. в <адрес> в <адрес>. В качестве постоянно проживающих в вышеуказанном жилом помещении вместе с Двуреченским О.В. зарегистрированы <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги, выпиской из финансово-лицевого счета нанимателя, копией справки с места жительства (л.д.<данные изъяты>). Судом так же установлено, что истец Двуренский О.В. в установленном законом порядке признан малоимущим, что так же подтверждается материалами дела, а именно копией акта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>). Распоряжением заместителя главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ № Двуреченский О.В. принят на учёт малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья с составом семьи 4 человека, как имеющий ребёнка, страдающего тяжелой формой хронического заболевания(л.д. <данные изъяты>). Данное распоряжение как пояснил в судебном заседании представитель администрации г. Липецка в настоящее время действует и не отменено. Каких-либо доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, суду не представлено. Из материалов дела и объяснений истца в судебном заседании так же следует, что в ДД.ММ.ГГГГ года Двуреченкий О.В. обратился в администрацию г. Липецка с требованием о предоставлении жилого помещения, однако получил отказ со ссылкой на то, что имеются <данные изъяты> очередника, которые имеют равное с ним право на обеспечение жильём и поставлены на учёт раньше чем он. Данный факт подтверждается письмом главы г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>) Суд считает отказ администрации г. Липецка в предоставлении истцу благоустроенного жилого помещения необоснованным и обращает внимание на следующие обстоятельства. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признаётся в числе основных прав и свобод человека и гражданина. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). В силу ст. 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного илимуниципального жилищного фонда. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(часть 3 ст. 49 ЖК РФ) Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть 4 ст. 49 ЖК РФ) Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51настоящего Кодекса перечне. Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. (часть 3 ст. 57 ЖК РФ). Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные нормы права в их взаимосвязи, сопоставляя их с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что требование Двуреченского О.В. к администрации города Липецка о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения на состав семьи 4 человека, в т.ч. несовершеннолетнего сына ФИО15, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку по делу бесспорно установлено, что Двуреченский О.В. и его несовершеннолетний сын ФИО14 являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, при этом несовершеннолетний ФИО16 является <данные изъяты>, а, следовательно, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, которое до настоящего времени не предоставлено. Приходя к вышеуказанному выводу, суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что администрация города Липецка в данном случае не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не наделена государственными полномочиями по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, входящих в соответствующий перечень. Не согласившись с данными доводами, суд обращает внимание на следующее. В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Развивая вышеназванные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище. Таким образом, вопросы обеспечения жильём инвалидов имеют и общегосударственное, и местное значение, а поэтому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которые в силу действующего жилищного законодательства наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма. Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определённых федеральным законом, а так же отсутствие в законе субъекта РФ правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных ими требований. Ссылка администрации г. Липецка на наличии других лиц, имеющих равное с истцом и его сыном право на внеочередное обеспечение жилым помещением, является необоснованной и судом не принимается, поскольку право на обеспечение жильём во внеочередном порядке должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени принятия их на такой учёт. А поэтому право истца на получение жилого помещения вне очереди не может быть нарушено наличием иных лиц, имеющих равное с ним право на предоставление жилого помещения и поставленных на учёт нуждающихся раньше, чем он. Довод представителя администрации г. Липецка о том, что при установленных по делу обстоятельствах в силу п. 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ жилое помещение в данном случае должно быть предоставлено только несовершеннолетнему ФИО2, по мнению суда, так же является необоснованным и свидетельствует о неверном толковании закона. Не соглашаясь с данным доводом, суд обращает внимание на то, что по делу бесспорно установлено, что Двуреченский О.В. и члены его семьи, в т.ч. и несовершеннолетний сын ФИО2 в установленном законом порядке признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и состоят на соответствующем учёте в администрации г. Липецка. Этот факт ответчиком не оспаривается (л.д. <данные изъяты>). Данная семья в установленном законом порядке признана малоимущей, и, учитывая, что в составе этой семьи имеется инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, входящего в соответствующий Перечень, утвержденный Правительством РФ, благоустроенное жилое помещение должно быть им предоставлено с учётом права ФИО2 во внеочередном порядке по договору социального найма, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства. Отвергая вышеуказанный довод, суд так же обращает внимание на то обстоятельство, что распоряжением заместителя главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 принят на учёт малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное получение жилья с составом семьи именно 4 человека, как имеющий ребёнка, страдающего тяжелой формой хронического заболевания(л.д. <данные изъяты>). Данное распоряжение как уже было указано выше, не отменено и недействительным не признано, а поэтому ссылку ответчика на то, что правом на обеспечение жильём в настоящее время обладает только несовершеннолетний ФИО2, суд не принимает, в виду её несостоятельности. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию города Липецка во внеочередном порядке предоставить Двуреченскому О.В. на состав семьи четыре человека, в том числе несовершеннолетнего сына ФИО2 по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение 10 дней. Председательствующий И.Л. Бенсман решение в законную силу не вступило.