об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело

                                                  Р Е Ш Е Н И Е                 и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

04 августа 2011 г.                                                                  город Липецк                     

Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в составе

председательствующего Лопатиной Н.Н.

при секретаре                 Лариной А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пузырьковой ФИО13 об оспаривании действий органа местного самоуправления,

                                                    у с т а н о в и л:

Пузырькова Н.Ф. обратилась в суд с заявлением об оспаривании распоряжения заместителя Главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ г. № , в соответствии с которым она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая на то, что она была снята с очереди необоснованно, поскольку никакого жилья в собственности или по договору социального найма она не имеет, прописана в квартире, которая принадлежит по праву собственности её дочери и сестре мужа, однако членом их семьи она не является, дочь в этой квартире фактически не проживает. Её муж, Пузырьков В.М., состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как уволенный в запас военнослужащий, муж умер в ДД.ММ.ГГГГ году. Она, как вдова военнослужащего, продолжала состоять в очереди на улучшение жилищных условий. Считая незаконным распоряжение заместителя Главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ г. № о снятии её с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, заявитель просит отменить ненормативный правовой акт и восстановить её в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании заявитель и её представитель Румянцева Ю.А. по доверенности от 04.08.2011 г. заявленные требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении.

Представитель администрации г. Липецка Чемелева Г.П. по доверенности от 10.05.2011 г. против удовлетворения жалобы возражала, указывая, что заявительница принималась на учет как член семьи нанимателя жилого помещения, в связи с необеспеченностью жилым помещением по существующим нормам, однако в 2005 году основания для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий отпали, в связи с чем она была снята с очереди нуждающихся в улучшение жилищных условий.

Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Решение органа местного самоуправления может быть оспорено в порядке ст. 254 ГПК РФ.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.В соответствии с ч.3 ст.40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Статьей 2 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. № 4218-1, действовавшего до вступление в силу Жилищного Кодекса РФ, установлено, что право граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Аналогичная норма содержится в ЖК РФ.

Согласно ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории РФ, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение прав граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона. В силу ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: …в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда…

В силу ст. 14 ЖК РФ кполномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: … 3) ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма…

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054 (с изменениями от 8 августа 2003 г., 14 ноября 2007 г.) нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: - граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; - семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении (п.6). Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: а) отсутствие жилой площади; б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади; з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

В соответствии со ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.

Обеспечение жильем военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилья, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства (п.14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих).

Судом установлено, что супруг заявительницы, Пузырьков В.Н., являлся майором внутренней службы МВД России, уволен из органов МВД ДД.ММ.ГГГГ г. при выслуге <данные изъяты>.

Как следует из справки управления по учету и распределению жилья администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ г. № , Пузырьков В.Н. состоит в льготной очереди военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, при администрации города Липецка с ДД.ММ.ГГГГ г. Согласно материалам учетного дела, Пузырьков Н.Ф. состоял на учете с составом семьи три человека: жена Пузырькова Н.Ф. и дочь Пузырькова (Глинкина) Л.В. При постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий Пузырьков Н.Ф. с семьей проживал в квартире <адрес>, нанимателем которой являлась сестра Пузырькова В.Н. - Пузырькова С.Н. Трехкомнатная квартира <адрес> общей площадью 62,7 кв. м (жилой площадью 38,8 кв. м).

После смерти Пузырькова В.Н. заявительница обратилась ДД.ММ.ГГГГ г. с заявлением о переводе на неё очередности на предоставление квартиры. Решением комиссии по жилищным вопросам управления по учету и распределению жилья администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ г. очередь на получение жилья переведена на вдову военнослужащего Пузырькова В.Н. - Пузырькову Н.Ф.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ г. № квартира передана в собственность Глинкиной Л.В. <данные изъяты> и Пузырьковой С.Н. <данные изъяты>). Право собственности за указанными лицами зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ г.

Поскольку при постановке на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий Пузырьков В.Н. указывал в составе своей семьи жену Пузырькову Н.Ф. и дочь Пузырькову (Глинкину) Л.В., при переводе очереди после его смерти на вдову Пузырькову Н.Ф. она не заявляла об изменении состава своей семьи, следовательно заявительница продолжала состоять в очереди на получение жилья с семьей, в состав которой входит Глинкина Л.В. Заявительница, таки образом, зарегистрирована в спорной квартире в качестве члена семьи собственника жилого помещения Глинкиной Л.В.

Распоряжением заместителя Главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ г. № Пузырькова Н.Ф. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с решением жилищной проблемы. Извещение о принятом решении о снятии с учета заявитель получила ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2004 г. N 189-Ф "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 26 декабря 2005 г., 30 июня 2006 г.) с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФграждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: … утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены ст. 51 ЖК РФ. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (ч.4).

Согласно ст. 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

    Заявитель проживает в спорной квартире в качестве члена семьи собственника жилого помещения, о чем свидетельствуют материалы учетного дела. При постановке на учет принималась во внимание необеспеченность проживающих членов семьи жилой площадью по установленным на тот момент нормам. Как следует из выписки из домовой книги Пузырьков В.Н. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ г. в связи со смертью. При приватизации жилого помещения заявительница отказалась от участия в приватизации, жилое помещение передано в собственность её дочери Глинкиной Л.В. и Пузырьковой С.Н. <данные изъяты>). Заявительница имеет право пользования жилым помещением, от участия в приватизации которого она отказалась.

В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Положением «О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории г. Липецка», принятым Липецким городским Советом депутатов 29.03.2005 г. решением № 27, учетная норма в городе Липецке составляет 13,5 кв. м общей площади на человека.

После снятия с регистрационного учета члена семьи Пузырькова В.Н. на каждого члена семьи заявительницы приходится по <данные изъяты> кв. м общей площади (<данные изъяты>), то есть больше учетной нормы, действующей на настоящий момент и действовавшей на момент принятия на учет. Указанное обстоятельство является основанием, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Доводы заявительницы о том, что она не является членом семьи собственника жилого помещения Глинкиной Л.В. со ссылкой на свидетельские показания Глинкиной Л.В., являются необоснованными, поскольку они опровергаются личными заявлениями Пузырькова В.Н., поданными при постановке на жилищный учет, и самой заявительницы, поданным при переводе на неё, где они сами определяли свой правовой и социальный статус как членов одной семьи. Показания свидетеля Глинкиной Л.В. о том, что заявительница не является членом её семьи, не могут быть приняты во внимание, поскольку свидетель является заинтересованным в исходе дела лицом.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку оспариваемое решение издано в соответствии с законом, в пределах полномочий органа местного самоуправления, законные права и свободы гражданина не нарушены.

    Руководствуясь ст. 191 - 198, 258 ГПК РФ, суд

                                                        р е ш     и     л:

в удовлетворении жалобы Пузырьковой ФИО14 об оспаривании решения заместителя Главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ г. № о снятии с учета нуждающихся в жилищных помещениях - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение десяти дней.

                                 

                                   

                                        Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 08.08.2011 г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200