Дело № 2-3499/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 августа 2011 года г.Липецк Советский районный суд г.Липецка в составе: председательствующего судьи Торговченковой О.В. при секретаре Юдиной Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скуратова ФИО6 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе о перерасчете досрочной трудовой пенсии по старости и компенсации морального вреда, УСТАНОВИЛ: Скуратов С.Е. обратился в суд к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе с вышеуказанным иском. В обоснование заявленных требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости по Списку № за работу в особых условиях труда и за работу в районах Крайнего Севера. Однако с размером назначенной пенсии Скуратов С.Е. не согласен, поскольку она исчислена без районного коэффициента, установленного в <данные изъяты>. На неоднократные обращения к специалистам органа Пенсионного фонда РФ за разъяснениями получал ответ, что пенсия исчислена правильно. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику в письменной форме с просьбой произвести проверку начисления пенсии. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в Липецком районе сообщило, что перерасчет страховой части трудовой пенсии с применением повышенного отношения по заработной плате производился в автоматизированном режиме с ДД.ММ.ГГГГ и автоматически отбиралась категория граждан, которой пенсия была назначена по основанию «за работу в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Поскольку истцу пенсия была назначена по ст.27 п.1 п.п.2 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то в отношении него перерасчет не производился. В ДД.ММ.ГГГГ Скуратову С.Е. будет произведена доплата пенсии на сумму <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в указанном письме говорится, что права на повышенный размер базовой части пенсии у Скуратова С.Е. не имеется, так как право на досрочную пенсию определено с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П. Скуратов С.Е. не согласен с данным ответом органа Пенсионного фонда РФ, полагая, что базовый размер его пенсии должен быть исчислен с учетом районного коэффициента <данные изъяты>, а повышенное отношение зарплат <данные изъяты> применено с момента первоначального назначения пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ. В последующем истец увеличил исковые требования и за незаконный отказ в перерасчете пенсии просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>. В судебное заседание истец Скуратов С.Е. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном заявлении в адрес суда просил рассмотреть дела в его отсутствие. Представитель истца Скуратова С.Е. по доверенности ФИО7. исковые требования поддержала. Представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в Липецком районе ФИО8, действующая на основании доверенности, иск не признала и объяснила, что ДД.ММ.ГГГГ Скуратову С.Е. была назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в особых условиях труда по Списку № и за работу в районах Крайнего Севера. На дату назначения пенсии фактически выработанный стаж истца составлял <данные изъяты>; за работу в районах Крайнего Севера - <данные изъяты>; за работу в особых условиях труда - <данные изъяты>. При назначении пенсии было применено действовавшее в период работы истца законодательство, позволявшее при подсчете страхового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера исчислять в полуторном размере согласно Постановлению Конституционного Суда РФ №2-П от 29.01.2004 года. Без применения положений вышеназванного Постановления Конституционного Суда РФ Скуратов С.Е. имел право на пенсию только с 60 лет, поскольку не имел страхового стажа <данные изъяты>, необходимого при назначении пенсии по п.п.2 п.1 ст.27 и п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». С учетом данного обстоятельства на дату назначения пенсии страховой стаж истца составил <данные изъяты>, за работу в особых условиях труда - <данные изъяты>, право на пенсию возникло в <данные изъяты>. При назначении пенсии было применено отношение по зарплате <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ При расчете пенсионного капитала истца на ДД.ММ.ГГГГ установлено, что поскольку на указанную дату Скуратов С.Е. имел страховой стаж только <данные изъяты>, то расчетный пенсионный капитал по неполному трудовому стажу составил <данные изъяты>. На дату назначения пенсии пенсионный капитал составил <данные изъяты>. К указанной сумме был добавлен размер страховых взносов, перечисленных работодателем, что составило <данные изъяты>. С учетом ожидаемого периода выплат определена страховая часть пенсии, которая в сумме с базовой частью и с учетом валоризации составила размер пенсии истца на ДД.ММ.ГГГГ Повышенное отношение по зарплате <данные изъяты> с момента назначения пенсии применено быть не может, так как Федеральным законом №213-ФЗ от 24.07.2009 года, урегулировавшим повышенное отношение по зарплате, были внесены изменения в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» только с ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты истцу применено повышенное отношение по зарплате <данные изъяты> и произведен перерасчет пенсии. Федеральным законом от 01.12.2007 года №312-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2008 года, внесены изменения в ст.ст. 14 и 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно указанному закону лицам, проработавшим 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части пенсии увеличивается на 50%. У истца календарный страховой стаж составляет <данные изъяты>, следовательно, права на повышенную базовую часть пенсии он не имеет. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии с под. 6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Аналогичная норма была предусмотрена ст.14 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». В соответствии с п.п. 2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В силу ст. 28.1 вышеназванного Федерального закона в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предполагает возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П определено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Данная правовая позиция означает, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, стаж должен исчисляться на основании законодательства, действовавшего во время выполнения указанной деятельности. В соответствии со ст.94 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при подсчете трудового стажа периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежат исчислению в полуторном размере, а военная служба по призыву - в двойном. По делу установлено, что Скуратов С.Е. является получателем пенсии по старости за работу в особых условиях труда (Список № и за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ На момент назначения пенсии трудовой стаж истца в календарном исчислении составил: страховой стаж - <данные изъяты>; стаж за работу в районах Крайнего Севера - <данные изъяты>; стаж за работу в особых условиях труда - <данные изъяты>. При определении права Скуратова С.Е. на пенсию органом Пенсионного фонда РФ стаж исчислен на основании законодательства, действовавшего во время выполнения работы, то есть по нормам Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», и составил: страховой стаж - <данные изъяты>; стаж за работу в особых условиях труда - <данные изъяты>; стаж за работу в районах Крайнего Севера - <данные изъяты>. При определении размера пенсии истца на момент ее назначения ответчиком учтено отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации <данные изъяты>, а размер базовой части трудовой пенсии в повышенном размере не установлен, поскольку календарный страховой стаж составил менее <данные изъяты>. На основании заявления истца с ДД.ММ.ГГГГ Скуратову С.Е. ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе произведен перерасчет страховой части трудовой пенсии с применением повышенного отношения по зарплате <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела истца Скуратова С.Е. и ответчиком не оспариваются. Суд соглашается с порядком исчисления стажа истца на момент назначения пенсии, примененным органом Пенсионного фонда РФ, поскольку он полностью согласуется с вышеприведенными нормами пенсионного законодательства, позволяющего при исчислении стажа, необходимого для назначения пенсии, применять законодательство, действовавшее во время выполнения трудовой деятельности. В соответствии с п.2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах: не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5; не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8; не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Принимая во внимание, что Скуратов С.Е. относится к числу лиц, указанных в п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и трудовая пенсия по старости ему назначена именно по этому основанию с учетом страхового стажа <данные изъяты> и стажа за работу в районах Крайнего Севера <данные изъяты>, то, следовательно, пенсия истцу должна быть исчислена с учетом отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) в размерах, предусмотренных п.2 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть повышенное отношение заработков должно определяться в зависимости от размера районного коэффициента. Поскольку истец работал в Камчатской области, то отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации должно учитываться не свыше <данные изъяты> Учитывая, что нормы пенсионного законодательства, с применением которых истцу назначена трудовая пенсия по старости, действовали на момент назначения пенсии, то, следовательно, повышенное отношение заработков в зависимости от размера районного коэффициента должно быть применено с момента назначения пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Скуратову С.Е. ответчиком произведен перерасчет страховой части трудовой пенсии с применением повышенного отношения по зарплате <данные изъяты>. С учетом данного обстоятельства суд полагает необходимым обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с применением повышенного отношения зарплат в размере <данные изъяты> за период с момента назначения пенсии до момента перерасчета, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Довод ответчика о том, что в отношении истца повышенное отношение заработков должно определяться в зависимости от размера районного коэффициента <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", является несостоятельным по следующим основаниям. Ответчик утверждает, что вышеназванным Федеральным законом урегулированы отношения по применению повышенного отношения зарплат и именно данный Федеральный закон определил порядок применения норм ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регламентировавших повышенное отношение заработной платы лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера, с момента вступления в силу данного Закона, то есть с 01.01.2010 года. Однако данный довод ответчика не основан на нормах того же Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Указанным Федеральным законом изменена лишь формула, по которой производитсяоценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации, и ни одна из норм данного Закона не определяет порядка применения ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части применения повышенного отношения заработной платы лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера. В данной части нормы ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичны нормам в прежней редакции статьи. Более того, ни одним нормативным актом в области пенсионного обеспечения, в том числе и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516, не предусмотрен какой-либо порядок определения страхового стажа пенсионера за работу в районах Крайнего Севера, отличный от порядка, по которому установлено право лица на досрочную трудовую пенсию именно по этому основанию. Удовлетворяя требования истца в части признании права на повышенную базовую часть трудовой пенсии по старости, суд исходит из следующего. Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» статья 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была дополнена пунктом 4.2, в силу которого лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2 925 рублей в месяц. Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2008 года. В последующем размер базовой части трудовой пенсии по старости увеличивался до 3 843 рублей в месяц, и статья 14 в указанной редакции действовала до 31 декабря 2009 года. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ) с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, а статья 14 изложена в новой редакции. В силу п.7 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Исходя из смысла и содержания п. 4.2 ст.14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 31 декабря 2009 года, и п.7 ст.14 того же Федерального закона, действующего в настоящее время, следует, что размер повышенной базовой части трудовой пенсии по старости (фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии) устанавливается лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Каких-либо ограничений и дополнительных условий относительно исчисления страхового стажа для определения размера базовой части трудовой пенсии по старости вышеуказанные нормы закона не содержат. Размер повышенной базовой части трудовой пенсии по старости (фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии) устанавливается указанной категории лиц с момента вступления в силу данного Федерального закона, то есть с 1 января 2008 года, и не требует предварительной подачи заявления пенсионера. Единственными условиями для установления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) за работу в районах Крайнего Севера являются: стаж работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет и страховой стаж для мужчин - не менее 25 лет и для женщин - не менее 20 лет. Материалами пенсионного дела Скуратова С.Е. подтверждается, что его страховой стаж составляет более <данные изъяты> на момент назначения пенсии, а стаж работы истицы в районах Крайнего Севра - более <данные изъяты> При таких обстоятельствах истец имеет право на установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) как за работу в районах Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с момента назначения пенсии, то есть с 21.04.2009 года, поскольку в силу данный закон вступил ранее даты назначения пенсии (с 01 января 2008 года). Довод ответчика о том, что для определения права на установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) как за работу в районах Крайнего Севера страховой стаж должен быть исчислен в календарном порядке, так как при установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии по старости и базовой части трудовой пенсии по инвалидности стаж работы на Крайнем Севере исчисляется без учета норм ранее действовавшего законодательства, суд находит несостоятельным и не основанным на нормах права. Никаких норм, подтверждающих позицию ответчика при определении базовой части трудовой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит. В удовлетворении исковых требований истца о взыскании компенсации морального вреда суд полагает необходимым отказать по следующим основаниям. В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Каких-либо доказательств, что Скуратову С.Е. причинены нравственные и физические страдания в результате действий ответчика, истцом не представлено. Действующим пенсионным законодательством обязанность органа Пенсионного фонда РФ по компенсации морального вреда в случае неправомерного отказа в назначении пенсии либо в перерасчете пенсии не предусмотрена. Более того, сам по себе отказ в назначении пенсии не может повлечь нарушения личных неимущественных прав гражданина, либо его нематериальных благ. Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В силу ч.1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истец просит взыскать с ответчика расходы за подготовку и ведение гражданского дела в суде (составление искового заявления и документов, участие представителя при подготовке дела к судебному разбирательству, в судебном заседании) в сумме <данные изъяты>, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. В подтверждение произведенных расходов представлены договор поручения на ведение граждансокго дела в суде от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между истцом и представителем ФИО9., квитанция. Как установлено по делу, истец не имеет юридического образования, что свидетельствует об отсутствии у него юридических знаний и нуждаемости в юридических услугах. Учитывая объем рассмотренного дела, его сложность, объем изученного материала при подготовке искового заявления, суд находит разумным определить расходы за указанные услуги в сумме <данные изъяты>. Согласно материалам дела, представитель истца Нечаюк Т.Н. участвовала при подготовке дела к судебному разбирательству на беседе, а также во всех состоявшихся по делу судебных заседаниях. Принимая во внимание количество бесед и судебных заседаний, в которых участвовал представитель истца, сложность и объем рассмотренного дела, причины отложения судебных заседаний, суд находит сумму на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> разумной и подлежащей взысканию с ответчика. Государственная пошлина в сумме <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика в полном объеме, поскольку именно в такой сумме законом предусмотрена уплата государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции с иском о праве на пенсию. Таким образом, общая сумма судебных расходов, подлежащая взысканию с ответчика, составляет <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать за Скуратовым ФИО10 право на исчисление трудовой пенсии по старости с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере <данные изъяты> и право на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе произвести перерасчет досрочной трудовой пенсии по старости Скуратову ФИО11 с учетом повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере <данные изъяты> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе произвести Скуратову ФИО12 перерасчет пенсии с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Липецком районе в пользу Скуратова ФИО13 судебные издержки в сумме <данные изъяты> Скуратову ФИО14 в иске к ГУ - Управление Пенсионного фонда в Липецком районе о компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение 10 дней.