Дело №2-4668/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 05 сентября 2011 года г.Липецк Советский районный суд г.Липецка в составе: председательствующего судьи Торговченковой О.В. при секретаре Коновалове С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бураковой ФИО7 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты>, установил: Буракова И.В. обратилась в суд иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты>, применив льготный порядок исчисления стажа (из расчета <данные изъяты>) к периодам отпусков по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к периоду отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к периоду отпуска по уходу за ребенком до достижениям им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также засчитав в специальный стаж в льготном исчислении (<данные изъяты>) период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-УПФ РФ в г.Липецке с заявлением о назначении пенсии в связи с <данные изъяты> в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального закона №173 - ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В назначении пенсии решением комиссии по пенсионным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в связи с тем, что отсутствует требуемый стаж <данные изъяты>, по мнению ответчика, её стаж составил <данные изъяты>. При подсчете специального стажа ответчиком не был применен льготный прядок исчисления стажа к периодам отпусков по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к периоду отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, к периоду отпуска по уходу за ребенком до достижениям им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; не включен в специальный стаж в льготном исчислении (<данные изъяты>) период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением комиссии истица не согласна по следующим основаниям. В период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в <данные изъяты>» в должности <данные изъяты> Указанный период работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитан ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении из расчета <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ у истицы родились дети, в связи с чем работодателем предоставлялись отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет. Статьей 165 КЗоТ РСФСР предусматривалось, что женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Согласно п.5 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Согласно информационному письму Минтруда России и Пенсионного фонда РФ №7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 от 04.11.2002 года отпуск по беременности и родам включается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку рассматривается как период получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью. Таким образом, поскольку отпуска по беременности и родам рассматриваются как периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, которые включаются в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии, следовательно, они должны быть засчитаны в специальный стаж в том же порядке, как и периоды работы истицы, протекавшие до и после указанных отпусков, то есть один год как один год и шесть месяцев. В таком же порядке должны быть засчитаны в специальный стаж и периоды отпусков по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Так, ст.167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992 года, было предусмотрено, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» было предусмотрено увеличить повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Данное постановление действовало с 22 августа 1989 года. Аналогичная норма содержалась в Разъяснении «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11. Таким образом, как следует из норм законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, при предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, этот период включается в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности в таком же порядке как и время работы. Коль скоро период работы истицы перед отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитан ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении, следовательно, сам отпуск подлежит зачету в специальный стаж в том же исчислении. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 06.10.1992 года, должен быть засчитан в специальный стаж в том же исчислении, что и период работы до ухода истицы в отпуск, поскольку отпуск начался до введения нового правового регулирования, и истица не могла предвидеть, что законодательство изменится и указанные отпуска не будут включаться в специальный стаж для досрочного назначения пенсии. В последующем истица заявила требование о взыскании судебных расходов в сумме <данные изъяты>, состоящих из расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> и расходов за составление искового заявления в сумме <данные изъяты>. В судебном заседании истица Буракова И.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы искового заявления. Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г.Липецке ФИО8., действующий на основании доверенности, иск не признал и объяснил, что периоды отпусков по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет не могут быть включены в специальный стаж в льготном исчислении, один год как один год и шесть месяцев, поскольку в данное время сохранялись только трудовые отношения, но не осуществлялась лечебная деятельность по охране здоровья населения, а в соответствии с п.5 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ применяется в отношении периодов работы. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет после 06.10.1992 года не подлежит включению в специальный стаж, так как с 06.10.1992 года вступил в силу Закон РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», где указано, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии не включается в специальный стаж. Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Согласно записям в трудовой книжке, Буракова И.В. начала свою трудовую деятельность со ДД.ММ.ГГГГ с должности <данные изъяты> (с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>»); с ДД.ММ.ГГГГ должность <данные изъяты> изменена на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ истица принята в отделение № <данные изъяты>» на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>; где продолжает работать по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ Буракова И.В., полагая, что выработала необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с заявлением о назначением пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа - <данные изъяты>, по мнению ответчика, истица имеет стаж <данные изъяты>. Суд не может согласиться с решением ответчика по следующим основаниям. Как установлено материалами дела, со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица Буракова И.В. работала в должности <данные изъяты>». Работа истицы в данной должности до ДД.ММ.ГГГГ засчитана ответчиком в специальный стаж в льготном исчислении - <данные изъяты> В период работы в <данные изъяты>» в должности <данные изъяты> у Бураковой И.В. родились дети: <данные изъяты> ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и сын ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении. Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № Буракова И.В. в связи с рождением детей находилась в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в отпуске по уходу за ребенком до достижениям им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно материалам пенсионного дела Бураковой И.В., ответчик засчитал истице периоды отпусков по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет до ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, а период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет после ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж не засчитан. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Согласно указанного Перечня право на зачет стажа в льготном исчислении (один год работы как один год и 6 месяцев) имеют акушерки, включая старших, отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1-6, 8, 12, 15. 20, 21, 27-30 списка: гинекологическое. Медицинские сестры данным Перечнем не предусмотрены. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 5 ноября 2002 года №320-О, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П определено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Данная правовая позиция означает, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, стаж должен исчисляться на основании законодательства, действовавшего во время выполнения указанной деятельности. Во время работы Бураковой И.В. в спорный период со ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ действовало постановление Совета Министров РСФСР №464 от 06.09.1991 года «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Согласно п.2 указанного постановления исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: …, среднему медицинском персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, … - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. Приказом Минздрава РФ от 29 января 1999 года №28 утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, в который входит гинекологическое отделение. Согласно Перечню соответствия специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала должностям специалистов, являющегося приложением к Приказу Минздрава РФ от 19.01.1999 года №18, в наименовании специальности «Сестринское дело» имеется должность медицинская сестра, в том числе палатная, процедурной, перевязочной. Таким образом, как следует из смысла и содержания вышеуказанных норм законодательства, работа в должности медицинской сестры гинекологического отделения стационара в период до 01.11.1999 года засчитывалась в специальный стаж в льготном исчислении (один год как один год и шесть месяцев). Именно поэтому ответчик засчитал истице период работы до ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении. В силу ст. 165 КЗоТ РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов и пятьдесят шесть календарных дней после родов с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Таким образом, поскольку отпуска по беременности и родам рассматриваются законодателем как периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, которые включаются в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, то, следовательно, они подлежат зачету в специальный стаж в том же порядке, что и время работы до ухода в отпуск. С учетом изложенного периоды нахождения истицы в отпусках по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж в кратном исчислении из расчёта один <данные изъяты> то есть как <данные изъяты>. Разница между кратным исчислением спорных периодов и календарным составляет <данные изъяты> Период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежит включению в специальный стаж работы по осуществлению лечебной деятельности в льготном исчислении, то есть один год как один год и шесть месяцев, по следующим основаниям. Так, ст.167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992 года, было предусмотрено, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы матерям, имеющим детей в возрасте до полутора лет, засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению. Поскольку период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевший место до 6 октября 1992 года, включается в специальный стаж в кратном исчислении, на указанный период распространяются установленные правила исчисления периодов работы. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости в том же порядке, как работа, в период которой предоставлен указанный отпуск. При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения истицы Бураковой И.В. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении - <данные изъяты>, то есть как <данные изъяты>. Разница между кратным исчислением спорного периода и календарным составляет <данные изъяты>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Указанный период относится к периоду увеличения продолжительности дополнительного отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» было предусмотрено увеличить повсеместно с 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Данное постановление действовало с 22 августа 1989 года. В соответствии с п.3 Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, отпуск по уходу за ребёнком до достижения возраста трёх лет вводится одновременно по всей стране с 1 декабря 1989 г. Всем женщинам, по их желанию, может предоставляться с 1 декабря 1989 г. такой отпуск независимо от того, когда они использовали отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет. Если женщине по совместному решению администрации предприятия, объединения, организации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до 1 декабря 1989 г., то этот период включается в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности. Пункт 7 вышеуказанного Разъяснения предусматривает, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Таким образом, как следует из вышеуказанных норм законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, при предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, этот период включается в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности в таком же порядке, что и период работы. Постановлением Пленума Верховного суда РФ №25 от 20.12.2005г. закреплено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности, независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Следовательно, после вступления в силу вышеуказанного закона (6 октября 1992г.) отпуск по уходу за ребенком не включается в специальный стаж, а до указанной даты он подлежит включению в специальный стаж в случае назначения пенсии на льготных условиях в таком же порядке, что время работы. При таких обстоятельствах, коль скоро истица находилась в отпуске по уходу за ребёнком до 06.10.1992 г., её непосредственная работа перед уходом в отпуск в бесспорном порядке включена ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением <данные изъяты>, в льготном исчислении, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж Бураковой И.В. при назначении пенсии по старости в связи с <данные изъяты> в кратном. Данный период составляет <данные изъяты>, разница между льготным и календарным исчислением составляет - <данные изъяты> Как установлено по делу, Бураковой И.В. в связи с рождением у нее ДД.ММ.ГГГГ сына с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не засчитан ответчиком в специальный стаж истицы. Из установленных по делу обстоятельств следует, что истица Буракова И.В. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет, последовательно реализуя, без выхода на работу, право на частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет. Ответчик частично засчитал Бураковой И.В. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет по ДД.ММ.ГГГГ, то есть до момента вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР». Однако до введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Таким образом, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Учитывая, что истица, находясь в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в период после 06 октября 1992 года (дата вступления в силу изменений в статью 167 КЗоТ РСФСР), по действовавшему на день предоставления такого отпуска законодательству приобрела право включения этого периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, то это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения. При таких обстоятельствах, коль скоро истица приобрела право включения отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, до установления нового правового регулирования, её непосредственная работа перед уходом в отпуск в бесспорном порядке включена ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж Бураковой И.В. при назначении пенсии по старости в том же исчислении, что и период работы до ухода в отпуск. Данный период составил <данные изъяты>. Разница между кратным и календарным исчислением стажа составляет <данные изъяты> С учетом оспариваемых периодов на день обращения за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ стаж <данные изъяты> и иной деятельности Бураковой И.В. по <данные изъяты> в городе составлял более <данные изъяты> в связи с чем она имела право на пенсию по старости по п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за указанной пенсией считается день принятия органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Судом установлено, что Буракова И.В. обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, на дату обращения за пенсией необходимый стаж в связи с <данные изъяты> у нее имелся, поэтому пенсионный орган обязан назначить истице трудовую пенсию со дня обращения. Согласно ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Истица просит взыскать с ответчика расходы за составление искового заявления в сумме <данные изъяты>, а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. В подтверждение произведенных расходов представлены квитанции. Как установлено по делу, истец не имеет юридического образования, что свидетельствует об отсутствии у него юридических знаний и нуждаемости в юридических услугах. Учитывая объем рассмотренного дела, его сложность, объем изученного материала при подготовке искового заявления, суд находит разумным определить расходы за указанные услуги в сумме <данные изъяты>. Государственная пошлина в сумме <данные изъяты> подлежит взысканию с ответчика в полном объеме, поскольку именно в такой сумме законом предусмотрена уплата государственной пошлины при обращении в суд общей юрисдикции с иском о праве на пенсию. Таким образом, общая сумма судебных расходов, подлежащая взысканию с ответчика, составляет <данные изъяты>. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать за Бураковой ФИО11 право на пенсию по старости в связи с <данные изъяты> по п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применив льготный порядок исчисления стажа (<данные изъяты>) к периодам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, засчитав в специальный стаж в кратном исчислении (<данные изъяты>) период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке назначить Бураковой ФИО12 трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты> со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке в пользу Бураковой ФИО13 судебные расходы в сумме <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение 10 дней.