о возмещении вреда



Дело № 2-4014\2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2011 года                                 г. Липецк

Советский районный суд г. Липецка в составе

председательствующего судьи Даниловой О.И.

при секретаре Дувалове И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корнукова ФИО10 к ООО <данные изъяты> о взыскании страхового возмещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ООО «Росгосстрах» о взыскании страхового возмещения, судебных расходов, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ возле <адрес> в <адрес> произошло ДТП с участием автомобиля Киа EDCED под управлением собственника ФИО2 и автомобиля Дэу Нексия под управлением ФИО1 принадлежащего ФИО8 Виновником ДТП был признан ФИО2, гражданская ответственность которого застрахована в ЗАО <данные изъяты>

Поскольку гражданская ответственность самого истца застрахована в компании ответчика, то истец, воспользовавшись правом о прямом возмещении убытков, до обращения с иском в суд, обратился за выплатой страхового возмещения в ООО «Росгосстрах», где ему не произвели страховую выплату. Истец провел оценку ущерба от ДТП и обратился с указанным иском в суд.

В судебном заседании представитель истца Попов И.В. поддержал исковые требования, ссылаясь на доводы в исковом заявлении.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель ответчика ФИО5в судебном заседании не оспаривал факт наступления страхового случая, полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, потерпевший не обращался в страховую компанию в досудебном порядке, более того полагал, что автомобиль истца можно отремонтировать по цене ниже, чем указанной в отчете, от проведения судебной экспертизы отказался, фактически отчет ИП Уколова В.И. не оспаривал.

Третье лицо ФИО8 в судебном заседании пояснила, что автомобиль Дэу Нексия принадлежит ей на праве собственности, но фактически владельцем является ФИО1. В январе 2011г. она по доверенности передала автомобиль ФИО1, а так же все права связанные с управлением и распоряжением. ФИО1 за свой счет будет восстанавливать транспортное средство и все судебные расходы по данному делу нес он. На получение страхового возмещения в свою пользу она не претендует.

Третьи лица ФИО2 и ЗАО <данные изъяты> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях.

В силу ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и п.п. 5,6 «Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 263 от 07.05.2003 года, объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства в Российской Федерации. В пункте 2 ст. 6 указанного Федерального закона названы случаи возникновения ответственности, которые не подлежат возмещению в рамках этого Закона, а именно если возникает обязанность по возмещению упущенной выгоды.

В соответствии с п. 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

При этом в силу п. 1.5 ПДД участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Согласно п. 8.1. ПДД РФ перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ возле <адрес> в <адрес> произошло ДТП с участием автомобиля Дэу Нексия под управлением ФИО1 принадлежащего ФИО8 и автомобиля Киа EDCED под управлением собственника ФИО2, который в нарушение п. 8.1 ПДД РФ при повороте не убедился в безопасности маневра и допустил столкновение с автомобилем истца.

Данные обстоятельства подтверждаются схемой ДТП, объяснениями участников столкновения, данными ими на месте ДТП. Лицами, участвующими в деле, обстоятельства столкновения и вина в ДТП ФИО2, нарушившего ПДД, не оспаривались.

Суд приходит к выводу о том, что в данном случае именно действия водителя ФИО2 находятся в причинно - следственной связи с наступившими для истца последствиями.

В соответствии со ст. 931 ГК РФ, по договору страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.

В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что её страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

Из материалов дела усматривается, что гражданская ответственность виновника ДТП на момент столкновения застрахована в ЗАО СГ «Спасские ворота».

Гражданская ответственность истца на момент столкновения застрахована в ООО <данные изъяты> по полису серии ВВВ

В соответствии с пунктами 48.1, 48.2 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и ст. 14.1 ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", потерпевший имеет право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего (прямое возмещение убытков), при наличии одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло с участием 2 транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".

Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, производит оценку обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов возмещает потерпевшему по его требованию вред, причиненный имуществу потерпевшего, в размере страховой выплаты от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков).

Истец обратился в суд к страховщику его гражданской ответственности с требованием о производстве страховой выплаты по прямому возмещению убытков.        

Действующие правовые нормы - ч.1 ст. 4 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", а также ст.ст. 931, 935 ГК РФ не предусматривают обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Отсутствие письменного заявления пострадавшего к страховщику не включено в число случаев, исключающих страховое покрытие.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований. Страховой случай наступил, что подтверждается материалами дела, ответчик обязан выплатить страховое возмещение, и право истца на обращение в суд за защитой своего нарушенного права на возмещение ущерба не может быть умалено. То обстоятельство, что истец не обратился с письменным заявлением к страховщику, не является основанием для отказа в иске.

Разрешая вопрос о размере страховой выплаты, подлежащей выплате истцу, суд приходит к следующему.

Статьей 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить вред, причиненный имуществу одного потерпевшего, составляет 120 000 руб.

В соответствии с п. 60 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003г., при причинении вреда имуществу потерпевшего в соответствии с настоящими Правилами возмещению в пределах страховой суммы подлежат:

а) в случае полной гибели имущества потерпевшего - действительная стоимость имущества на день наступления страхового случая,

в случае повреждения имущества - расходы, необходимые для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая;

б) иные расходы, произведенные потерпевшим в связи с причиненным вредом (эвакуация транспортного средства с места дорожно-транспортного происшествия, хранение поврежденного транспортного средства, доставка пострадавших в лечебное учреждение и т.д.).

Согласно п. 63 Правил восстановительные расходы оплачиваются исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен.

Согласно п.2,5 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», размер подлежащих возмещению убытков в случае повреждения имущества потерпевшего определяется в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. Стоимость независимой экспертизы (оценки), на основании которой произведена страховая выплата, включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком по договору обязательного страхования.

В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 года № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» имеются разъяснения, направленные на справедливое определение объема подлежащих возмещению убытков при нарушении обязательств. В соответствии с п.10 названного Постановления при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущербавходят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В данном случае утрата товарной стоимости автомобиля не относится к расходам по модернизации и улучшению имущества, и не является неполученной прибылью, а представляет собой расходы по приведению имущества в положение, в котором оно находилось до его повреждения.

Утрата товарной стоимости - это величина потери (снижения) стоимости транспортного средства после проведения отдельных видов работ по его ремонт (восстановлению), сопровождающихся необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов. Указанные изменения приводят к ухудшению внешнего (товарного) вида, функциональных и эксплуатационных характеристик, снижению безотказности и долговечности транспортного средства, долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.

Восстановление автомобиля в доаварийный вид практически невозможно вследствие незаводских технологий при проведении сварочных, разборно-сборочных, покрасочных работ, в связи с чем, после ремонта автомобилю будет возвращено только качество транспортного средства, но не восстановлена стоимость его как имущества. Сумма утраты товарной стоимости и является расходами, которое лицо должно будет произвести для восстановления нарушенных имущественных прав.

Таким образом, утрата товарной стоимости автомобиля относится к расходам, необходимым для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая (восстановительных расходов).

Истец провел оценку по определению стоимости восстановительного ремонта транспортного средства (оценщик ИП Уколов В.И.). Согласно результатов данной оценки стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца составляет <данные изъяты> утрата товарной стоимости автомобиля - <данные изъяты> при этом истец понес расходы по оценке <данные изъяты>

Допрошенный в судебном заседании оценщик Уколов В.И. подтвердил выводы, изложенные в отчете, указав, что им применены средние сложившиеся в регионе цены, как на работы так и на детали.

У представителя ответчика какие-либо вопросов к оценщику Уколову В.И. относительно составленного им отчета отсутствовали, своих несогласий с данным отчетом ответчиком не высказано.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что выводы, изложенные в отчете, представленном истцом не соответствуют действительности, данный отчет выполнен с учетом цен сложившихся в Липецком регионе, ответчиком ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлялось, то суд считает возможным в основу решения при определении размера подлежащего взысканию ущерба положить данное заключение.

Что касается довода представителя ответчика относительно того, что в действительности можно отремонтировать автомобиль истца дешевле, чем цены, которые указаны в отчете, то суд приходит к следующему.

Действительно ответчиком представлен не подписанный сторонами предварительный договор на техническое обслуживание и ремонт автомобиля истца, согласно которому стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца с учетом износа составляет <данные изъяты> Данный договор выполнен ИП Беловым В.В.

Допрошенный в судебном заседании ИП Белов В.В. показал, что он готов произвести ремонт автомобиля истца за указанную сумму, при этом стоимость норма часа на работы по кузовным и окрасочным работам составят <данные изъяты> при наличии у истца направления от ООО <данные изъяты>

В случае отсутствия у истца данного направления от ООО <данные изъяты> стоимость работ на автомобиль истца будет исчисляться из <данные изъяты> руб.

При этом, ИП Белов В.В. указал, что на его взгляд, стоимость ремонта у него ниже, чем средняя стоимость ремонта у других индивидуальных предпринимателей.

Согласно прокола общего регионального собрания независимых экспертов-оценщиков от ДД.ММ.ГГГГ рекомендуемый норма-час на автомобили импортного производства составляет <данные изъяты> - на кузовные, слесарные работы и <данные изъяты> - на окрасочные.

В соответствии с пунктами 2, 2.1, 2.2, 7 статьи 12 ФЗ - 40 размер подлежащих возмещению убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется в случае повреждения имущества потерпевшего - в размере расходов, необходимых для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая. К указанным расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Для определения размера страховой выплаты, причитающейся в счет возмещения вреда имуществу потерпевшего, проводится независимая экспертиза поврежденного имущества или его остатков.

Реализуя предоставленные Законом полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, устанавливающие единый порядок определения размера страховой выплаты при причинении вреда имуществу потерпевшего, согласно которому стоимость восстановительного ремонта определяется исходя из средних сложившихся в соответствующем регионе цен.

20.10.2004 г. утверждены Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ), определяющие общие положения, принципы и методы, на основе которых рекомендуется проводить установление повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его ремонта в рамках независимой технической экспертизы транспортных средств при обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО).

Согласно этим Методическим рекомендациям стоимость ремонта рассчитывается для условий конкретных товарных рынков запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта, а также услуг по ремонту транспортных средств, соответствующих месту государственной регистрации транспортного средства потерпевшего. Рыночная стоимость одного нормочаса работ, одной единицы материала, запасных частей, необходимых для устранения повреждения транспортного средства, обусловленного страховым случаем, определяется по результатам статистического выборочного наблюдения или по данным справочных материалов, как среднее арифметическое результатов выборочного наблюдения. При этом учитываются цены только на оригинальные запасные части (идентичные идущим на заводскую комплектацию и выпускаемые под торговой маркой изготовителя).

Из смысла и содержания указанных норм права следует, что истец имеет право на получение со страховщика денежной компенсации причиненного ущерба исходя из стоимости восстановительного ремонта автомобиля, определенного на основании независимого эксперта, с учетом средних сложившихся цен в регионе, исключая износ транспортного средства.

В материалах дела имеется лишь одно заключение специалиста о стоимости восстановительного ремонта, отвечающее вышеуказанным требованиям, - это отчет выполненный ИП Уколовым В.И.

Представленный от ИП Белова договор не отвечает указанным требованиям, более того, расчет стоимости ремонта выполненный ИП Беловым свидетельствует о стоимости ремонта у конкретного индивидуального предпринимателя, и не отражает средний рынок на ремонт автомобиля.

Предложенный представителем ответчика подход к определению размера причиненного ущерба, умаляет права потерпевшего на выбор места восстановления транспортного средства и на получение полного возмещения причиненных ему убытков (ст. 15 ГК РФ.).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию страховое возмещение в сумме <данные изъяты>

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся:

суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;

расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд;

расходы на оплату услуг представителей;

расходы на производство осмотра на месте;

компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99ГПК РФ

связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами;

другие признанные судом необходимыми расходы.

Следовательно, требования истца о взыскании расходов по оформлению доверенности в размере 700 рублей также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Что касается требований истца об оплате за юридические услуги <данные изъяты>, то исходя из требований разумности, с учетом сложности и конкретных обстоятельств данного дела, степени оказанной услуги, суд полагает возможным данное требование истца удовлетворить в размере <данные изъяты>, поскольку в результате именно доводов ответчика в судебном заседании приходилось допрашивать свидетелей, исследовать дополнительные доказательства.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований в размере <данные изъяты>.

Таким образом,, судебные расходы составляют <данные изъяты>

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                  

Р Е Ш И Л:

Взыскать с ООО <данные изъяты> в пользу Корнукова ФИО11 страховое возмещение в размере <данные изъяты> 54 копейки, судебные расходы в размере <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Липецкий облсуд через Советский районный суд г. Липецка.      

Председательствующий:

Мотивированное решение

изготовлено 09.08.2011г.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200