предоставление жилого помещения (детя-сирота)



Дело № 2-5444/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                             город Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи                           Бенсман И.Л.,

при секретаре                                                       Примаковой А.С.,     

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нартова А.А. к администрации города Липецка, Управлению по учету и распределению жилья администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Нартов А.А. обратился в суд с иском к ответчикам, в котором просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение. Свои требования истец обосновывал тем, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей и нуждается в улучшении жилищных условий. В соответствии Федеральным законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» он имеет право на внеочередное предоставление жилья, однако до настоящего времени им не обеспечен.

В судебном заседании истец Нартов А.А. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации города Липецка по доверенности Лаптева Г.П. иск не признала, ссылаясь на его необоснованность.

Представитель Управления по учёту и распределению жилья администрации г. Липецка и представитель администрации Липецкой области в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены были своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждении социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Такие решения служат основанием для заключения договора социального найма (п. 4 ст. 57 ЖК РФ).

В силу п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 6 Закона Липецкой области от 03.03.2010г. № 353-ОЗ «О порядке учёта органами местного самоуправления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма» органы местного самоуправления наделены полномочиями по приобретению и предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что истец Нартов А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о рождении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>), из которой усматривается, что матерью истца является ФИО1, запись об отце отсутствует.

С ДД.ММ.ГГГГ истец находился на полном государственном обеспечении в <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).

После окончания пребывания истца в детском доме, ему как бывшему воспитаннику детского дома и лицу, имеющему статус лишенного родительского попечения по ходатайству главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Липецка по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено койко-место в общежитии по адресу: <адрес> Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела (л.д. <данные изъяты>) и сторонами в суде не оспаривались.

Из объяснений истца и представленных им выписок из лицевого счёта и домовой книги (л.д. <данные изъяты>) следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время Нартов А.А. зарегистрирован и проживает в общежитии по адресу: <адрес>.

Жилого помещения на праве собственности истец не имеет, что подтверждается соответствующими справками (л.д. <данные изъяты>). В органе местного самоуправления списках лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильём, а так же в качестве нуждающегося в улучшении жилых помещений истец не состоит, что в суде им не оспаривалось.

В обоснование своих исковых требований о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке истец ссылается на то, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку с сентября 1987 года по июнь 1991 года воспитывался в детском доме, а поэтому полагает, что в настоящее время в соответствии с ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).

Федеральный закон РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 1 вышеназванного закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Таким образом, данной нормой законодатель распространил действие Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” и предусмотренные им меры государственной поддержки на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки, в том числе и по обеспечению жильём, до достижения ими возраста 23 лет.

Как следует из материалов дела, истцу сейчас полных 35 лет, следовательно, в силу вышеуказанных положений закона его в настоящее время нельзя отнести к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не является истец в силу статьи 1 данного закона и ребёнком-сиротой, а так же ребёнком, оставшимся без попечения родителей, поскольку таковыми в соответствии с положениями Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” признаются лица в возрасте до 18 лет, истцу же в настоящее время уже исполнилось 35 лет.

Принимая во внимание данные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что положения Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” на истца не распространяются, в связи с чем его требования к администрации г. Липецка о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Не подлежат удовлетворению и требования Нартова А.А. к Управлению по учёту и распределению жилья администрации г. Липецка о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку данное Управление надлежащим ответчиком по настоящему делу не является.

Ссылки истца на то, что в настоящее время у него есть намерение создать семью, иметь детей, а так же на то, что жилья на праве собственности он не имеет, проживает с подселением в комнате площадью 12 кв.м., ранее имевшей статус общежития, судом не принимаются, поскольку данные обстоятельства не являются безусловным основанием для предоставления в настоящее время истцу жилого помещения во внеочередном порядке.

Ссылка истца на то обстоятельство, что после пребывания в детском доме и освобождения из мест лишения свободы администрация г. Липецка неправомерно предоставила ему, как воспитаннику детского дома, койко-место в общежитии по адресу: <адрес>, вместо благоустроенного жилого помещения, как предусмотрено ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» так же не может повлиять на выводы суда об отказе ФИО4 в удовлетворении его иска, поскольку действия администрации г. Липецка им в установленном законом порядке не были оспорены. Ссылки истца на незнание закона судом не принимаются в виду несостоятельности.

Не принимаются судом и ссылки истца на то, что он неоднократно по приговорам суда отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем был лишен возможности в возрасте до 23 лет заявить в орган местного самоуправления о наличии у него права на обеспечение во внеочередном порядке благоустроенным жилым помещением, а так же обратиться за защитой своих прав в суд. Суд считает данные доводы истца несостоятельными, поскольку само по себе нахождение в местах лишения свободы, безусловно не свидетельствует об отсутствии у него возможности на обращение в письменном виде в орган местного самоуправления и в суд за защитой своих прав. Кроме того, из представленных истцом приговоров усматривается, что у него были достаточные периоды времени между привлечением его к уголовной ответственности и отбытием наказания, в течении которых истец имел реальную возможность обратиться как в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, так и в суд за защитой своих прав, однако им этого сделано не было. Доказательств, свидетельствующих об ином суду не представлено.

Сам по себе факт нахождения истца с ДД.ММ.ГГГГ в детском доме не является безусловным свидетельством тому, что в настоящее время он вправе воспользоваться социальными гарантиями, предусмотренными ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, а поэтому сам по себе факт наличия у истца справки о том, что он был воспитанником детского дома и имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей не является безусловным основанием, позволяющим в настоящее время возложить на администрацию г. Липецка либо Управление по учёту и распределению жилья администрации г. Липецка обязанность предоставить ему во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение.

Доводы истца о том, что он в настоящее время лишен конституционного права на жилище, личную и семейную жизнь являются необоснованными и ничем объективно в суде не подтверждены.

Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное внеочередное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя. Положения статьи 8 Федерального закона РФ “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” направлены на защиту прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако истец в настоящее время таковым не является, а поэтому отказ администрации г. Липецка в предоставлении истцу сейчас жилого помещения во внеочередном порядке нельзя рассматривать как нарушающий конституционные права Нартова А.А..

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск Нартова А.А. является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать Нартову А.А. в удовлетворении его исковых требований к администрации города Липецка, Управлению по учету и распределению жилья администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течении 10 дней через Советский районный суд г. Липецка.

Председательствующий                                                  И.Л. Бенсман     

Мотивированное решение суда

с учётом положений ст. 108 ГПК РФ изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение в законную силу не вступило.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200