предоставление жилого помещения (ребенок-инвалид)



Дело № 2-5900/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                           город Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи                                    Бенсман И.Л.,

при секретаре                                                                Примаковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Левобережного района города Липецка в интересах несовершеннолетней Сулеймановой Ф.Б. к администрации города Липецка о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Левобережного района города Липецка в интересах несовершеннолетней Сулеймановой Ф.Б. обратился в суд с иском к администрации города Липецка, в котором просил обязать ответчика во внеочередном порядке предоставить Сулеймановой Р.А. имеющей несовершеннолетнюю дочь Сулейманову Ф.Б, страдающую тяжелой формой хронического заболевания, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства. В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что несовершеннолетняя Сулейманова Ф.Б. является инвалидом, <данные изъяты>, которое входит в перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. Сулейманова Р.А. является малоимущей, состоит в администрации г. Липецка на учете нуждающихся в получении жилого помещении в льготной очереди инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов с ДД.ММ.ГГГГ. Сулейманова Р.А. имеет право на внеочередное обеспечение жильём, однако оно до настоящего времени не предоставлено.

Представитель прокуратуры Левобережного района города в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен был надлежащим образом и своевременно.

Законный представитель несовершеннолетней Сулеймановой Ф.Б. - Сулейманова Р.А. в суде иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации города Липецка по доверенности Лаптева Г.П. иск не признала, сославшись на отсутствие денежных средств, а так же на отсутствие полномочий по предоставлению жилых помещений инвалидам.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Сулейманова Р.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. В качестве постоянно проживающих в вышеуказанном жилом помещении вместе с Сулеймановой Р.А. зарегистрированы её несовершеннолетние дети Сулейманова Ж.Б., Сулейманова Ф.Б., Сулейманова И.Б., Сулейманова С.Б., а также Тормышев В.Н. и Тормышева В.Н.

Несовершеннолетняя Сулейманова Ф.Б. является ребёнком-инвалидом, что подтверждается представленной суду медицинской справкой. Согласно заключению КЭК от ДД.ММ.ГГГГ, выданному диспансерным отделением Липецкой областной психоневрологической больницы , несовершеннолетняя ФИО1 2001 года рождения <данные изъяты>, утверждённый постановлением Правительства РФ (л.д.<данные изъяты>).

Судом так же установлено, что мать несовершеннолетней Сулеймановлой Ф.Б. - Сулейманова Р.А. в установленном законом порядке признана малоимущей, что так же подтверждается материалами дела, а именно копией акта (л.д.<данные изъяты>).

С ДД.ММ.ГГГГ Сулейманова Р.А. состоит в администрации города Липецка на учёте нуждающихся в жилых помещения, кроме того, в связи с имеющимся у её ребёнка ФИО1 заболеванием она включена в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жильём. Однако жильём до настоящего времени она не обеспечена. Данные обстоятельства подтверждаются копией распоряжения первого заместителя главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ , копией сообщения Управления по учёту и распределению жилья администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>).

Каких-либо доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, о которых указано выше, суду не представлено, а поэтому суд считает бездействие администрации г. Липецка выразившееся не предоставлении истцу жилого помещения во внеочередном порядке необоснованным и обращает внимание на следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище признаётся в числе основных прав и свобод человека и гражданина.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ).

В силу ст. 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного илимуниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.(часть 3 ст. 49 ЖК РФ)

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть 4 ст. 49 ЖК РФ)

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51настоящего Кодекса перечне.

Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. (часть 3 ст. 57 ЖК РФ).

Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные нормы права в их взаимосвязи, сопоставляя их с установленными по делу обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что требование прокурора Левобережного района города Липецка, предъявленные в интересах Сулеймановой Ф.Б. к администрации г. Липецка о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку по делу бесспорно установлено, что Сулейманова Р.А. является малоимущей, в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, её несовершеннолетняя дочь Сулейманова Ф.Б. страдает заболеванием, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, установленный Правительством РФ, а, следовательно, имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением, которое до настоящего времени не предоставлено. Учитывая, что право Сулеймановой Ф.Б. нарушено, суд считает необходимым восстановить его в судебном порядке.

Приходя к вышеуказанному выводу, суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что администрация города Липецка в данном случае не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку не наделена государственными полномочиями по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, входящих в соответствующий перечень. Не согласившись с данными доводами, суд обращает внимание на следующее.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая вышеназванные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище.

Таким образом, вопросы обеспечения жильём инвалидов имеют и общегосударственное, и местное значение, а поэтому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления, которые в силу действующего жилищного законодательства наделены полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма.

Отсутствие либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определённых федеральным законом, а так же отсутствие в законе субъекта РФ правового регулирования вопросов, касающихся обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в тех или иных федеральных законах, не могут влиять на реализацию прав этих граждан и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных ими требований.

Ссылка администрации г. Липецка на наличии других лиц, имеющих равное с истцом и его сыном право на внеочередное обеспечение жилым помещением, является необоснованной и судом не принимается, поскольку право на обеспечение жильём во внеочередном порядке должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени принятия их на такой учёт. А поэтому право истца на получение жилого помещения вне очереди не может быть нарушено наличием иных лиц, имеющих равное с ним право на предоставление жилого помещения и поставленных на учёт нуждающихся раньше, чем он.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию города Липецка предоставить Сулеймановой Р.А. на состав семьи 5 человек, в том числе несовершеннолетнюю дочь Сулейманову Ф.Б. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям и нормам действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение 10 дней.

                                    

Председательствующий                                                                              И.Л. Бенсман

Мотивированное решение суда

с учётом положений ст. 108 ГПК РФ

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение в законную силу не втсупило.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200