о досрочном назначении пенсии



Дело № 2- 4120/ 11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13.10. 2011 года

            Советский районный суд г. Липецка Липецкой области

в составе:

председательствующего Долговой Л.П.

при секретаре                    Квасниковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке

дело по иску Боголюбовой ФИО6 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ г. Липецка о признании права на досрочную трудовую пенсию, о взыскании компенсации морального вреда,

             У С Т А Н О В И Л:

       Решением ГУ Управление пенсионного фонда РФ об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» из-за отсутствия требуемого стажа, вместо необходимых 30 лет имеется 21 год 8 месяцев 4 дня. При этом не были включены в специальный стаж периоды работы в медсанчасти ОАО НЛМК с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> Силикатного завода поликлиники, поскольку отсутствует подтверждение осуществления в данные периоды лечебной деятельности, что предусмотрено Списком должностей и учреждений здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

         Боголюбова Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ <адрес> о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, указывая на то, что отказ ответчика в назначении пенсии является необоснованным, нарушающим ее пенсионные права, поскольку она в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГфактически выполняла и работу фельдшера, осуществляла лечебную деятельность. Истица просила суд назначить пенсию с момента обращения с заявлением о назначении пенсии.

          В суде истица обратилась с дополнительным иском о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

           В судебном заседании истица поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

           Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ г. Липецка по доверенности Мельников А.А. исковые требования не признал, утверждая, что отказ в назначении пенсии является законным.

            Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

           Право на получение пенсии является конституционным правом истца.

           Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

           В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

          В силу Закона «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

         Таким образом, Законом установленапрямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.

          В соответствии с пп.20 п.1 ст.. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

          Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости утверждаются Правительством РФ.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 26 мая 2009 г.) предусматривается работа в должности врача- специалиста всех наименований, в том числе врача-руководителя учреждений ( их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом фельдшерским здравпунктом -фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер).

Ранее действовавший Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный 06.09.1991 года Постановлением Совмина РСФСР № 464, предусматривал, что работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности подлежала зачету в специальный трудовой стаж.

Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены новые Списки профессий и должностей работников здравоохранения и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пении за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы с 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными п.1 Постановления № 1066 от 22.09.1999 года.

Списком должностей…, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, также предусматривались должности врачей -специалистов, в том числе врачей -руководителей учреждений ( их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность, и должности среднего медицинского персонала: заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - акушерки (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом -медицинская сестра, (или фельдшер).

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П у граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.            

        Из объяснений сторон и представленных документов, судом установлено:

         Согласно трудовой книжке Боголюбова Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ принята в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ МСЧ переименована в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ принята в порядке <данные изъяты>

          В обоснование заявленных исковых требований истица указывала, что в периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности, относящейся к среднему медицинскому персоналу и в силу действовавшего на тот момент законодательства данный период работы подлежал включению в специальный стаж.

          Суд считает приведенные выше доводы истицы обоснованными по следующим основаниям:

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный 06.09.1991 года Постановлением Совмина РСФСР № 464, и действовавший до 1.11.1999г., предусматривал, что работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности подлежала зачету в специальный трудовой стаж.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 "заведующий отделением", а в соответствии с Примечанием 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

Анализируя приведенное выше законодательство в совокупности, суд приходит к выводу о том, что действующее на момент выполнения истицей спорного периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ законодательство предусматривало возможность включения в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью <данные изъяты> а поэтому указанные периоды должны быть засчитаны истице в специальный стаж при определении права на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

При этом суд учитывает, что в своем Постановлении № 2-П от 29.01.2004 года Конституционный суд РФ пришел к выводу, что изменения, вносимые законодателем в нормативные акты, регулирующие пенсионные правоотношения, в связи с принятием ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенным в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В обоснование заявленных исковых требований истица в судебном заседании утверждала, что в спорные периоды она выполняла не только работу заведующей здравпунктом, но и выполняла фактически обязанности фельдшера.

Суд полагает, что данные доводы истицы подтверждаются представленными суду письменными доказательствами:

Из приказа городской МСЧ НЛМК от 19.04.1993г. №17-л усматривается, что ФИО1, дежурный фельдшер переведена заведующей здравпункта Силикатного завода с ДД.ММ.ГГГГ

Распоряжением Дирекции по медико-социальным вопросам ОАО НЛМК от ДД.ММ.ГГГГ ЛС заведующая здравпунктом Боголюбова Н.В. уволена по переводу в Некоммерческое партнерство «Новолипецкий медицинский центр» с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно акту документальной поверки характера выполняемой работы или условий труда для подтверждения права работника на досрочное назначение трудовой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, составленному специалистами ГУ Управление пенсионного фонда в г.Липецке, установлено, что в спорные периоды по имеющимся приказам невозможно установить период работы Боголюбовой Н.В. в должности фельдшера. По имеющимся документам совместительство в качестве фельдшера осуществлялось за фактически отработанное время. Кроме того, штатными расписаниями работников Дирекции по медико-социальным вопросам за спорные периоды значится здравпункт Силикатного завода, в котором предусмотрены должности заведующего здравпунктом - 1 единица, дежурного фельдшера 4.5 единицы.

Однако суд критически оценивает приведенный выше Акт документальной проверки и не может признать его безусловным доказательством необоснованности исковых требований истицы. При этом суд учитывает, что в соответствии с приказами клинической Медсанчасти НЛМК от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, распоряжениями Дирекции по медико-социальным вопросам ОАО НЛМК от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ истице Боголюбовой Н.В., как заведующей здравпунктом, было разрешено совместительство фельдшера ( старшего фельдшера, дежурного фельдшера) и разрешена оплата за работу за фактически отработанное время на весь соответствующий год.

Также в представленных суду лицевых счетах на имя истицы Боголюбовой Н.В. за спорный период имеются отметки об оплате истице 0<данные изъяты>

Кроме того, фактическое выполнение истицей в спорные периоды работы фельдшера по совместительству с выполнением обязанностей заведующей здравпунктом подтверждается и представленными суду табуляграммами за 1994- 2002гг, 2007г.., согласно которым истице производилась оплата отработанных часов совместительства и проставлен шифр оплаты за осуществление медицинского стажа ( шифры 46 и 56).

Таким образом, суд полагает, что фактическое выполнение истицей лечебной деятельности в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается приказами (распоряжениями) о совместительстве в качестве фельдшера, лицевыми счетами, сведениями о повышении истицей квалификации как фельдшера здравпункта промышленных предприятий (л.д.12-16) и данными о фактической оплате истице отработанного времени по совместительству.

Также при разрешении настоящего спора суд учитывает следующее:

В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999г. № 377, к числу должностей среднего медицинского персонала отнесены заведующий здравпунктом- фельдшер (медицинская сестра). При этом самостоятельной должности « заведующий зравпунктом» Номенклатура должностей… не предусматривает.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в штатных расписаниях, приказах работодателем была неправильно указана должность истицы как «заведующая здравпунктом», поскольку Номенклатурой данная должность не предусмотрена и следовало правильно указывать должность истицы в спорные периоды как «заведующая здравпунктом-фельдшер», то есть работодателем ошибочно не было указано наименование медицинской специальности, поскольку фактически истица должна была приниматься на работу и выполнять работу руководителя (заведующего) здравпунктом с одновременным осуществлением лечебной деятельности. Данное обстоятельство суд расценивает как самостоятельное основание для удовлетворения заявленных исковых требований.

Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд считает установленным, что в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица, работая заведующим здравпунктом, одновременно выполняла обязанности фельдшера.

Довод представителя ответчика о том, что штатные расписания по поликлинике за 1993 - 1999гг. предусматривают должность заведующего здравпунктом, без отражения выполнения им обязанностей фельдшера, суд оценивает критически и не может признать безусловным доказательством того, что истица фактически не осуществляла в спорные периоды лечебную деятельность. При этом суд принимает во внимание иные бесспорные доказательства по делу, изложенные выше. При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым включить спорные периоды в специальный стаж истицы.

                Изложенные выше выводы суда основаны также на положениях Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", которым определено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Проанализировав изложенное, суд принимает доводы истицы и при этом суд учитывает, что каких-либо бесспорных доказательств, опровергающих выводы представителем ответчика суду не представлено.

          С учетом включения в специальный стаж истца периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ стаж лечебной деятельности истицы на момент обращения к ответчику за назначением пенсии - ДД.ММ.ГГГГ составил более 30 лет, что дает истице право на назначение пенсии с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии в соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно ст. 151 ч.1 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения носят имущественный характер, а действующее законодательство не предусматривает возможности компенсации морального вреда, возникшего из имущественных, пенсионных правоотношений, суд считает, что требования истицы о взыскании с ответчика компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению При этом суд учитывает, что истица в судебном заседании не представили суду доказательств, подтверждающих причинение ей по вине ответчика нравственных и физических страданий.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                             Р Е Ш И Л:

Признать за Боголюбовой ФИО7 право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях»..

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Липецке назначить Боголюбовой ФИО8 досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, засчитав в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с момента обращения с заявлением о назначении пенсии - с ДД.ММ.ГГГГ

В остальной части в удовлетворении иска ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский суд <адрес> в течение 10 дней.

Председательствующий

       Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

      

        

-32300: transport error - HTTP status code was not 200