Перерасчет пенсии



Дело № 2-6808/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 ноября 2011 года                                                                                            г.Липецк

Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Торговченковой О.В.

при секретаре Гуц А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихановой ФИО6 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в <данные изъяты>, и перерасчете пенсии,

                                                                   УСТАНОВИЛ:

     Тиханова Т.Н. обратилась в суд к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с иском, в котором просила признать за ней право на повышенную базовую часть пенсии по старости за работу в <данные изъяты>, в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке произвести перерасчет трудовой пенсии по старости, установив повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости за работу в <данные изъяты>, засчитав в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика возобновить выплаты пенсии с учетом применения повышенного размера базовой части трудовой пенсии; взыскать с ответчика задолженность по пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до срока возобновления выплат в размере с учетом перерасчета.

    В обоснование заявленных требований истица указала, что с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в <данные изъяты>. Специальный стаж составил <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ пенсия стала исчисляться без включения в стаж работы в <данные изъяты>, учитываемый для установления повышенной базовой части трудовой пенсии по старости, отпусков по уходу за детьми, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ДД.ММ.ГГГГ г.р. В результате специальный стаж составил <данные изъяты>, что недостаточно для выплаты повышенной базовой части пенсии.

    С данным решением истица не согласна, указывая на то, что период отпуска по уходу за детьми приходится на период до 06.10.1992 года, то есть до установления нового правового регулирования, исключившего из специального стажа работников периоды отпусков по уходу за детьми, а потому подлежит зачету в специальный стаж.

    Истица Тиханова Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении в адрес суда просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представитель истицы по доверенности ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал.

     Представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в г.Липецке ФИО8., действующий на основании доверенности, иск не признал и объяснил, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет не подлежит включению в стаж для определения права на повышенную базовую часть пенсии. В целях реализации Федерального закона от 01.12.2007 года №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходя из принципа нового правового регулирования, при установлении повышенных размеров базовой части трудовой пенсии по старости и базовой части трудовой пенсии по инвалидности стаж работы в местностях, <данные изъяты>, исчисляется без учета норм ранее действовавшего законодательства, то есть периоды отпусков по уходу за детьми до полутора и трех лет не могут быть включены в стаж работы в местностях, <данные изъяты>

    Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     В соответствии с под. 6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

    Статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предполагает возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

      Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П определено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Данная правовая позиция означает, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, стаж должен исчисляться на основании законодательства, действовавшего во время выполнения указанной деятельности.

    По делу установлено, что решением комиссии по назначению пенсий при <данные изъяты> г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ истице Тихановой Т.Н. назначена досрочная трудовая пенсия по старости за работу в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ. При назначении пенсии за работу в <данные изъяты>, ответчиком исчислен общий страховой стаж истицы равный <данные изъяты>, и специальный стаж, дающий право на пенсию за работу в <данные изъяты>, - <данные изъяты>. При исчислении специального стажа органом по назначению пенсий засчитан период отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Указанные обстоятельства подтверждаются материалами пенсионного дела истицы Тихановой Т.Н.

    Вместе с тем, при определении права истицы на повышенную базовую часть пенсии за работу в <данные изъяты>, ответчик своим распоряжением без номера и даты исключил из специального стажа период нахождения в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.         

    Суд не может согласиться с доводами ответчика по следующим основаниям.

    Тиханова Т.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ.

    Свою трудовую деятельность начала с ДД.ММ.ГГГГ. Общий страховой стаж истицы составил <данные изъяты>, из которых <данные изъяты> приходится на работу в <данные изъяты>:

    <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

          

    В период работы в должности старшего <данные изъяты> у истицы Тихановой Т.Н. ДД.ММ.ГГГГ родилась <данные изъяты> ФИО9, а ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ФИО10, что подтверждается свидетельствами о рождении детей.

    Согласно архивной справке архивного отдела администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , Тихановой Т.Н. в период работы в должности <данные изъяты> предоставлялись отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ ) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (дата и номер приказа в личной карточке формы Т-2 отсутствуют). Как следует из личной карточки формы Т-2 на имя истицы, с ДД.ММ.ГГГГ она приступила к работе.

    Таким образом, отпуск истицы Тихановой Т.Н. по уходу за детьми в общей сложности составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При этом первый ребенок Тихановой Т.Н. к дате ее выхода на работу достиг возраста <данные изъяты>, а второй ребенок - возраста <данные изъяты>

           

    Удовлетворяя требования истицы, суд исходит из следующего.

    До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) предусматривала, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

    Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

    Лишь с принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РСФСР была изложена в новой редакции.

    В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

    Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствии с данным Законом.

    Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

    Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указал, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

    Таким образом, если отпуск по уходу за ребёнком в целом (до достижения ребёнком возраста полутора лет и до достижения им возраста трёх лет) начался у матери в период действия названных нормативных актов, то с учетом положений статей 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребёнком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.     

    Учитывая, что истица, находясь в отпуске по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет по действовавшему на день предоставления такого отпуска законодательству приобрела право включения этого периода в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, то это право не может быть утрачено в связи с введением нового правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

    При таких обстоятельствах, коль скоро истица приобрела право включения отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, до установления нового правового регулирования, её непосредственная работа перед уходом в отпуск в бесспорном порядке включена ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за работу в <данные изъяты>, то период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж Тихановой Т.Н. при назначении пенсии по старости за работу в <данные изъяты>. Данный период составил <данные изъяты>

    При таких обстоятельствах, коль скоро истица находилась в отпуске по уходу за детьми до 06.10.1992 года, её непосредственная работа перед уходом в отпуск по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет в бесспорном порядке включена ответчиком в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с работой в <данные изъяты>, то период отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж истицы при назначении пенсии по старости в связи с работой в <данные изъяты>, что правильно сделано ответчиком при досрочном назначении пенсии.

    

    Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» статья 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была дополнена пунктом 4.2, в силу которого лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливался повышенный размер базовой части трудовой пенсии по старости.

    Данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2008 года.

    В последующем размер базовой части трудовой пенсии по старости вновь увеличивался и статья 14 в указанной редакции действовала до 31 декабря 2009 года.

    Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ) с 1 января 2010 года вместо базовой части трудовой пенсии вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии, а статья 14 изложена в новой редакции.

    В силу п.7 ст.14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

    Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.     

    Исходя из смысла и содержания п. 4.2 ст.14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, так и п.7 ст.14 того же Федерального закона, действующего в настоящее время, следует, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин. Каких-либо ограничений и дополнительных условий относительно исчисления специального стажа за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для определения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости вышеуказанные нормы закона не содержат. Единственными условиями для установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, являются: стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет и страховой стаж для мужчин - не менее 25 лет и для женщин - не менее 20 лет.          

    Довод ответчика о том, что оспариваемый период подлежит исключению из специального стажа, так как при установлении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости стаж работы в <данные изъяты>, исчисляется без учета норм ранее действовавшего законодательства, суд находит несостоятельным и не основанным на нормах права. Никаких норм, подтверждающих позицию ответчика при определении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, действующее законодательство не содержит.

    При таких обстоятельствах требования истицы обоснованы и подлежат удовлетворению.

      

    Как следует из материалов пенсионного дела истицы, решением ответчика без номера и даты период отпуска по уходу за детьми до достижения ими возраста полутора и трех лет был исключен из специального стажа Тихановой Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ и с этой даты произведен перерасчет её пенсии. Пенсия ей была назначена и выплачивалась исходя из специального стажа <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

    В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

    Судом установлено, что ответчик назначил истице трудовую пенсию по старости за работу в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ, на момент назначения пенсии все доказательства, подтверждающие право истицы на досрочное пенсионное обеспечение, имелись, перерасчет размера пенсии произведен ответчиком с ДД.ММ.ГГГГ в результате уменьшения размера базовой части, а потому размер базовой части трудовой пенсии Тихановой Т.Н. должен быть определен с момента перерасчета пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. С этой даты подлежит перерасчет пенсии истицы с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии (фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии).

    Заявленные истицей требования о возложении на ответчика обязанности возобновить выплаты пенсии с учетом применения повышенного размера базовой части трудовой пенсии и взыскании задолженности по пенсии с ДД.ММ.ГГГГ до срока возобновления выплат в размере с учетом перерасчета являются производными от вышеуказанных требований и не могут быть самостоятельными, поскольку само по себе возложение на ответчика обязанности произвести истице перерасчет пенсии с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости (повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии) за работу в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ влечет за собой безусловную обязанность пенсионного органа по выплате пенсии в размере, рассчитанном с учетом повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, и с даты, с которой произведено уменьшение размера пенсии.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

     Признать за Тихановой ФИО11 право на повышенную базовую часть пенсии по старости (повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости) за работу в <данные изъяты>, в соответствии с п.п.6 п.1 ст.28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке установить Тихановой ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ размер базовой части трудовой пенсии по старости (фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости) за работу в <данные изъяты>, засчитав в специальный стаж период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке произвести Тихановой ФИО13 перерасчет пенсии с учетом повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости (повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости) за работу в <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение 10 дней.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200