Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 ноября 2011г. Советский районный суд гор.Липецка в составе: председательствующего Соловьевой В.П. при секретаре Галкиной А.С. с участием прокурора Моисеевой А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании решения избирательной комиссии города Липецка об отказе в регистрации кандидатом на должность главы города Липецка У С Т А Н О В И Л : Решением Липецкого городского Совета депутатов от 13 сентября 2011 года № 324 назначены выборы Главы города Липецка. ФИО3 выдвинут кандидатом на должность Главы города Липецка в порядке самовыдвижения 20 сентября 2011 года. Для регистрации кандидатом на должность Главы города Липецка в избирательную комиссию города Липецка 24 октября 2011 года ФИО3 были представлены 1106 подписных листов в 6 томах с 8932 подписями избирателей. Постановлением избирательной комиссии города Липецка №14\75 от 02.11.2011г. ФИО3 было отказано в регистрации кандидатом на должность Главы города Липецка. Основанием отказа в регистрации является выявление более 10% недействительных подписей избирателей, отобранных для проверки. ФИО3 обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления незаконным и возложении на избирательную комиссию города Липецка обязанности зарегистрировать его кандидатом на должность Главы города Липецка. Заявление мотивировано тем, что в ходе проведения проверки подписных листов с подписями избирателей в его поддержку были допущены нарушения избирательного законодательства, которые существенно повлияли на результаты подсчета подписей избирателей в его поддержку, что нарушило его пассивное избирательное право. Заявитель, обосновывая свои требования, сослался на перечисленные ниже обстоятельства, которые, по их мнению, свидетельствуют о существенных нарушениях избирательного законодательства, влекущих признание результатов подсчета подписей избирателей недействительными и отмену постановления горизбиркома от 2.11.2011г.: 1. избирательной комиссией в УФМС по Липецкой области была направлена таблица сведений, содержащихся в подписных листах, в которой избиркомом искажены данные по некоторым избирателям; 2. рабочей группой не были устранены противоречия в сведениях об избирателях в подписных листах и в сведениях, предоставленных УФМС, которые также были искажены. 3. рабочей группой при проведении проверки не сверялись данные, полученные из УФМС по Липецкой области с данными избирателей в подписных листах; 4. председатель рабочей группы ФИО6 во время проведения проверки ссылался на болезненное состояние, что могло привести с необъективности результатов проверки; 5. неверное применение нормы права в части признания недействительными подписей избирателей в подписных листах, подписанных кандидатом, но оформленных с недостатками лицами, проводившими сбор подписей (дополнительное заявление от 7.11.2011г. л.д.86-87)) На основании изложенного ФИО3 просит признать постановление избирательной комиссии города Липецка № 14\75 от 02.11.2011г. незаконным, признать все подписи избирателей в его поддержку действительными и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата на должность Главы города Липецка. В судебном заседании ФИО3 поддержал свои заявления, ссылаясь на доводы, изложенные в них, при этом суду дополнительно пояснил, что председатель рабочей группы ФИО6 в беседе с ним в помещении горизбиркома предлагал снять свою кандидатуру на выборах, объясняя политической обстановкой, связанной с выборами в городе Липецке. Считает, что председатель рабочей группы сознательно исказил данные проверки подсчета подписей избирателей, что привело к незаконному отказу в его регистрации кандидатом. Представитель заявителя по доверенности ФИО7 поддержал заявление ФИО3 и суду пояснил, что системно-методологические ошибки в работе рабочей группы привели к незаконному постановлению об отказе ФИО3 в регистрации, считает, что была нарушена процедура проведения проверки, т.к. данные УФМС, поступившие в избирком не сверялись с подписными листами, комиссия не удостоверилась какой из трех документов: подписные листы, таблица сведения, направленная в УФМС и данные УФМС является правильным. Считает, что из признанных недействительными 243 подписей, свыше 150 подписей являются действительными, а именно по п. «з» ч.13 с. 30 ОЗ- 77 подписей, т.к. подписные листы подписаны самим ФИО3, что в силу закона делает все подписи действительными, по п.п. «б» и «в» более 70 подписей, подпись ФИО165, имеющей временную регистрацию в гор.Липецке, а также избирателей ФИО163, ФИО5, ФИО79.. Представитель ФИО3 по ордеру адвокат ФИО8 поддержав объяснения заявителя и представителя ФИО7 суду пояснил, что лица, имеющие временную регистрацию в гор.Липецке обладают правом отдать свой голос в поддержку выдвижения кандидата, следовательно, их подписи следует признать законными, иначе нарушается их активное избирательное право, предоставленное Конституцией РФ. Представители заинтересованного лица -избирательной комиссии города Липецка председатель Капцов С.В. и по доверенности Пахомов А.С., считают требования ФИО3 необоснованными и не подлежащими удовлетворению, мотивируя тем, что постановление №14\75 от 2.11.2011г. принято в полном соответствии с положениями Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Законом Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Пояснили также, что помимо 243 подписей, признанных недействительными оспариваемым постановлением, следует признать недействительными дополнительно 5 подписей: ФИО201 ФИО202, ФИО203, ФИО204, а подписи избирателей ФИО59, ФИО164, ФИО151, ФИО199 ФИО165, ФИО200 и ФИО14, признанных недействительными по п.п. «в», «з», следует признать недействительными дополнительно по основаниям п. «б» ч.13 ст. 30 ОЗ. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Моисеевой А.С., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований В силу ч. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с ч. 2 ст. 261 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным. Согласно подпункту «д» пункта 24 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичные положения содержаться и в подпункте 5 пункта 24 статьи 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области». Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, составляет 2 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего муниципального образования, но не может быть менее десяти подписей. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том муниципальном образовании, в котором выдвигается кандидат. (пункты 3 и 5 ст. 29 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ) Количество представленных для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов. (пункт 3 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ) Согласно пункту 5 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» проверке подлежат все представленные подписи избирателей или их часть, но не менее 20% от необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных посредством случайной выборки (жребия). Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, устанавливается решением избирательной комиссии муниципального образования до начала проверки подписей. Для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах, избирательная комиссия своим решением может создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии муниципального образования, работников аппарата избирательной комиссии. К такой работе могут быть привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а так же иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. (пункт 8 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ) Основания, по которым подпись может быть признана недействительной, установлены пунктом 13 статьи 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области». По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы-членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса и предоставляется избирательной комиссии муниципального образования для принятия решения. (пункт 17 ст.30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ) Судом установлено, что решением 11 сессии Липецкого городского Совета депутатов четвёртого созыва от 16.12.2010 года № 177 сформирована избирательная комиссия города Липецка со сроком полномочий 2010-2015г.г. (том. 1 л.д. 89-91). Председателем городской избирательной комиссии избран Капцов С.В., что подтверждается имеющимся в деле протоколом от 23.12.2010г. № 1 и постановлением горизбиркома от 23.12.2010г. № 1/3 (том. 1 л.д. 88) Для приёма и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидатов на должность Главы города Липецка избирательной комиссией г. Липецка были созданы две рабочие группы, что подтверждается постановлениями от 14.09.2011г. № 6/33 и от 21.10.2011г. № 12/68 (том 1 л.д.119-122). ФИО3 выдвинут кандидатом на должность Главы города Липецка в порядке самовыдвижения 20 сентября 2011 года. Для его регистрации кандидатом на должность Главы города Липецка в избирательную комиссию города Липецка 24 октября 2011 года были представлены 1106 подписных листов в 6 томах с 8932 подписями избирателей. Данное количество подписей с учётом численности избирателей, зарегистрированных на территории г. Липецка, а их количество согласно представленным сведениям составляет 411 122 (том 1 л.д. 109-110), является достаточным и соответствует положениям п. 3 ст. 29 и п. 3 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области». Указанные обстоятельства в суде никем не оспаривались. Постановлением избирательной комиссии города Липецка № 6/31 от 14.09.2011г. определено количество подписей избирателей, подлежащих проверке. В соответствии с данным постановлением следует проводить выборочную проверку достоверности данных, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения каждого кандидата на должность Главы города Липецка, в количестве 20 % от установленного областным законом необходимого для регистрации количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки. (том 1 л.д. 115) Правила организации проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата на должность Главы города Липецка утверждены постановлением Избирательной комиссии города Липецка № 6/32 от 14.09.2011г. (том 1 л.д.111, 112-114) Согласно протоколу случайной выборки от 24.10.2011г. методом случайной выборки в присутствии ФИО3 были отобраны для проверки папки с подписными листами и подписями избирателей в поддержку ФИО3: №2 со 178 подписными листами и 1523 подписями, папка №5 с 23 листами полными и 24 лист с 1-5 подписями - 121 подписью, что составило 1644 подписи отобранных для проверки (т.1л.д.117). Данное обстоятельство не оспаривалось лицами, участвующими в деле. Учитывая, что в соответствии с Законом Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата составляет 8 222 подписи (411 122 х 2% = 8 222), то, следовательно, 1644 подписи составляет 20% от установленного данным законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей. А поэтому действия избирательной комиссии в этой части полностью соответствуют требованиям действующего законодательства. В ходе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатом на должность Главы города Липецка ФИО3, рабочая группа 31 октября 2011 года пришла к выводу о недействительности 247 подписей избирателей, что составило 15.02% от общего количества подписей, отобранных для проверки. Действительными и достоверными были признаны 1397 подписей избирателей. Данные обстоятельства подтверждаются итоговым протоколом от 25.10.2011г. (том 1 л.д. 10-13), а так же ведомостями проверки подписных листов от 31.10.2011г. (том 1 л.д. 14-43). Избирательная комиссия, рассмотрев заявление ФИО3, признала действительными подписи: папка №2 подписной лист 107 подпись№10 (ФИО11), папка №5 лист №3 подпись №1 (ФИО12), подпись№3 (ФИО13), подпись №4 (ФИО14), постановлением № 14\75, оспариваемым ФИО3, недействительными признаны 243 подписи, что составило 14.78% от числа проверенных подписей ( т.1 л.д.7). При принятии решения о признании подписей недействительными рабочей группой учитывались сведения, представленные горизбиркому УФМС по Липецкой области (том 2 л.д. 1-348), сообщения судов, подтверждающие факт недееспособности 2-х граждан (том л.д. 128-129) и заключение эксперта ФИО205 (том 1 л.д.136). Постановлением Избирательной комиссии города Липецка от 02.11..2011 года № 14\75 от 02.11.2011г. ФИО3 было отказано в регистрации кандидатом на должность Главы города Липецка. Основанием отказа в регистрации является выявление более 10% недействительных подписей избирателей, отобранных для проверки. (том 1 л.д. 7-9). С целью проверки доводов ФИО3, изложенных в заявлении о необоснованности признания подписей избирателей недействительными, судом с участием прокурора, представителей заявителя и избирательной комиссии были исследованы подлинные подписные листы с подписями избирателей, подлежавшие проверки рабочей группой; сведения УФМС по Липецкой области, которые были представлены в горизбирком в ходе проверки; заключение эксперта ФИО206 от 24.10.2011г.; извещения судов, подтверждающие факт недееспособности 2-х граждан, поставивших свою подпись в подписных листах, а так же сведения УФМС (в т.ч. заявления на выдачу (замену) паспорта, адресные листки прибытия и убытия), представленные суду во время рассмотрения настоящего дела (том 2 л.д. 1-348 и т.3 л.д. 25-36 и 56) В ходе исследования вышеуказанных документов, судом установлено, что недействительными являются220 подписей, что составляет 13.38% от общего числа подписей, отобранных для проверки, а именно: 1 подпись том 2.стр.49 подписи № 6 и №10 избирателя ФИО15, т.к., если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными (ч.11 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ): Заявителями не оспаривалась недействительность указанной подписи 2 подписи 2-16-5 -отсутствует указание полного адреса места жительства (не указана улица) избирателя ФИО16 и 2-139-3-отсутствует полная дата рождения избирателя ФИО17, в силу того, недействительными признаются подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист. (п. «г» ч. 13 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ) Заявителем ФИО3 и его представителями также недействительность этих подписей не оспорена. 4 подписи 5-16-3 -ФИО18, 5-16-7- ФИО19,5-16-8 ФИО20,5-16-9- ФИО21 потому, что подписи избирателей недействительны, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с ч.8 настоящей статьи (п. «л» ч. 13 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ), заключение эксперта ФИО22 от 27.10.2011г.(л.д.136). В судебном заседании ФИО3 не оспаривал заключение эксперта ФИО22 в отношение указанных подписей. 1 подпись ФИО23( 2-9-5), которая указала дату проставления подписи 5.11.2011г., тогда как подписной лист удостоверен 5.10.2011г. в силу того, что подписи избирателей, внесенные в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществляющим сбор подписей недействительны: ( п. «м» ч. 13 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ) Каких-либо возражений по поводу недействительности подписи избирателя ФИО23 ФИО3 суду не представлено. 69 подписей - 8 подписей т.2 п\л 12, 9 подписей т.2 п\л 147, 8 подписей т.2 п\л 172, 10 подписей т.2 в п\л173, 5 подписей т.5п\л 15 в удостоверительной подписи ФИО24 -лица, осуществляющего сбор подписей не указан район (Усманский), где она зарегистрирована по месту жительства; 10 подписей т.2 п\л 66 - отсутствует полный адрес места жительства ФИО215- лица, осуществляющего сбор подписей, 10 подписей т.2 п\л 170, где отсутствует полный адрес места жительства ФИО216 -лица, осуществляющего сбор подписей; 9 подписей в т.5 п\л 1 отсутствует подпись лица, осуществляющего сбор подписи в удостоверительной записи в связи с тем, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (п.п. «з» ч. 13 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ); 34 подписи по основаниям п. «б» - подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом ( ч. 13 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ): 1.избиратели, не зарегистрированные в г.Липецке, зарегистрированы в ином населенном пункте (24 подписи) : ФИО25 (с.Новоникольское Данковского района) 2-172-10 ФИО26 (с.Дмитриевка Усманского района) 2-50-6 ФИО27 (ст. Дрязги Усманского района) 2-50-10 ФИО28 (Грязинский район) 2-154-3 ФИО29 (пос.Добринка Добринского района) 2-62-7 ФИО30 (с.Павловка Добринского район) 2-124-7 ФИО31 ( пос.Добринка Добринского района) 2-173-8 ФИО32 (с.Яблоново Краснинского района) 2-122-4 ФИО33 (г.Данков) 5-16-6 ФИО34 (ст.Улусарка Задонского района) 5-16-1 ФИО35 (с.Тюшевка Липецкого района) 2-76-8 ФИО36 (с.Сошки Грязинского района) 2-123-7 ФИО37 (с.Студеные Выселки Липецкого района) 2-27-4 ФИО38 (с.Новая Деревня Липецкого района) 2-27-6 ФИО39 (п.Ключ Жизни Елецкого района) 2-143-2 ФИО40 (с.Балохна Задонского района) 5-14-10 ФИО41 (г.Усмань) 5-16-4 ФИО42(с.Сенявка Грязинского района) 5-3-9 ФИО43 (с.Долгое Данковского района) 5-4-3 ФИО44 (с.Бигильдино Данковского района) 5-3-5 ФИО45 (с.Бутырки Грязинского района 5-3-7 ФИО46 (Лебедянский район) 2-120-3 ФИО47 (г.Данков) 2-22-1 ФИО48 (с.Ворон-Лозовка Хлевенского района) 2-105-1 2. Недееспособные (2 подписи): ФИО49 2-61-4 ФИО50 2-146-1 4. Граждане, в отношении которых данные в УФМС отсутствуют: (8 подпись): ФИО51 2-138-10 ФИО52 5-11-1 ФИО53 5-3-2 ФИО54 2-117-7 ФИО55 5-11-7 ФИО56 5-11-6 ФИО57 2-4-3 ФИО58 2-48-7 109 подписей, когда сведения об избирателе (фамилия, имя, отчество, год рождения, паспортные данные, адрес места жительства) не соответствуют действительности (п. «в» ч. 13 ст. 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ) В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 8 настоящей статьи: неверно указан адрес места жительства избирателей (60 подписей): ФИО59 2-52-7 ФИО60 2-112-10 ФИО61 2-125-4 ФИО62 2-126-10 ФИО63 2-52-4 ФИО64 2-122-5 ФИО65 2-6-4 ФИО66 2-133-7 ФИО67 2-90-8 ФИО68 2-140-2 ФИО69 2-169-7 ФИО70 2-8-7 ФИО71 2-18-8 ФИО72 2-173-5 ФИО73 5-17-3 ФИО74 5-19-8 ФИО75 5-19-1 ФИО76 5-2-5 ФИО77 5-9-1 ФИО78 2-124-4 ФИО79 2-11-6 ФИО80 2-115-10 ФИО81 2-48-5 ФИО82 2-122-10 ФИО83 2-43-6 ФИО84 2-129-9 ФИО85 2-138-9 ФИО86 2-120-1 ФИО87 2-1135-6 ФИО88 2-24-6 ФИО89 2-90-9 ФИО90 2-130-9 ФИО91 2-142-7 ФИО92 2-88-2 ФИО93 2-101-9 ФИО94 2-154-1 ФИО95 2-133-4 ФИО96 2-164-1 ФИО97 2-91-2 ФИО98 2-5-8 ФИО99 2-67-9 ФИО100 2-173-4 ФИО101 5-12-10 ФИО102 2-131-10 ФИО103 2-168-8 ФИО104 2-30-7 ФИО105 2-66-7 ФИО106 2-103-8 ФИО107 2-107-1 ФИО108 2-111-1 ФИО109 2-154-6 ФИО110 2-128-2 ФИО111 2-69-1 ФИО112 2-88-9 ФИО113 2-42-5 ФИО114 2-82-4 ФИО115 2-190-5 ФИО116 2-138-3 ФИО117 2-178-6 ФИО118 2-178-8 Неверно указано ФИО избирателей (4 подписи) ФИО119 2-53-6 ФИО210 2-39-6 ФИО208 2-191-7 ФИО120 2-86-2 Неверно указаны номер и/или серия паспорта избирателей( 30 подписей): ФИО121 2-28-1 ФИО122 2-82-1 ФИО123 2-49-3 ФИО124 2-176-5 ФИО125 2-50-8 ФИО126 2-12-8 ФИО127 2-62-9 ФИО128 2-157-6 ФИО129 2-156-9 ФИО130 2-135-1 ФИО131 2-121-9 ФИО132 5-19-5 ФИО133 2-38-2 ФИО134 2-69-3 ФИО135 2-142-4 ФИО136 2-61-10 ФИО137 2-119-6 ФИО138 2-153-4 ФИО139 2-88-2 ФИО140 2-123-9 ФИО141 2-101-1 ФИО142 2-15-10 ФИО143 2-177-1 ФИО144 2-177-3 ФИО145 2-68-2 ФИО146 2-98-9 ФИО147 2-138-4 ФИО148 2-94-100 ФИО149 2-137-3 ФИО150 2-163-56 Неверно указаны адрес места жительства, а также номер и/или серия паспорта избирателей (8 подписей): ФИО151 2-55-6 ФИО152 2-92-3 ФИО153 2-89-9 ФИО154 2-162-4 ФИО155 5-3-10 ФИО156 2-85-10 ФИО157 2-113-8 ФИО158 2-88-10 Неверно указаны фамилия, адрес места жительства, а также номер и/или серия паспорта избирателей (1 подпись): ФИО159 2-102-6 Неверно указано отчество, адрес места жительства избирателя (1 подпись) ФИО218 ФИО217 5-22-1 Неверно указана дата рождения избирателя (1 подпись): ФИО161 2-90-6 Таким образом, проведенный судом анализ подписных листов, таблиц сведений об избирателях (т.1 л.д.137-156) и сведений из УФМС по Липецкой области свидетельствует о том, что рабочей группой обоснованно признаны недействительными те подписи избирателей, которые неверно указали свои фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, паспортные данные, что в свою очередь привело к искажению сведений об избирателях и делает эти сведения не соответствующими действительности. В то же время, суд считает обоснованными доводы заявителя о необоснованном признании недействительными 7 подписей избирателей, а именно: подпись № 9 в подписном листе 28 томе 2 -ФИО162 подпись № 7 в подписном листе 57 в томе 2 - ФИО163 подпись №2 в подписном листе 31 в томе 2 ФИО164 подпись №2 в подписном листе 73 том 2 ФИО165 подпись №4 в подписном листе 130 том 2 ФИО166 подпись №3 в подписном листе 128 том 2 ФИО167 подпись №10 п\л15 том 5 ФИО168 Вышеуказанные подписи избирателей в ведомости проверки подписных листов были указаны рабочей группой как недействительные однако, рабочей комиссией в запросе в УФМС были допущены ошибки в написании фамилий либо имен ФИО166, ФИО162, ФИО163, ФИО167, ФИО168, что соответственно привело к неверным сведениям из УФМС об избирателях; избиратель ФИО165 на момент подписания подписного листа имела временную регистрацию в гор.Липецке (т.1 л.д.72), о чем не сообщило в избирком УФМС, ФИО164 ( 2-31-2) сообщил о себе соответствующие действительности данные, в частности адрес его места жительства (<адрес>) соответствует данным УФМС. 7 подписей в томе 2 п\л 92, признаны недействительными избирательной комиссией по п. «з» ч.13 ст. 30 ОЗ, однако, как видно из указанного подписного листа подписи избирателей ФИО169 - подпись №4, ФИО170 - подпись №5, ФИО171 - подпись №6, ФИО172 - подпись №7, ФИО173 - подпись №8, ФИО174 - подпись №9, ФИО175 - подпись №10, поставлены позже даты заверения лицом, осуществляющем сбор подписей, что соответствует основаниям п. «м» ч.13 ст.30 ОЗ. 9 подписей избирателей, которые признаны недействительными по основаниям п. «б» - отсутствие активного избирательного права, а именно: подпись №1 в подписном листе №47 в томе №2 - ФИО176(в подписном листе ФИО177) подпись №6 в подписном листе №64 в томе №2 - ФИО178 (в подписном листе ФИО179) подпись №8 в подписном листе №139 в томе №2 - ФИО180 подпись №7 в подписном листе №55 в томе №2 - ФИО181 (в подписном листе ФИО182) подпись №1 в подписном листе №55 в томе №2 - ФИО183 (в подписном листе ФИО184) подпись №9 в подписном листе №40 в томе №2 - ФИО185 подпись №1 в подписном листе №148 в томе №2 - ФИО186 подпись №8 в подписном листе №89 в томе №2 - ФИО187 подпись №7 в подписном листе №102 в томе №2 - ФИО188 (в подписном листе ФИО189) Как установлено в судебном заседании избиратели ФИО176, ФИО178, ФИО180, ФИО181, ФИО183, ФИО185, ФИО186, ФИО187, ФИО188 проживают в г.Липецке, но указали не соответствующие действительности анкетные данные, что предусмотрено п. «в» ч.13 ст.30 ОЗ Таким образом, действия избирательной комиссии в части признания недействительными 23 подписей избирателей являются незаконными, что позволяет суду исключить их из числа недействительных. В судебном заседании были проверены доводы заявителя, изложенные в исковом заявлении в отношении подписей избирателей ФИО165 (подпись №2 в п\л 73 том 2)ФИО1(том2 п\л 91,полпись№7), ФИО28 ( том2, п\л154,под.3), ФИО11 (т.2п\л107 под.10),ФИО214 (том 2 п\л129 п.9), ФИО12(п.5 п\л3 п.1), ФИО13 (п.5. п\л3под.3), ФИО14 ( п.5 п\л3.под.4), ФИО190 ( п.5 п\л 3, под.8) Подписи избирателей ФИО11,ФИО211 ФИО13 и ФИО14 признаны действительными избирательной комиссией, что подтверждается постановлением № 14\75. Подпись избирателя ФИО165 исключена из числа недействительных. В судебном заседании заявитель ФИО3 предъявлял ксерокопию подписного листа, на которой фамилия ФИО1 была написана как ФИО2, однако, учитывая, что ксерокопия никем не заверена, суд счел указанный подписной лист негодным доказательством и не приобщил к материалам дела. Судом был исследован подписной лист (т.2 п\л91, под.№7), где фамилия избирателя написана как ФИО1, в таблице сведений, направленной в УФМС, фамилия избирателя также написана ФИО1, по данным УФМС фамилия избирателя с указанными паспортными данными -ФИО2, что позволяло избирательной комиссии признать его подпись недействительной по основаниям п. «в» ч.13 ст. 30 ОЗ, аналогично в отношение подписи избирателя ФИО140 (неверно указано место жительства и данные паспорта), избиратели ФИО28 и ФИО191 в гор. Липецке не проживают. Причем при исследовании фамилии ФИО191 в подписном листе, судом установлено, что его фамилия читается как «ФИО212», а не «ФИО213» как указывает заявитель. Ссылки заявителя на то, что избирателями, а так же лицами, осуществляющими сбор подписей, просто были допущены недочеты при написании данных об избирателях и о себе, не могут опровергнуть сделанный судом вывод об обоснованности действий рабочей комиссии, поскольку допущенные при оформлении подписных листов ошибки и описки должны были быть оговорены, что прямо предусмотрено законом. Поскольку же этого сделано не было, то довод о том, что имели место описки, в данном случае суд считает несостоятельным, так как неправильно изложенные сведения об избирателе, свидетельствуют об искажении данных, которые в силу закона должны быть указаны в подписном листе и делает их несоответствующими действительности. Необоснованным суд считает и довод заявителя о том, что указание избирателем адреса места жительства, не соответствующего адресу, по которому избиратель зарегистрирован, не может служить основанием для признания его подписи недействительной, поскольку сам факт проживания и регистрации таких граждан в городе Липецке, т.е. в пределах избирательного округа, по мнению заявителя, наделяет их не только активным, но и пассивным избирательным правом. Не соглашаясь с данным доводом, суд обращает внимание на следующее. Правила оформления подписных листов предусмотрены статьёй 37 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с пунктом 11 данной статьи избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а так же указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Аналогичные положения содержаться и в пункте 9 статьи 29 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области». Под адресом места жительства избирателя в соответствии с со статьями 2 вышеуказанных законов, а так же разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах государственного регистрационного учёта граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно пункту 30 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 31 марта 2011 года адрес места жительства, который должен быть указан в подписном листе может не содержать всех указанных выше реквизитов с учётом фактических особенностей места жительства избирателя. Так, соответствующие сведения не указываются при отсутствии наименования улиц в населенных пунктах и (или) нумерации домов, квартир, а также наименование населённого пункта, например, в случае проживания гражданина в межселенной территории. Таким образом, исходя из смысла и содержания вышеприведенных норм права, адрес места жительства избирателя должен указываться в подписном листе, так как он указан в документе, удостоверяющем наличие у него регистрации по месту жительства, если такая регистрация имеет наименование улицы, дома и квартиры, то они должны быть указаны в подписном листе и должны быть указаны правильно. Все описки, ошибки и помарки, допущенные при оформлении подписных листов, должны быть специально оговорены до проверки подписных листов. Иное толкование закона в данном случае недопустимо. Доводы заявителя и его представителей о том, что все сведения, представленные УФМС по Липецкой области, не соответствуют действительности, судом не принимаются в виду их необоснованности. Не соглашаясь с доводами заявителя в этой части, суд обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 8 статьи 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» для проведения проверки оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах, избирательная комиссия может привлекать членов нижестоящих комиссий, экспертов из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичные положения содержаться и в пункте 3 статьи 38 Федерального закона РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Справка органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации может служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах. Соглашением о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года подтверждена возможность направления в отделения ФМС запросов избирательными комиссиями на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей (том 1 л.д.123-127) Форма запроса в органы ФМС России на проведение проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, утверждена протоколом № 1 к Соглашению о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральной миграционной службы от 29 декабря 2009 года. Ни Федеральным законом РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни Законом Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований» никакая иная форма оформления как запроса в органы ФМС России, так и ответа от них, не утверждены. Кроме того, суд считает, что сама по себе форма оформления ответа УФМС на запрос избирательной комиссии, не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления. Представленные в ходе рассмотрения данного дела, избирательной комиссией г. Липецка и УФМС по Липецкой области дополнительные документы (копии заявлений о выдаче (замене) паспорта, адресные листки прибытия и убытия) в совокупности с другими доказательствами по делу так же подтверждают факт наличия достаточных оснований для признания подписей избирателей, отобранных горизбиркомом в ходе проверки подписных листов недействительными. Принимая во внимание вышеуказанные положения, суд приходит к выводу о том, что действия избирательной комиссии города Липецка по направлению запроса в УФМС по Липецкой области для проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку кандидата ФИО3, не противоречат вышеприведённым нормам, а, следовательно, их нельзя считать незаконными. То обстоятельство, что в ходе рассмотрения настоящего дела установлен факт необоснованного принятия рабочей группой решения о признании недействительными подписи ФИО165, не является безусловным подтверждением доводов заявителя и его представителей о недействительности всех сведений, представленных УФМС как рабочей группе в ходе проверки подписных листов, так и суду во время рассмотрения настоящего дела Довод заявителя построен на предположениях, каких-либо доказательств, подтверждающих недействительность всех сведений из УФМС, представленных в избирком суду представлено не было, несмотря на то, что заявителю разъяснялось право представления дополнительных доказательств. Именно поэтому судом было отклонено ходатайство ФИО3 о вызове в суд в качестве свидетелей всех избирателей, чьи сведения в подписных листах не совпали со сведениями из УФМС. Все сведения УФМС, представленные в избирком (т.2 л.д.1-348), а также в ходе дополнительной проверки в судебное заседание (т.3 л.д.25-36 и 38-56) могут быть приняты судом в качестве допустимых доказательств, т.к. все участники процесса, а также суд смогли в ходе судебного разбирательства прочитать и проверить всю информацию, содержащуюся в представленных УФМС документах., сверить с данными в подписных листах и таблицах, Все документы, представленные УФМС, удостоверены печатями органа ФМС. Каких-либо доводов и доказательств, ставящих под сомнение выдачу этих документов именно УФМС, а так же содержащихся в них сведений никем из сторон, в том числе и заявителем, не было представлено. В связи с этим судом было отклонено ходатайство ФИО3 о вызове представителя УФМС в качестве свидетеля для подтверждения обстоятельств недостоверности сведений, сообщенных УФМС по Липецкой области в избирком. Суд считает необоснованным довод ФИО3 о том, что была нарушена процедура проверки данных об избирателях, в частности рабочей группой не сверялись данные УФМС с данными в подписных листах, т.к. он ничем не подтвержден и опровергается материалами дела. В судебном заседании ФИО3 не отрицал того факта, что он присутствовал при проведении проверки 26.10.2011г. и 29.10.2011г. Процедура проверки избирательной комиссией подписных листов, по мнению суда, соответствовала порядку, установленному Федеральным законом РФ от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области», а так же Правилам организации проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата на должность Главы города Липецка, утвержденным постановлением Избирательной комиссии города Липецка № 6/32 от 14.09.2011г. В ходе рассмотрения дела судом обозревались подписные листы, таблица сведений, направленная в УФМС, сведения УФМС (листки прибытия и убытия, заявления о выдачи, замене паспортов). При этом заявителем и представителем заявителя лично сверяли все данные по трем документам. По данным тех избирателей, по которым возникли сомнения, судом были истребованы повторные документы из УФМС, повторные данные были истребованы и по тем документам, где плохо просматривалась печать УФМС ( т. 3 л.д.38-56) Доказательств, бесспорно и безусловно опровергающих вывод избирательной комиссии в этой части, в ходе рассмотрения дела не представлено. Поэтому суд счел необоснованным заявленное ФИО3 ходатайство о вызове в качестве свидетелей руководителя рабочей группы ФИО6, а также ФИО192, ФИО193, ФИО194 и ФИО195 для подтверждения факта нарушения процедуры проведения проверки. Довод ФИО3 о том, что избирательной комиссией в УФМС была направлена таблица сведений с искаженными данными по фамилиям, адресам и паспортным данным избирателей не может повлиять на признание оспариваемого постановления горизбиркома незаконным, т.к. судом были проверены все данные по избирателям, чьи подписи признаны недействительными. Выявленные ошибки в таблице сведений, составленной избиркомом и направленной в УФМС были судом учтены и подписи таких избирателей судом были признаны действительными. Суд считает несостоятельным доводы ФИО3 о том, что рабочая комиссия не устранила противоречия в сведения об избирателях в подписных листах и данных УФМС, т.к. в обязанности избирательной комиссии не входит устранение таких противоречий. Доводы ФИО3 о состоянии здоровья руководителя рабочей группы ФИО6, а также о его предложении ФИО3 снять свою кандидатуру суд не принимает во внимание в связи с тем, что проверка подписных листов и составление протокола недействительности подписей избирателей проводилась рабочей группой коллегиально, а не единолично руководителем рабой группы ФИО6 При этом суд учитывает, что данное обстоятельство, кроме объяснений ФИО3 в судебном заседании ничем не подтверждается. Оспаривая незаконность постановления горизбиркома в части признания недействительными 69 подписей по основаниям п. «з» ч.13 ст. 30 Закона ЛО № ОЗ-299, ФИО3 ссылается на то, что при недочетах, допущенных лицами, осуществляющими сбор подписей, указанные выше подписные листы заверены подписью самого ФИО3, что соответственно делает все подписи действительными, т.к. правило, установленное в п. «з» предоставляет право подписи лицу, осуществляющему сбор подписей и (или) кандидату. Суд считает необоснованными доводы заявителя в этой части, т.к. они противоречат п.п. 9,10,11, ст. 29 Закона ЛО «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области», которые определяют порядок заполнения подписных листов, а именно обязывают лицо, осуществляющее сбор подписей собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставить свою подпись и дату ее внесения. Судом не принимаются во внимание доводы представителей избирательной комиссии гор.Липецка о том, что дополнительной проверкой в период рассмотрения дела в суде было установлено недействительность еще 5 подписей избирателей и 7 подписей избирателей по которым дополнены основания признания подписей недействительными. Предметом судебного разбирательства является незаконность постановления горизбиркома № 14\75 от 02.11.2011г., которым признаны недействительными 243 подписи избирателей. Действующим законодательством не предусмотрено, после вынесения постановления об отказе в регистрации кандидата, проводить повторные (дополнительные) проверки и устанавливать недействительность подписей избирателей кроме тех, которые указаны в оспариваемом постановлении Поскольку в ходе судебного разбирательства, судом установлено, что из 1644 подписей, подлежащих проверки, 220 подписей являются недействительными, что составляет 13.38%, то суд приходит к выводу о том, что Избирательная комиссия г. Липецка в соответствии с подпунктом 5 пункта 24 статьи 30 Закона Липецкой области от 02 июня 2006 года № 299-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований в Липецкой области» правомерно отказала ФИО3 в регистрации кандидатом на должность Главы города Липецка, поскольку в ходе проверки представленных им подписных листов было выявлено более 10% недействительных подписей от общего количества, отобранного для проверки. Учитывая, что избирательной комиссией г. Липецка соблюдена процедура и сроки принятия оспариваемого постановления, данное постановление принято в пределах компетентности горизбиркома, с соблюдением действующего федерального законодательства и законодательства Липецкой области, а поэтому у суда не имеется оснований для признания данного постановления незаконным, в связи с чем, заявление ФИО3 является необоснованным и не подлежит удовлетворению в полном объёме. Каких-либо бесспорных и безусловных доказательств, которые могли бы повлиять на суть оспариваемого постановления и его отмену, заявителем и его представителями суду не представлено. В ходе рассмотрения данного дела, суд пришел к выводу о недобросовестности со стороны лиц, осуществлявших сбор подписей, но это обстоятельство не влияет на законность оспариваемого постановления. С учётом изложенного правовых оснований для удовлетворения требований ФИО3 не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 и 261 ГПК РФ Р Е Ш И Л : ФИО3 в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления избирательной комиссии города Липецка № 14\75 от 02.11.2011г. об отказе в регистрации на должность главы города Липецка в порядке самовыдвижения - отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд гор.Липецка в течение 10 дней с момента изготовления решения суда в окончательной форме. Председательствующий В.П.Соловьева Решение в окончательной форме изготовлено 14.11.2011г.