включение периода работы в стаж



                                                                                                             Дело №2-7088/11

                                                             Р Е Ш Е Н И Е

                                      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2011 года                                                                                     город Липецк

    Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего судьи Торговченкова О.В.

при секретаре Коновалове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карташовой ФИО12 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о включении в трудовой стаж периода работы в <данные изъяты> в годы Великой Отечественной войны,

                                                                  установил:

    Карташова М.П. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о включении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в общий трудовой стаж.

    Свои требования истица обосновывала тем, что она обратилась к ответчику с заявлением о включении вышеуказанного периода работы в общий трудовой стаж по свидетельским показаниям в связи с невозможностью документального подтверждения данного периода работы. Однако ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке отказало ей в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что в соответствии с примерным Уставом <данные изъяты>, утвержденным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в члены <данные изъяты> могли быть приняты лица, достигшие 16-летнего возраста, а достигшие 15-летнего возраста могли трудиться в общеустановленном порядке по найму. В связи с этим периоды работы в <данные изъяты> лиц, моложе указанного возраста, не могут быть подтверждены свидетельскими показаниями.

    Истица считает отказ ответчика незаконным по следующим основаниям.

    В соответствии со ст.89 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, а в ст.97 того же Закона предусмотрена возможность подтверждения трудового стажа при утрате документов свидетельскими показаниями.

    Более того, в Указе Президента РФ от 10.12.1993 года №2123 «О повышении пенсии в соответствии с п. «ж» ст.110 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» для граждан, родившихся до 31.12.1931 года, отсутствуют ограничения в исчислении трудового стажа работников, не достигших 12-ти летнего возраста.

    С учетом изложенного, истица просила обязать ответчика включить ей в трудовой стаж период работы в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.        

    В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    В судебном заседании представитель истицы по доверенности ФИО13 уточнил исковые требования и просил включить в общий трудовой стаж Карташовой М.П. период работы с момента достижения ею 12-ти летнего возраста, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дополнительно представитель истицы объяснил, что включение данного периода в трудовой стаж необходимо для перерасчета пенсии, а также для реализации права на присвоение звания «Ветеран труда».

    

    Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке ФИО14., действующий на основании доверенности, иск не признал, суду объяснил, что в соответствии с Примерным Уставом <данные изъяты>, утвержденным <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, в члены <данные изъяты> могли быть приняты лица, достигшие 16-летнего возраста, а достигшие 15-летнего возраста могли трудиться в общеустановленном порядке по найму. В связи с этим периоды работы в <данные изъяты> лиц, моложе указанного возраста, не могут быть подтверждены свидетельскими показаниями.

    Однако, учитывая исключительные обстоятельства военного времени, Указанием Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26.03.1993 года №1-28-У было разрешено установление трудового стажа (в том числе по свидетельским показаниям) с более раннего возраста, то есть с 12 лет.

    Однако в настоящее время это Указание не действует, так как утратило силу в связи с изданием постановления Министерства труда и социального развития РФ от 04.06.1997 года №29.

    

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    Согласно ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

    В соответствии абз.3 ст.2 того же Федерального закона страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

    

    По делу установлено, что Карташова М.П. родилась ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по инвалидности. Первая запись о работе Карташовой М.П. датирована ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в <данные изъяты> районный отдел социального обеспечения г.Липецка с заявлением о зачете в трудовой стаж периода работы в <данные изъяты> по свидетельским показаниям. Решением органа социального обеспечения, ведающего на тот момент вопросами пенсионного обеспечения граждан, от ДД.ММ.ГГГГ в трудовой стаж истицы засчитаны периоды работы в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    В ДД.ММ.ГГГГ истица вновь обратилась к ответчику с заявлением о зачете в трудовой стаж периода работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по свидетельским показаниям. Ответом ГУ -Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке от ДД.ММ.ГГГГ Карташовой М.П. в удовлетворении данного заявления отказано.        

    Суд не соглашается с решением ответчика, не включившим в трудовой стаж истицы период работы в <данные изъяты>, по следующим основаниям.

    В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    Исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм Конституции РФ, следует, что Основной закон РФ гарантирует каждому гражданину РФ равные права, в том числе и права по социальному обеспечению.

    Как установлено по делу, истица Карташова М.П. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии.

    Таким образом, истица приобрела право на пенсию в период действия Закона о государственных пенсиях, действовавшего до принятия Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

    В силу п. 108 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590, и принятого во исполнение Закона о государственных пенсиях, в общий стаж работы, дающей право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера выполняемой работы и длительности перерывов. В частности, в стаж засчитывается:

    а) работа в качестве рабочего или служащего, выполнявшаяся на дому;

    б) работа по найму до установления Советской власти.

    Работа эвакуированных рабочих и служащих в колхозах в период Великой Отечественной войны засчитывается в стаж независимо от формы оплаты их труда.

    Пункт 109 вышеназванного Положения предусматривает иную работу, которая засчитывается в общий стаж работы.

    Согласно п. 118 того же Положения при отсутствии документов об имеющемся стаже работы и невозможности получения их ввиду полной ликвидации предприятия, учреждения, организации либо ввиду отсутствия архивных данных недостающий для назначения пенсии стаж устанавливается комиссиями по назначению пенсий на основании показаний двух и более свидетелей.

    Недостающий для назначения пенсии стаж работы может устанавливаться на основании свидетельских показаний в тех случаях, когда не менее половины необходимого для назначения пенсии стажа подтверждено документами. Это правило применяется и для назначения пенсии на льготных условиях и в льготных размерах.

    При установлении стажа работы по свидетельским показаниям необходимо, чтобы один из свидетелей знал заявителя по совместной работе с ним на одном предприятии, в учреждении, организации или в одной системе и подтвердил документами факт своей работы в период времени, когда работал совместно с заявителем. При этом не требуется, чтобы свидетель предъявил документы о стаже работы за все то время, за которое он свидетельствует о работе заявителя.

    В силу ст.89 вышеуказанного Закона вобщий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

    Статья 97 того же Закона предусматривала, что стаж работы (кроме работы у отдельных граждан), указанный в части первой статьи 89 Закона, может устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о трудовой деятельности утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясение, наводнение, ураган, пожар и т.п.) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы по свидетельским показаниям при утрате документов по другим причинам (например, вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и т.п.).

    Аналогичная норма содержится в п.3 ст.13 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Согласно п.28 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 года №555 «Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

    В соответствии со справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ реорганизован в <данные изъяты>», архивные данные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по бывшему <данные изъяты>» не сохранились (л.д.24).

    Справками Государственного архива Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25) и архивного отдела администрации <данные изъяты> Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26) подтверждается, что документы по личному составу <данные изъяты>, реорганизованного в <данные изъяты>», на хранение в архивы не поступали.

    Согласно протоколу опроса свидетеля от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по пенсионным вопросам <данные изъяты> районного отдела социального обеспечения г.Липецка период работы истицы Карташовой М.П. в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтвержден показаниями свидетелей: ФИО15 и ФИО16

    На основании указанного протокола Карташовой М.П. в ДД.ММ.ГГГГ засчитан в общий трудовой стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» по свидетельским показаниям.

    Работа истицы в <данные изъяты>» в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается также показаниями свидетелей ФИО17., ФИО18., ФИО19., работавших с Карташовой М.П. в одном <данные изъяты> и допрошенных судом в рамках рассмотрения данного дела в порядке судебного поручения.     

    Факт работы свидетелей в один и тот же период с Карташовой М.П. в <данные изъяты>» подтверждается находящимися в их пенсионных делах копиями трудовых книжек <данные изъяты> (л.д.75-77), в которых имеются записи о том, что в спорный период они работали <данные изъяты>» и являлись членами <данные изъяты>.

     Так, ФИО20 работала в указанном колхозе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.75, 57-58), ФИО21 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.76, 45-49), ФИО22 - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77, 52-56).

    Суд не находит оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей, поскольку они последовательны, непротиворечивы, полностью совпадают с объяснениями представителя истицы, личной заинтересованности свидетелей в исходе дела не установлено. Кроме того, все три свидетеля знают истицу по совместной работе в одном <данные изъяты> и подтверждают факт своей работы в спорный период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда работали совместно с Карташовой М.П., документами - трудовыми книжками <данные изъяты> содержащими соответствующие сведения о работе в <данные изъяты>».      

    С учетом установленных по делу обстоятельств, анализируя показания свидетелей, допрошенных в судебном заседании, суд считает, что в соответствии с п.118 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года №590, и принятого во исполнение Закона о государственных пенсиях, действовавшего в период возникновения у истицы права на пенсию, со ст.97 Закона РФ от 20.11.1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п.3 ст.13 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в соответствии с п.4.4 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 04.10.1991 года №190, в трудовой стаж Карташовой М.П. подлежит зачету период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Довод ответчика о том, что в случае надлежащего подтверждения указанного периода работы в трудовой стаж может быть включен только период с момента достижения истицей возраста 15 лет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

    В силу разъяснений, содержащихся в Указании Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 26.03.1993 года №1-28-У и пункта 1 подпункта «в» Постановления Совета Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП (б) от 13.04.1942 года №507 «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» допускалось привлечение к работе детей с 12 лет и, соответственно, включение в стаж работы во время Великой Отечественной войны.     

    Истица просит засчитать в трудовой стаж период работы в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента достижения 12-ти летнего возраста, как предусматривало действовавшее в годы Великой Отечественной войны законодательство.

    В соответствии с Указом Президента РФ от 10.12.1993 года №2123 «О повышении пенсии в соответствии с п. «ж» ст.110 Закона РСФСО «О государственных пенсиях в РСФСР» гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 года» для граждан, родившихся до 31.12.1931 года, отсутствуют ограничения в подтверждении трудового стажа работников, не достигших шестнадцатилетнего возраста. В соответствии с этим Указом данная категория пенсионеров была освобождена от доказывания времени работы в период Великой Отечественной войны. Истица Карташова М.П. родилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на нее распространяется действие данного Указа.

    Более того, названный Указ Президента РФ признан утратившим силу Указом Президента РФ от 24.06.2002 года №648. Период работы истицы Карташовой М.П. в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтвержден показаниями свидетелей ДД.ММ.ГГГГ (протокол опроса свидетелей от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по пенсионным вопросам <данные изъяты> районного отдела социального обеспечения г.Липецка), то есть в период действия Указа Президента РФ от 10.12.1993 года №2123, освободивших граждан, родившихся до 31.12.1931 года, от доказывания времени работы в период Великой Отечественной войны. С заявлением о зачете периодов работы в <данные изъяты>, в том числе и спорного периода, в трудовой стаж истица обратилась в орган пенсионного обеспечения ДД.ММ.ГГГГ.

    Таким образом, истица имеет право на зачет спорного периода работы в <данные изъяты> по законодательству, действовавшему как в годы Великой Отечественной войны, так и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Принимая во внимание вышеназванные обстоятельства по делу, а также то, что законодателем были учтены исключительные обстоятельства военного времени, и было разрешено установление трудового стажа с более раннего возраста, чем возраст, с которого допускалось заключение трудового договора в соответствии с законодательством, суд считает возможным засчитать период работы истицы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до достижения им возраста 16 лет (ДД.ММ.ГГГГ), поскольку никакими нормативными актами не предусматривается ограничение права граждан на включение времени работы в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также в период послевоенного времени, достижением определенного возраста. В данном случае суд также учитывает, что в стаж истицы засчитывается период, когда она уже достигла возраста 12 лет и имела реальную возможность в условиях военного и послевоенного времени осуществлять работу в <данные изъяты>, что подтвердили свидетели в судебном заседании.

    Истица, заявляя требование о зачете в трудовой стаж спорного периода работы в <данные изъяты>», иных требований, в том числе и требования о перерасчете пенсии не заявляет. В то же время в основании заявленных требований истица указывает, что зачет спорного периода в трудовой стаж ей необходим, в том числе, для перерасчета пенсии. Суд, рассматривая исковые требования в тех пределах, в которых они заявлены, полагает необходимым указать в резолютивной части решения на то обстоятельство, что данное решение является основанием для перерасчета пенсии истицы.

    

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                               Р Е Ш И Л :

    Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Липецке включить Карташовой ФИО23 в трудовой стаж период работы в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Данное решение является основанием для перерасчета трудовой пенсии Карташовой ДД.ММ.ГГГГ с учетом периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ        

    Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение 10 дней.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200