в востановлении в очереди нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения



Дело № 2-6244/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                             город Липецк

Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего судьи                                   Бенсман И.Л.,

при секретаре                                                                Примаковой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаульского А.Н. к администрации города Липецка, администрации Липецкой области о признании незаконным и отмене распоряжения заместителя главы администрации города Липецка, возложении обязанности поставить на учёт нуждающихся в жилом помещении и обеспечении жильём,

У С Т А Н О В И Л:

Шаульский А.Н. обратился в суд с иском к администрации города Липецка, в котором просил признать незаконным и отменить распоряжение заместителя главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ, принять его на учёт граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ и обеспечить жилым помещением. Свои требования обосновывал тем, что в ДД.ММ.ГГГГ году он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. ДД.ММ.ГГГГ в городе <данные изъяты> был поставлен на учёт граждан, уволенных с военной службы в запас. Жильём не обеспечивался. С <данные изъяты>. его местом жительства является город Липецк. В связи с переездом на постоянное место жительства в город Липецк, ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в администрацию города Липецка о постановке его на учет граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и нуждающихся в жилом помещении. Однако в удовлетворении заявления распоряжением главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано. Данный отказ он считает незаконным, нарушающим его права, в связи, с чем обратился с настоящим иском в суд.

В последующем, по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика была привлечена администрация Липецкой области (л.д. <данные изъяты>).

В судебном заседании Шаульский А.Н. свои исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные выше. А так же уточнив требования, просил возложить на ответчиков обязанность предоставить ему жилое помещение по договору социального найма.

Представитель администрации города Липецка по доверенности Чемелёва Г.П. исковые требования Шаульского А.Н. не признала, сославшись на их необоснованность, а так же на отсутствие у органа местного самоуправления полномочий по постановке его после 01.01.2005г. на учёт граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в жилом помещении.

Представитель администрации Липецкой области в судебное заседание не явился, в то время, как извещался судом надлежащим образом.

Представитель 3 лица Управления социальной защиты населения Липецкой области по доверенности Кунаева С.Н. иск не признала и пояснила, что вопросы постановки на учёт (восстановление в очереди) граждан, уволенных с военной службы в силу действующего законодательства отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые в соответствии с законом Липецкой области от 02.12.2004г. № 143-ОЗ наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению.

Судом установлено, что Шаульский А.Н. был уволен из Вооруженных Сил с ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья, имеет выслугу в календарном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев, в льготном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев. При увольнении в качестве постоянного места жительства истцом был избран <адрес>. Занимаемая им по месту службы квартира при увольнении в запас была сдана. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Шаульский А.Н. был поставлен на учёт нуждающихся в жилом помещении по списку офицеров, уволенных в запас. Данные обстоятельства подтверждаются находящимися в учётном деле истца: справкой <адрес> военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ , постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, справкой о сдаче жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ , справкой Военного комиссариата Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ Шаульский А.Н. состоит на учёте в Военном комиссариате г. Липецка. ДД.ММ.ГГГГ истец в связи с переездом на постоянное место жительство в город Липецк, обратился в администрацию города Липецка с заявлением о постановке его на учет граждан, уволенных с военной службы в запас и нуждающихся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ. Управление по учёту и распределения жилья администрации г. Липецка отказало Шаульскому А.Н. в постановке на учёт, по тем основаниям, что по договору социального найма жилые помещения предоставляются органом местного самоуправления только малоимущим гражданам, а также в связи с тем, что администрация города Липецка не имеет полномочий по ведению учета военнослужащих граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, после ввода в действия Жилищного кодекса РФ. Указанные обстоятельства подтверждаются копией решения Советского районного суда г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ по делу (л.д. <данные изъяты>), которым суд признал отказ Управления по учёту и распределения жилья администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложил на администрацию города Липецка обязанность вновь рассмотреть заявление ФИО11 (л.д.<данные изъяты>).

ДД.ММ.ГГГГ истец подал заявление главе администрации <адрес>, в котором просил переслать его учётное дело в Управление по учёту и распределению жилья администрации г. Липецка.

ДД.ММ.ГГГГ материалы учётного дела Шаульского А.Н. поступили в Управление по учёту и распределению жилья администрации г. Липецка, что подтверждается сопроводительным письмом администрации <адрес> со штампом о получении.

Из материалов учётного дела усматривается, что жильём Шаульский А.Н. не обеспечивался. Ссуд, субсидий и государственный жилищный сертификат не получал. Зарегистрирован по адресу: <адрес>. Собственником данного жилого помещения является ФИО4. Своего жилья на праве собственности истец не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ Шаульский А.Н. вновь обратился в Управление по учету и распределению жилья администрации города Липецка с заявлением о постановке его на учет граждан, уволенных с военной службы, в связи с переменной места жительства (л.д.<данные изъяты>).

Распоряжением заместителя главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ Шаульскому А.Н. было отказано в постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, со ссылкой на то, что Федеральным законом РФ от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» постановка на данный учет в орган местного самоуправления после 01 января 2005 года не предусмотрена (л.д.<данные изъяты>).

Истец считает, что вышеуказанное распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ противоречит нормам действующего законодательства и нарушает его право на обеспечение жильем.

Суд считает доводы Шаульского А.Н. обоснованными по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:

нарушены права или свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.

Согласно ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указомПрезидента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексоми (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. (часть 4 ст. 49 ЖК РФ)

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. (ч. 3 ст. 52 ЖК РФ)

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона РФ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона РФ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии пунктом 14 статьи 15 Федерального закона РФ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Согласно пункту 1.2 статьи 2 Закона Липецкой области от 02.12.2004г. № 143-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления переданы полномочия по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Порядок учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, установлен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.

В силу пункта 12 вышеуказанных Правил ведение учёта военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учёту и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления.

Согласно пункту 20 Правил на каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления заводится учетное дело, в котором должны содержаться все представляемые в соответствии с настоящими Правилами документы, являющиеся основанием для постановки на очередь, и выписки из решений соответствующих органов местного самоуправления.

В случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства(пункт 22 Правил).

В силу пункта 13 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512 в случае изменения ранее избранного постоянного места жительства военнослужащий (гражданин, уволенный с военной службы) подаёт в уполномоченный орган соответствующее заявление. При этом датой принятия на учёт по новому избранному месту жительства является дата принятия на учёт по прежнему избранному месту жительства.

Из смысла и содержания вышеуказанных норм права в их взаимосвязи с учётом системного толкования следует, что государство гарантирует военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы в запас или отставку обеспечение жилыми помещениями. Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище. При этом действующее законодательство не ограничивает граждан правом выбора и перемены места жительства. Реализация же гражданами своего права на выбор и перемену места жительства не может ущемлять их законное право на обеспечение жильём в случае нуждаемости и при наличии иных предусмотренных законом условий для обеспечения жилым помещением. А поэтому, принимая во внимание то обстоятельство, что истец после увольнения с военной службы в запас в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в органе местного самоуправления <адрес> на учёт граждан, уволенных в запас и нуждающихся в жилом помещении, и до настоящего времени жильём не обеспечен, то суд считает, что в связи с его переездом на новое место жительство в г. Липецк, администрация г. Липецка в силу возложенных на неё законом обязанностей должна поставить Шаульского А.Н. по вновь избранному месту жительства на тот же учёт и именно с ДД.ММ.ГГГГ

Приходя к вышеуказанным выводам, суд не принимает доводы представителя администрации г. Липецка о том, что орган местного самоуправления после ДД.ММ.ГГГГ не наделен полномочиями по постановке на учёт граждан, уволенных с военной службы в запас и нуждающихся в жилом помещении. С учётом вышеприведенных норм права суд считает, что в этой части доводы ответчика основаны на неверном толковании норм действующего законодательства. Ссылки представителя ответчика в обоснование своего довода на решение военной коллегии Верховного Суда РФ от 05.09.2008г. № ВКПИ08-53 и определение кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11.11.2008г. № КАС08-566 в данном случае судом не принимаются, поскольку указанные судебные акты не имеют преюдициального значения для настоящего дела.

Доводы представителя администрации г. Липецка о том, что постановка истца на учёт с ДД.ММ.ГГГГ приведёт к нарушению прав других лиц, состоящих на таком же учёте, судом не принимаются в связи с их необоснованностью и недоказанностью в ходе судебного разбирательства.

Учитывая то обстоятельство, что администрация г. Липецка незаконно отказала истцу в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, что в свою очередь свидетельствует о нарушении прав Шаульского А.Н., то суд считает, что в данном случае распоряжение заместителя главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа истцу следует признать недействительным и возложить администрацию г. Липецка обязанность поставить Шаульского А.Н. на учёт граждан, уволенных с военной службы в запас и нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, требования Шаульского А.Н. в этой части суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Что же касается исковых требований Шаульского А.Н. к администрации г. Липецка, администрации Липецкой области о предоставления жилого помещения по договору социального найма, то в этой части его иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

14 июля 2011 года принят Закон Липецкой области № 507-ОЗ «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых других категорий граждан». Настоящий закон определяет порядок обеспечения жилыми помещениями в том числе и граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, и совместно проживающие в ними члены их семей, являющиеся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 3 вышеуказанного закона обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется в порядке очереди, исходя из даты постановки на их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из материалов дела следует, что в настоящее время на учёте граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в жилых помещениях, состоят: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, которые были поставлены на данный учёт раньше, чем истец, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются представленным администрацией г. Липецка списком (л.д. <данные изъяты>); выпиской из протокола жилищной комиссии администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет ФИО5 (л.д. <данные изъяты>); заявлением ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>); выписками из протокола комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учёт ФИО10 (л.д. <данные изъяты>) и от ДД.ММ.ГГГГ о переводе очереди на вдову ФИО10 - ФИО7 (л.д. <данные изъяты>); выпиской из протокола комиссии по жилищным вопросам администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет ФИО8 (л.д. <данные изъяты>); выпиской из протокола комиссии по жилищным вопросам администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет ФИО9 (л.д. <данные изъяты>), а так же книгой учёта военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, которая обозревалась в ходе судебного разбирательства.

Доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, суду не представлено.

Ссылки истца на то, что ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 незаконно состоят на учёте граждан, уволенных с военной службы и нуждающихся в жилом помещении, ничем объективно и бесспорно в ходе рассмотрения дела не подтверждены, а поэтому судом не принимаются. Решения органа местного самоуправления о постановке указанных граждан на учёт никем, в том числе и истцом, не оспорены.

Таким образом, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и сопоставляя их с положениями части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а так же пункта 4 статьи 3 Закона Липецкой области № 507-ОЗ «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и некоторых других категорий граждан» суд приходит к выводу о том, что исковые требования Шаульского А.Н. к администрации города Липецка, администрации Липецкой области о предоставлении жилого помещения являются преждевременными и удовлетворению не подлежат, поскольку в настоящее время имеются граждане, которые встали на учёт раньше, чем истец. Оснований же для предоставления истцу жилого помещения во внеочередном порядке в данном случае не имеется. Доказательств, опровергающих данный вывод, суду не представлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным распоряжение заместителя главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Шаульскому А.Н. в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

Обязать администрацию города Липецка поставить Шаульского А.Н. на учёт граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и нуждающихся в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований Шаульского А.Н. к администрации города Липецка, администрации Липецкой области о предоставлении жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течении 10 дней через Советский районный суд г. Липецка.

Председательствующий                                                                И.Л. Бенсман

Мотивированное решение суда

с учётом положений ст. 108 ГПК РФ

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

решение в законную силу не вступило.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200