о признании незаконным бездействитя администрации г. Липецка



Дело

                                                             Р Е Ш Е Н И Е                             и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

ДД.ММ.ГГГГ                                                                        город Липецк                      

Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в составе       

       председательствующего                 Лопатиной Н.Н.

       при секретаре                                 Лариной А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сотниковых ФИО11, ФИО12 об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

                                                     у с т а н о в и л:

Сотниковы В.А., А.Ф., С.Н. обратились в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации города Липецка, указывая, что они являются собственниками квартиры <адрес>, они обратились с заявлением о признании этого дома непригодным для проживания, поскольку, как установлено заключением ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», жилой дом не соответствует гигиеническим и санитарным требованиям по уровню шума, качеству питьевого водоснабжения, в силу чего проживание в нем невозможно. Однако администрацией г. Липецка в лице её органа - межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу - отказано в признании жилого дома аварийным и непригодным для проживания, и рекомендовано провести капитальный ремонт дома. Однако при принятии указанного решения были учтены только технические характеристики жилого дома, а наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, учтены не были. Считая неправомерным бездействие администрацией г. Липецка, заявитель просит обязать органа местного самоуправления принять решение о признании жилого дома <адрес> непригодным для проживания с учетом воздействия неблагоприятных факторов среды обитания.

В судебном заседании заявители Сотниковы В.А., А.Ф., С.Н., их представитель адвокат Скоморохова Г.З. требования поддержали в полном объеме.

Представители администрации города Липецка Чемелева Г.П. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., против удовлетворения заявления возражала, указывая, что вопрос о признании жилых помещений не пригодными для проживания находится в компетенции межведомственной комиссии, которая приняла решение о возможности проведения капитального ремонта жилого дома <адрес>, в состав комиссии входят компетентные представители соответствующих органов, которые оснований для признания жилого дома непригодным для проживания не установили.

Выслушав заявителей и их представителя, представителя администрации города Липецка, исследовав материалы дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией РФ (ст. 46) каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела следует, что Сотниковы В.А., А.Ф., С.Н. являются собственниками квартиры <адрес>. На основании их обращения государственная жилищная инспекция ДД.ММ.ГГГГ г. провела выездную внеплановую проверку состояния жилого дома <адрес> на предмет соответствия условий проживания санитарно-гигиеническим требованиям, материалы проверки направлены в межведомственную комиссию для решения вопроса о признании жилого дома пригодным (непригодным) для проживания. По запросу межведомственной комиссии заявителями были предоставлены документы, необходимые при разрешении вопроса о пригодности (непригодности) дома для проживания, в том числе заключения специализированных организаций, проводивших обследование дома: ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», управления государственного пожарного надзора, техническое заключение о состоянии конструкций. Все затребованные документы были заявителями предоставлены.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)квопросам местного значения поселения относятся:…владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

     В соответствии с ч. 1 ст. 14 Жилищного Кодекса РФ (ЖК РФ) к компетенции органа местного самоуправления относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (п.8). Порядок признания жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания установлен "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47.

Согласно п. 7 названного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Федеральный орган исполнительной власти создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

Согласно п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: -о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; -о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; -о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Заключение комиссии о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания принимается по установленной настоящим Положением форме.

Распоряжением Главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ г. № утверждено Положение о межведомственной комиссии г. Липецка по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и состав межведомственной комиссии. Председателем комиссии является председатель департамента ЖКХ Корвяков Н.Ф., заместителем председателя - начальник управления по эксплуатации жилфонда департамента ЖКХ Долгов В.А. Согласно п. 2 названного Положения к компетенции межведомственной комиссии города Липецка относится рассмотрение вопросов о признании в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Жилое помещение, в котором проживают заявители, относится к муниципальному жилищному фонду. Передача жилого дома <адрес> из ведомственного фонда ЮВЖД ОАО «РЖД» в муниципальную собственность г. Липецка произведена по договору от ДД.ММ.ГГГГ г. подписанному главой администрации г. Липецка и начальником Елецкого отделения дороги ЮВЖД ОАО «РЖД». Финансирование осуществлялось согласно договору на весь передаваемый жилой фонд. Указанное обстоятельство следует из ответа дирекции ЮВЖД ОАО «РЖД». Представителем администрации г. Липецка это обстоятельство не оспорено и никаких доказательств, опровергающих указанный факт не предоставлено.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Конституционный Суда РФ в своем определении от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П
"По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указал, что положения Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают - в системе действующего правового регулирования - необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.

Поскольку в договоре от ДД.ММ.ГГГГ выражено волеизъявление органа местного самоуправления на передачу спорного дома в муниципальную собственность, то имеются основания считать этот дом муниципальной собственностью. Доказательств обратному не предоставлено.

Согласно заключению межведомственной комиссии г. Липецка по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от ДД.ММ.ГГГГ г. № жилой дом <адрес> нуждается в капитальном ремонте, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки. Заключение принято по результатам рассмотренных документов: экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», управления государственного пожарного надзора, технического заключения МУ «Административно-техническая инспекция г. Липецка».

Как следует из технического заключения МУ «Административно-техническая инспекция г. Липецка» от ДД.ММ.ГГГГ г., физический износ здания жилого дома <адрес> составляет 40%. Основными причинами выявленных дефектов является: неравномерная просадка фундаментов здания в результате проникновения поверхностных вод под подошвы фундамента из-за разрушения отмостки; несоблюдение норм и правил эксплуатации жилого дома (несвоевременное проведение текущих ремонтов, невыполнение капитального ремонта). Для восстановления эксплуатационной пригодности жилого дома необходимо выполнить ремонт.

В соответствии с экспертным ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ г. № жилой дом <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Указанным экспертным заключением установлено превышение предельно допустимого уровня шума для дневного и ночного времени; несоответствие качества воды санитарно гигиеническим требованиям по уровню нитратов; множественные следы затопления подвальных помещений.

В соответствии с заключением управления государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ г. жилой дом <адрес> не соответствует требованиям пожарной безопасности.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 33. "Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу" основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

- ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; - изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

В силу п. 35 Положения жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, установленные в разделе II настоящего Положения, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня.

Согласно п. 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в частности, определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

Принимая решение о необходимости и возможности проведения в жилом доме <адрес> капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями, межведомственная комиссия основывала свои выводы лишь на техническом заключении МУ «Административно-техническая инспекция г. Липецка». При этом не были приняты во внимание экспертное заключение ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», управления государственного пожарного надзора, в соответствии с которыми превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация), концентрации химических веществ в почве. Не принято во внимание также то обстоятельство, что жилой дом расположен в зоне транспортной инфраструктур. При этом случаев, когда инженерными и проектными решениями возможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня, не установлено.

В силу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Решение органа местного самоуправления, межведомственной комиссии г. Липецка по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, от ДД.ММ.ГГГГ г. № принято не в соответствии с законом, права заявителей при этом были нарушены.При указанных обстоятельствах заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению. Решение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г. № подлежит отмене, при новом рассмотрении обращения заявителей следует принимать решение о признании жилого помещение пригодным (непригодным) для проживания с учетом экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» и управления государственного пожарного надзора.

Руководствуясь ст. 191 - 198, 258 ГПК РФ, суд

                                                        р е ш и л:

признать заключение межведомственной комиссии г. Липецка по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда непригодными для проживания от ДД.ММ.ГГГГ г. № незаконным и отменить.

Обязать межведомственную комиссию г. Липецка по вопросам признания жилых домов (жилых помещений) муниципального жилищного фонда непригодными для проживания рассмотреть обращение Сотниковых ФИО13 о признании жилого дома <адрес> непригодным для проживания с учетом заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ г. № и Управления государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ г.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение десяти дней.

                                 

                                  

                                                   Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ