о признании договора дарения недействительным



Дело

                                                          Р Е Ш Е Н И Е

                                 и м е н е м Р о с с и й с к о й       Ф е д е р а ц и и

                           

ДД.ММ.ГГГГ                                                                      гор.. Липецк

Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в составе

председательствующего Лопатиной Н.Н.

при секретаре                    Лариной А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Студеникина ФИО10 к Студеникиной ФИО11, Коротковой ФИО12 о признании сделки недействительной,      

                                                  у с т а н о в и л :

Студеникин Ю.П. обратился в суд иском к Студеникиной В.М., Коротковой Т.Ю. о признании недействительным договора дарения квартиры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между его супругой Студеникиной В.М. и их дочерью Коротковой Т.Ю., указывая, что квартира приобретена в период брака с ответчицей и является их совместной собственностью, право собственности зарегистрировано за имя супруги. Ответчица без его ведома и согласия подарила квартиру их дочери Коротковой (до брака - Студеникиной) Т.Ю. Отношения между супругами ухудшились, он вынужден был уйти из дома, однако воспользоваться для проживания спорной квартирой он не может, так как дочь возражает против этого. Истец просит признать сделку дарения квартиры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года между Студеникиной В.М.и Коротковой Т.Ю. недействительной.

В судебном заседании истец и его представитель Андросова В.Л. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г. иск поддержали в полном объеме.

Ответчики Студеникина В.М., Короткова Т.Ю. иск не признали, указывая, что договор дарения квартиры соответствует закону, истец при покупке квартиры был согласен на оформление права собственности за супругой, он был согласен подарить квартиру своей дочери Коротковой Т.Ю., так как опасался претензий на эту квартиру со стороны детей от первого брака. О совершении сделки истцу было известно с момента её совершения, им пропущен срок исковой давности для оспаривания сделки. Истцу никто не препятствует в проживании в этой квартире, при его желании он может в любое время вселиться в квартиру и будет зарегистрирован в ней.

Выслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Студеникин Ю.П. и Студеникина В.М. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ г. Короткова Т.Ю. (до брака - Студеникина) является их дочерью.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года на имя Студеникиной В.М. приобретена квартира <адрес>. Право собственности зарегистрировано за Студеникиной В.М. в УФРС по Липецкой области ДД.ММ.ГГГГ г.

В соответствии со ст. 256 ГК РФ и ст. 34 СК РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (п.п.1 и 2 ст.34 СК РФ), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу ст.ст.128, 129, п.п.1 и 2 ст.213 ГК РФ может быть объектом права собственности граждан, независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено или внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Поскольку квартира <адрес> приобретена супругами Студеникиными в период их брака, брачный договор между супругами не заключался, то эта квартира является их совместной собственностью.

ДД.ММ.ГГГГ г. заключен договор дарения квартиры <адрес> между дарителем Студеникиной В.М. и одоряемым Коротковой Т.Ю. Договор зарегистрирован в учреждении по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом. Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом. Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности настоящим Кодексом или другими законами не установлено иное.

Согласно ст. 35 СК РФ владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки. Для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение указанной сделки не было получено, вправе требовать признания сделки недействительной в судебном порядке в течение года со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении данной сделки.

В соответствии с п. 6 ст. 169 СК РФ положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, установленные статьями 34-37настоящего Кодекса, применяются к имуществу, нажитому супругами (одним из них) до 1 марта 1996 г.

Семейный Кодекс РФ для обеспечения нормального гражданского оборота устанавливает презумпцию взаимного согласия супругов при совершении распорядительных сделок по поводу вещей, входящих в состав их общей совместной собственности. Однако эта презумпция может быть опровергнута супругом, не участвующим в сделке. Такая сделка по правовой природе является оспоримой. Такая сделка может быть признана недействительной лишь в том случае, если будет доказано, что контрагент супруга, участвующего в сделке, знал или заведомо должен был знать о несогласии супруга-истца на ее совершение. СК РФ устанавливает две ситуации, в которых презумпция согласия супруга, не участвующего в сделке, не действует. В силу п. 3 комментируемой статьи необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга для совершения одним из супругов: а) сделки по распоряжению общей недвижимостью; б) сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) государственной регистрации.

В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Согласно ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки. Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи 179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

По правовой природе сделка, совершенная без нотариально удостоверенного согласия супруга, не участвующего в сделке, является оспоримой. Супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение такой сделки не было получено, может обратиться в суд с требованием признать ее недействительной в течение одного года с того дня, когда он узнал или должен был узнать о ее совершении. Статья 4 СК допускает возможность применения гражданского законодательства к семейным отношениям, не урегулированным нормами семейного права. Исходя из правила п. 2 ст. 181 ГК супруг, не участвующий в сделке, может оспорить ее по мотиву отсутствия своего согласия в течение одного года с того дня, когда узнал или должен был узнать о совершении такой сделки другим супругом.

Истец ссылается на то обстоятельство, что о заключении договора дарения ему стало известно в <данные изъяты> г., когда обратился за оформлением документов для постановки на очередь нуждающихся в улучшении жилищный условий участников ВОВ. Однако этот факт подтверждает то обстоятельство, что истцу было известно об отсутствии у него жилья по праву собственности, именно поэтому он оформлял документы для постановки на очередь нуждающихся в жилье.

    Кроме того, заявление ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с требованием о признании договора дарения недействительным подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Истец, полагавший себя собственником спорной квартиры, обязан был уплачивать налоги и коммунальные платежи по этой квартире, а также имел возможность проверить, кому принадлежит квартира. Однако в судебном заседании истец подтвердил, что за указанную квартиру он никаких платежей не производил, следовательно, об отчуждении квартиры он должен был узнать с момента регистрации права собственности на эту квартиры за ответчицей в ДД.ММ.ГГГГ году. С настоящим иском Студеникин Ю.П. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ г., то есть с пропуском установленного законом срока.

В соответствии с п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

При указанных обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                                                р е ш и л :

в иске Студеникина ФИО13 к Студеникиной ФИО14, Коротковой ФИО15 о признании недействительным договора дарения квартиры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года - отказать.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение десяти дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.