Досрочная пенсия



                                                                                                                             Дело № 2-7759/11        

                                                                     Р Е Ш Е Н И Е

                                             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 декабря 2011 года                                                                                              г.Липецк

    Советский районный суд г.Липецка в составе:

председательствующего Торговченковой О.В.

при секретаре Долбнине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гончаровой ФИО6 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с работой в районе <данные изъяты>,

                                                                    

                                                                     УСТАНОВИЛ:

     Гончарова Е.С. обратилась в суд к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с вышеуказанным иском.

     В обоснование заявленного требования истица указала, что решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в районах <данные изъяты> в соответствии с п.п.2 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого льготного стажа 12 лет. Согласно решению комиссии у неё имеется специального стажа <данные изъяты>. ГУ - УПФР в г.Липецке не засчитан в специальный стаж работы период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставленный ей по законодательству Республики <данные изъяты>. В специальный стаж засчитан период отпуска по беременности и родам продолжительностью <данные изъяты> календарных дней до родов и <данные изъяты> календарных дней после родов, предусмотренный законодательством Российской Федерации.

    Истица считает решение ответчика об отказе в досрочном назначении пенсии незаконным, поскольку ранее действовавшие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривали возможность увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации. Закон Республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства» установил для женщин, работающих в Республике <данные изъяты>, отпуск по беременности и родам продолжительностью <данные изъяты> календарных дней до родов и <данные изъяты> календарных дней после родов. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, а оплата осуществляется через пособие по государственному социальному страхованию. Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, который подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.      

        

     В судебном заседании истица Гончарова Е.С. поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на прежние доводы.

     Представитель ответчика - ГУ - УПФ РФ в г.Липецке ФИО7., действующий на основании доверенности, иск не признал и объяснил, что действующим законодательством установлен отпуск по беременности и родам продолжительностью <данные изъяты> календарных дней до родов и <данные изъяты> календарных дней после родов. Именно такая продолжительность отпуска по беременности и родам подлежит зачету в специальный стаж истицы. Периоды отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включить в специальный стаж нет правовых оснований.

    Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     В соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.     

    Статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предполагает возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

      Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П определено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Данная правовая позиция означает, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, стаж должен исчисляться на основании законодательства, действовавшего во время выполнения указанной деятельности.     

    По делу установлено, что Гончарова Е.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ она была принята в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ года уволена по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ истица принята на <данные изъяты>, где проработала по ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ переведена <данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ - Централизованная <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>); ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с ликвидацией учреждения. ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты>», где продолжает работать по настоящее время.

    

      ДД.ММ.ГГГГ у истицы Гончаровой Е.С. родился сын ФИО8, а ДД.ММ.ГГГГ - дочь ФИО9. Согласно справке <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Гончарова Е.С. работала <данные изъяты>; <данные изъяты> со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В указанный период Гончаровой Е.С. выдавался дородовый больничный лист с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и послеродовый больничный лист с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также предоставлялся отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    ДД.ММ.ГГГГ Гончарова Е.С. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости за работу в районе Крайнего Севера по п.п. 2 п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

    Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истице в назначении пенсии было отказано из-за отсутствия требуемого стажа <данные изъяты> лет, по выводам органа Пенсионного фонда РФ специальный стаж составил <данные изъяты>. В стаж работы истицы в районах <данные изъяты> не засчитан период отпуска по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Суд не может согласиться с доводами комиссии по следующим основаниям.

    В соответствии с п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

    Как следует из действовавшей в период спорных правоотношений части 4 статьи 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, гарантированная продолжительность оплачиваемого отпуска по беременности и родам определяется законодательством Российской Федерации. Продолжительность отпуска может быть увеличена в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

    В соответствии с указанной нормой Закона Закон Республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства», действовавший до ДД.ММ.ГГГГ, установил для женщин, работающих в Республике <данные изъяты>, отпуск по беременности и родам продолжительностью <данные изъяты> календарных дней до родов и <данные изъяты> календарных дней после родов.

    В данной части вышеназванный Закон Республики <данные изъяты>, входящей в состав Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству.

    Во исполнение данного Закона Постановлением Совета Министров Республики <данные изъяты> и Правлением <данные изъяты> межотраслевого отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке выдачи больничных листков и выплаты пособий по ним при отпусках по беременности и родам в Республике <данные изъяты>.         

    Согласно Информационному письму Минтруда РФ и Пенсионного фонда России от 4 ноября 2002 года №7393-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067 "О зачете в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщины в отпуске по беременности и родам" по трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (пункт 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (в редакции от 15.04.92), который в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, действующей в редакции Приказа Минздравмедпрома России N 267 и Постановления Фонда социального страхования Российской Федерации N 66 от 25.06.96, служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.

    Учитывая изложенное, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

    При таких обстоятельствах, исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм действующего законодательства и законодательства, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что период отпуска по беременности и родам является периодом получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, а потому подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом как ныне действующее законодательство, так и ранее действовавшее не ограничивало данный период какими-либо временными периодами.

    Таким образом, включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежит весь отпуск по беременности и родам, предоставленный по Закону Республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, а не его часть, соответствующая продолжительности такого отпуска по федеральному законодательству.

    Спорный период составил <данные изъяты>.      

      

      С учетом периодов, которые, по мнению суда, подлежат включению в специальный стаж работы истицы, её общий специальный стаж работы в районах <данные изъяты> составляет <данные изъяты> при требуемых по закону <данные изъяты>.

    Согласно данных трудовой книжки общий страховой стаж истицы составляет <данные изъяты>, в то время как для досрочного назначения пенсии на льготных условиях общий страховой стаж должен быть не менее <данные изъяты>.

    Гончарова Е.С. является матерью двоих детей: ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось <данные изъяты> лет.

    С заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости за работу в районах <данные изъяты> истица обратилась ДД.ММ.ГГГГ

    В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

    Судом установлено, что у Гончаровой Е.С. как на день возникновения права на пенсию, ДД.ММ.ГГГГ, так и на день обращения за назначением пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, необходимый стаж как страховой, так и специальный имелся, поэтому пенсионный орган обязан назначить истице трудовую пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                                                  

                                                                       Р Е Ш И Л :

     Признать за Гончаровой ФИО12 право на пенсию по старости за работу в районе <данные изъяты> по п.п.2 п.1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», засчитав в специальный стаж периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

    Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке назначить Гончаровой ФИО13 трудовую пенсию по старости за работу в районе <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

    Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение 10 дней.