О ПРАВЕ НА ДОСРОЧНУЮ ПЕНСИЮ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ



Дело № 2-429/12

Заочное РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2012 года

Советский районный суд г. Липецка Липецкой области

в составе:

председательствующего Сарафановой Е.В.

при секретаре                   Плугаревой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке

дело по иску ФИО2 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в гор. Липецке о праве на пенсию в связи с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л:

Решением от 8 сентября 2011 года ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке отказало ФИО2 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с с п/п 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» из-за недостаточности требуемого специального стажа, на дату обращения с заявлением о назначении пенсии у заявительницы вместо необходимых 25 лет имеется 23 года 0 месяцев 1 день.

В специальный стаж, дающий право на получение пенсии не включены:

- периоды работы: с 01.09.2005 года по 09.11.2005 года; с 01.09.2008 года по 31.08.2009 года; с 09.11.2009 года по 31.08.2010 года в должности учителя <данные изъяты> в средней школе гор. Липецка на неполную ставку (с 0,89 до 0,04 ставки), поскольку в соответствии с п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, с 01.09.2000 года необходимо выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Одновременно указано на невозможность суммирования к указанной работе - работы в эти же периоды времени в должности педагога дополнительного образования в МОУ СОШ гор. Липецка, в связи с отсутствием правовых оснований для включения в специальный стаж работы в указанной должности и в названном образовательном учреждении.

ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецка о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, считает отказ в назначении пенсии незаконным; просила обязать ответчика назначить ей пенсию с 17.08.2011 года - момента обращения с заявлением о назначении пенсии, включив в специальный стаж периоды работы:с 01.09.2005 года по 09.11.2005 года; с 01.09.2008 года по 31.08.2009 года; с 09.11.2009 года по 31.08.2010 года. Указала, что в спорные периоды она работала в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетического направления: ИЗО, музыка, хореография. В школе были созданы кружки по этим направлениям. Все учителя школы, руководившие кружками, были назначены по совместительству педагогами дополнительного образования. Она вела кружок «<данные изъяты> В целом, при суммировании ее основной трудовой деятельности в качестве учителя средней школы с работой по совместительству в качестве педагога дополнительного образования этой же средней школы, она выполняла норму педагогической нагрузки, установленной на ставку заработной платы. В связи с чем полагает, что спорные периоды необоснованно исключены ответчиком из ее специального стажа.

В судебном заседании истица заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные выше.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.

Судом определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Право на получение пенсии является конституционным правом истца.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает равенство всех перед законом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств.

В соответствии с ч.1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» основанием для пенсионного о обеспечения отдельных категорий трудящихся является длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Таким образом, Законом установленапрямая зависимость права гражданина на пенсию от его трудовой и иной деятельности.

Подпунктом 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции Закона с изменениями от 22.12.2008 года) устанавливается, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 - 55 лет (соответственно: мужчины и женщины) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, утверждаются Правительством РФ.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.

Аналогичную норму содержали действующие ранее п/п 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Правительству РФ было предоставлено право по согласованию с пенсионным фондом РФ утверждать Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги.

Пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность…», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы, независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Судом установлено:

Истица ФИО2 трудовую деятельность начала с 15.08.1986 года в должности воспитателя группы продленного дня средней школы гор. Липецка; с 16.12.1988 года переведена на должность учителя <данные изъяты>, продолжает работать по настоящее время.

17 августа 2011 года, полагая, что выработала необходимый для назначения трудовой пенсии педагогический стаж, истица ФИО2 обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в гор. Липецке с заявлением о назначении ей пенсии.

8 сентября 2011 года Управление Пенсионного фонда отказало ФИО2 в назначении пенсии, указав на недостаточность специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, вместо требуемых 25 лет, имелось на момент обращения, по выводам ответчика, 23 года 0 месяцев 1 день.

Суд, проанализировав доводы сторон и представленные доказательства, суд     находит требования истицы о включении в специальный стаж периодов работы: с 01.09.2005 года по 09.11.2005 года; с 01.09.2008 года по 31.08.2009 года; с 09.11.2009 года по 31.08.2010 года, не подлежащими удовлетворению.

Судом бесспорно установлено, не оспаривалось истицей, подтверждается представленными в материалах дела письменными доказательствами, что в указанные выше периоды работы (с 01.09.2005 года по 09.11.2005 года; с 01.09.2008 года по 31.08.2009 года; с 09.11.2009 года по 31.08.2010 года) педагогическая нагрузка истицы ФИО2 по ее основной работе - учителем <данные изъяты> в средней школе гор. Липецка составляла: с 01.09.2005 года по 09.11.2005 года - 16 часов или 0,89 ставки; с 01.09.2008 года по 31.08.2009 года - 17 часов, что соответствует работе на 0,94 ставки; с 09.11.2009 года по 31.08.2010 года - 17 часов или 0,94 ставки.

Доводы истицы, указывающей на то, что в оспариваемые ею периоды времени, параллельно с основной работой, она работала в своей же школе «педагогом дополнительного образования и вела кружок <данные изъяты>, с нагрузкой: в период с 01.09.2005 года по 08.11.2005 года - 0,2 ставки заработной платы; в период с 01.09.2008 года по 31.08.2009 года - 0,3 ставки заработной платы; в период с 09.11.2009 года по 31.08.2010 года - 0,1 ставки. - не могут привести суд к иным выводам.

Не принимая доводы истицы, суд исходит из следующего:

Все оспариваемые истицей периоды работы охватываются действием Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, которым утвержден «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждения для детей, в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Правительство Российской Федерации, принимая, указанное Выше Постановление, действовало в пределах предоставленных ему законом полномочий.

Конституционный суд РФ в Постановлении от 03.06.2004 года № 11 и Определении от 18.06.2004 года № 197-О изложил свою позицию относительно права Правительства РФ утверждать такие Списки, заключающуюся в следующем:

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для отдельных категорий лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (ст. 19 ч. 1 Конституции РФ) либо как ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение( ст. 39 ч. 1 Конституции РФ). Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

Непосредственно Список состоит из двух разделов. Один раздел «Наименование должностей» - содержит перечень наименования должностей, другой раздел «Наименование учреждений» - наименования образовательных учреждений для детей.

Право определения учреждений, при работе в которых организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда с учетом различий в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих в одних и тех должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и (или) организациях, принадлежит Правительству Российской Федерации.

Правительство РФ, в пределах предоставленных ему полномочий, определило ряд учреждений для детей, в которых работа в должности «педагога дополнительного образования» засчитывается в специальный стаж, учитываемый при определении права на пенсию в соответствии с п/п 19 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

«Списком…», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, предусмотрена возможность включения в специальный стаж, учитываемый при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельностью, работы в должности «педагога дополнительного образования» только в случае, если, этот «педагог дополнительного образования» осуществлял свою трудовую деятельность в «учреждениях дополнительного образования детей (внешкольных учреждениях)».

Из содержания Списка следует, что должность «педагог дополнительного образования» предусмотрена в пункте 2 раздела «Наименование должностей» названного Списка. А «школы всех наименований» предусмотрены «п. 1.1» раздела «Наименование учреждений», с которым соотносим «п. 1» раздела «Наименование должностей», в число которых должность «педагог дополнительного образования не входит».

При таких обстоятельствах работа истицы ФИО2 в должности педагога дополнительного образования средней школы не может рассматриваться в качестве специального стажа, учитываемого при определении права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, и соответственно, она не может суммироваться с иной педагогической работой, учитываемой в качестве специального педагогического стажа.

Проанализировав изложенное, суд приходит к выводу о невозможности включения в специальный педагогический стаж истицы периодов ее работы: :с 01.09.2005 года по 09.11.2005 года; с 01.09.2008 года по 31.08.2009 года; с 09.11.2009 года по 31.08.2010 года.

Все доводы истицы, указывающей на то, что ее работа по своим функциональным обязанностям ничем не отличалась от «педагога дополнительного образования внешкольного образовательного учреждения для детей» правового значения в данном случае не имеют.

Коль скоро, стаж педагогической деятельности истицы ФИО2 на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии составлял менее 25 лет, то не могут быть удовлетворены судом ее требования о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию в соответствии с п/п 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд:

Р Е Ш И Л:

ФИО2 в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Липецка Липецкой области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий

-32300: transport error - HTTP status code was not 200