Дело № 2-255/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 января 2012 года г.Липецк Советский районный суд г.Липецка в составе: председательствующего судьи Торговченковой О.В. при секретаре Долбнине А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бочаровой ФИО8 к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты> и компенсации морального вреда, установил: Бочарова Г.В обратилась в суд иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о признании права на трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты>, засчитав в специальный стаж периоды работы в должности <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование заявленных требований истица указала, что она обратилась в УПФР в г.Липецке с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости с учетом специального стажа <данные изъяты> лет. Однако решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказало в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия требуемого стажа - <данные изъяты> лет, по мнению ответчика, имеется <данные изъяты>. С данным решением истица не согласна по следующим основаниям. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 года №627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим, учащимся. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, в графе «Наименование должностей» содержит наименования должностей среднего медицинского персонала: «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра)», «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер», «заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер)», «фельдшер». Следовательно, в спорные периоды истица работала в должности и в учреждении, работа в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение. В последующем истица увеличила исковые требования и просила взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> в связи с незаконным отказом в досрочном назначении пенсии. Истица Бочарова Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы искового заявления, дополнительно объяснила, что в спорные периоды работы она осуществляла свою деятельность в <данные изъяты>», оказывая в течение полного рабочего дня <данные изъяты>. С учетом спорных периодов работы на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии ее специальный стаж составлял более <данные изъяты> лет, поэтому УПФР в г.Липецке обязано назначить пенсию за выслугу лет с этой даты, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в г.Липецке ФИО9., действующий на основании доверенности, иск не признал и объяснил, что периоды работы в должности <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как Списком должностей и учреждений, утв. постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, правом на досрочное назначение пенсии пользуется фельдшер в таких структурных подразделениях, как фельдшерско-акушерский пункт, фельдшерский здравпункт, медицинский пункт лечебных учреждений, перечисленных в Списке. Структурное подразделение «здравпункт» в Списке не поименовано. Не предусмотрено оно и Списками профессий и должностей, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №464, а также Списком должностей, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, которые, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, могут быть применены при оценке периодов работы до 01.01.2002 года. Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении пенсии Бочарова Г.В. имела специальный стаж <данные изъяты> что не дает ей права на досрочное пенсионное обеспечение. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Необходимо учесть, что статья 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предполагает возможность при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применять порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Более того, положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Определении от 5 ноября 2002 года №320-О, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П определено, что придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Данная правовая позиция означает, что при оценке пенсионных прав применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, стаж должен исчисляться на основании законодательства, действовавшего во время выполнения указанной деятельности. Согласно записям в трудовой книжке, Бочарова Г.В. начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ с должнсоти <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ года истица принята <данные изъяты>», где проработала по ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты>» (с ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>, где продолжает работать по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ Бочарова Г.В., полагая, что выработала необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке с заявлением о назначением пенсии. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа - <данные изъяты> лет, по мнению ответчика, истица имеет стаж <данные изъяты>. Спорные периоды не засчитаны в специальный стаж. Суд не может согласиться с решением ответчика по следующим основаниям. Истица просит засчитать в специальный стаж периоды работы в должности <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в должности <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В разделе «Наименование должностей» Списка указаны фельдшеры фельдшерского здравпункта, медицинского пункта, в графе «Наименование учреждений» указаны учреждения здравоохранения, к которым акционерные общества не относятся. Вместе с тем, в соответствии с п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей). В соответствии с п.5 примечания к Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 года №627, здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся. Таким образом, действующее законодательство относит здравпункты (врачебные, фельдшерские), являющиеся структурными подразделениями организаций, к учреждениям здравоохранения. До вступления в силу ныне действующего постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 действовало постановление Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 года, которым утверждены Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Пунктом 3 указанного постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Согласно п.1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу ет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а также …во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности. ц санитарно-ээпидемиологическихз 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, как ныне действующим законодательством в области пенсионного обеспечения, так и законодательством, действовавшим в спорные периоды работы истицы, предусмотрено право на зачет в специальный стаж работы за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения работы в должностях, указанных в списке, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций. Как установлено материалами дела, истица в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты>. Указанные обстоятельства подтверждаются, как трудовой книжкой истицы, так и приказами о ее приеме на работу, об увольнении с работы, личной карточкой формы Т-2 на имя Бочаровой Г.В., архивной справкой ОКУ «Государственный архив документов по личному составу Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ №. Из объяснений истицы следует, что на протяжении всех спорных периодов она состояла в одной и той же должности, выполняла одни и те же обязанности, изменения происходили лишь в наименовании организации, в которой имелся <данные изъяты>, в связи с изменениями организационно-правовой формы. В периоды работы в <данные изъяты> она оказывала в течение полного рабочего дня <данные изъяты>. Неправильное наименование структурного подразделения работодателем <данные изъяты>») не может влиять на права работника на досрочное пенсионное обеспечение. Доводы истицы подтверждаются следующими доказательствами по делу. Согласно п.2.27 СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», утвержденные постановлением Госстроя СССР от 30.12.1987 года №313, на предприятиях со списочной численностью работающих более 300 чел. должны предусматриваться фельдшерские здравпункты. Состав и площадь помещений фельдшерского здравпункта устанавливается п. 2.29 указанных СНиП. Из наименований <данные изъяты>» следует, что данные акционерные общества являлись промышленными предприятиями. Наличие в структуре <данные изъяты>» обособленно выделенного подразделения «<данные изъяты>», в штате которого имелась должность <данные изъяты>, подтверждается архивной справкой ОКУ «Государственный архив документов по личному составу Липецкой области» от ДД.ММ.ГГГГ №, выписками из лицевого счета Бочаровой Г.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой формы Т-2 на имя истицы. Наличие в структуре <данные изъяты>» обособленно выделенного подразделения «<данные изъяты>», в штате которого имелись должности <данные изъяты>, подтверждается штатным расписанием <данные изъяты> на ДД.ММ.ГГГГ, выписками из лицевого счета Бочаровой Г.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, личной карточкой формы Т-2 на имя истицы. То обстоятельство, что в штате здравпункта организации имелась в спорные периоды должность <данные изъяты> при отсутствии должности <данные изъяты>, свидетельствует о функционировании на предприятии в спорные периоды работы истицы <данные изъяты>. Давая оценку всем доказательствам по делу в их совокупности, суд считает установленным, что в спорные периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в <данные изъяты> истица Бочарова Г.В. работала в должности <данные изъяты>. То обстоятельство, что в течение всех спорных периодов истица работала на полную ставку, подтверждается лицевыми счетами Бочаровой Г.В. за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, содержащими сведения о размере оклада и фактически начисленной заработной плате с количеством отработанных дней, штатным расписанием организации за ДД.ММ.ГГГГ. Более того, из штатного расписания за ДД.ММ.ГГГГ следует, что в штате здравпункта имеется должность <данные изъяты> на 1,0 ставки с окладом <данные изъяты>. Именно из такой ставки истице производилось начисление заработной платы в соответствии с лицевыми счетами за спорные периоды. При таких обстоятельствах периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности <данные изъяты> подлежат включению в специальный стаж. Указанные периодысоставляю <данные изъяты> С учетом оспариваемых периодов на день обращения за назначением пенсии стаж <данные изъяты> Бочаровой Г.В. составлял более <данные изъяты> лет, а именно - <данные изъяты>, в связи с чем она имела право на пенсию по старости по п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за указанной пенсией считается день принятия органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Судом установлено, что Бочарова Г.В. обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, на дату обращения за пенсией необходимый стаж в связи с <данные изъяты> у нее имелся, поэтому пенсионный орган обязан назначить истице трудовую пенсию со дня обращения. В удовлетворении исковых требований истца о взыскании компенсации морального вреда суд полагает необходимым отказать по следующим основаниям. В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Каких-либо доказательств, что Бочаровой Г.В. причинены нравственные и физические страдания в результате действий ответчика, истцом не представлено. Действующим пенсионным законодательством обязанность органа Пенсионного фонда РФ по компенсации морального вреда в случае неправомерного отказа в назначении пенсии либо в назначении доплаты к пенсии не предусмотрена. Более того, сам по себе отказ в назначении пенсии не может повлечь нарушения личных неимущественных прав гражданина, либо его нематериальных благ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать за Бочаровой ФИО10 право на пенсию по старости в связи с <данные изъяты> по п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», засчитав в специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке назначить Бочаровой ФИО11 трудовую пенсию по старости в связи с <данные изъяты> со дня обращения - с ДД.ММ.ГГГГ. Бочаровой ФИО12 в иске к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Липецке о компенсации морального вреда отказать. Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.