о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-4772/2012г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

         ДД.ММ.ГГГГ                                                                                     город Липецк

         Советский районный суд города Липецка в составе:

председательствующего                                              Бенсман И.Л.

при секретаре                                                                Примаковой А.С.,

с участием адвоката                                                      Чертовой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коняева В.Н. к администрации города Липецка о признании недействительным в части распоряжения заместителя главы администрации города Липецка и о восстановлении на учёте граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и нуждающихся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Коняев В.Н. обратился в суд с иском к администрации г. Липецка, просил суд признать недействительным распоряжение заместителя главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия его с учета нуждающихся в получении жилья и обязать ответчика восстановить его на учёте граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и нуждающихся в жилом помещении Свои требования истец обосновывал тем, что в мае 1993г. он был уволен с военной службы и приехал с семьей в город Липецк, где был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Распоряжением заместителя главы администрации г. Липецка от ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учёта в связи с решением жилищной проблемы. Считает данное распоряжение незаконным и нарушающим его право на обеспечение жильём, в связи с чем и обратился с настоящим иском в суд.

В судебном заседании Коняев В.Н. и его представитель адвокат Чертова Г.А. исковые требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации города Липецка по доверенности Трапезникова Т.И. исковые требования Коняева В.Н. не признала, ссылаясь на их необоснованность.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Коняева В.Н. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть обжалованы в суд.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные действия, в результате которых:

нарушены права или свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями)при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом"О статусе военнослужащих", так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

Улучшение жилищных условий военнослужащих в иных случаях, а также пользование жилыми помещениями должно производиться на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона РФ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона РФ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан,уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок учета граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в жилых помещениях, установлен в Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054.

В силу пункта 12 вышеуказанных Правил ведение учёта военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учёту и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительство в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трёх и более детей;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. (ч. 2 ст. 56 ЖК РФ)

Из материалов дела следует, что Коняев В.Н. был уволен из Вооруженных Сил РФ                     ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штатов, имеет выслугу в календарном исчислении <данные изъяты>.. При увольнении в качестве постоянного места жительства истцом был избран город Липецк. Решением комиссии по жилищным вопросам при администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ Коняев В.Н. с составом семьи пять человек был принят на учёт нуждающихся в жилом помещении как военнослужащий, уволенный в запас. Данные обстоятельства подтверждаются находящимися в учётном деле истца: выпиской из приказа министра обороны Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ, справкой военного комиссариата Октябрьского округа г.Липецка от ДД.ММ.ГГГГ, копией удостоверения войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, копией выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, заявлением Коняева В.Н. от 09.02.1993г. о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении.

Распоряжением заместителя главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ истец Коняев В.Н. был снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений в связи с решением жилищной проблемы. (л.д. <данные изъяты>)

Из имеющихся материалах дела выписки из финансово-лицевого счёта и домовой книги следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года и по настоящее время истец зарегистрирован и проживает в <адрес> <адрес>. Он же является и нанимателем данного жилого помещения. На момент издания оспариваемого распоряжения, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ, помимо истца в данной квартире в качестве постоянно проживающих были зарегистрированы: его мать - Коняева В.А., жена - Коняева Т.М., дочь - Клейменова О.В., дочь - Коняева М.В., внучка - Клейменова К.Г.. (л.д. <данные изъяты>). Жена, дети и мать на тот период времени являлись членами семьи истца, что подтверждается как объяснениями самого Коняева В.Н., так и его заявлением на имя главы г. Липецка, в котором он в качестве членов своей семьи указал жену, двух дочерей, а так же мать - Коняеву В.А. (л.д. <данные изъяты>).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права мать истца - Коняева В.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения общей площадью 33,3 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д.<данные изъяты>).

Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Положения «О порядке использования муниципального жилого фонда на территории города Липецка», утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов № 27 от 29 марта 2005 года учётная норма площади жилого помещения, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях города Липецка - 13,5 кв.м. общей площади на человека.

Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы права, а так же то, что Коняева В.А. на момент издания оспариваемого распоряжения являлась членом семьи истца и имела на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., следовательно при определении уровня обеспеченности истца и членов его семьи жилым помещением необходимо было учитывать как квартиру по адресу: <адрес>, где истец зарегистрирован, так и квартиру принадлежащую на праве собственности его матери по адресу: <адрес>. Исходя из этого, на истца и каждого члена его семьи приходилось по <данные изъяты> кв.м. общей площади (<данные изъяты>).

Оценивая в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое истцом распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ принято администрацией города Липецка в пределах предоставленных полномочий, соответствует закону и прав истца не нарушает, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент издания оспариваемого распоряжения истец жильём по нормам, установленным в г. Липецке был обеспечен. При таких обстоятельствах действия администрации города Липецка о снятии его с учёта нуждающихся в жилом помещении являются обоснованными, в связи с чем отсутствуют основания для признания вышеуказанного распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным. Как отсутствуют и основания для восстановления истца на учёте лиц, нуждающихся в жилье, а поэтому требования Коняева В.Н. не подлежат удовлетворению в полном объёме.

Довод истца и его представителя о том, что администрацией г. Липецка нарушен установленный ч. 2 ст. 56 ЖК РФ тридцатидневный срок для принятия решения о снятии истца с учёта нуждающихся в жилом помещении своего объективного и бесспорного подтверждения не нашёл, поскольку установить день выявления администрацией г. Липецка обстоятельств, являющихся основанием для снятия истца с учёта нуждающихся в жилом помещении в ходе рассмотрения настоящего дела не представилось возможным. Довод истца о том, что о приобретении его матерью в собственность жилого помещения ответчику было известно ещё в <данные изъяты> года ничем объективно не подтверждён. Кроме того, в этой части довод истца опровергается его же заявлением, адресованным главе г. Липецка и поступившим в Управление по учёту и распределению жилья ДД.ММ.ГГГГ, в котором истец указал, что мать является членом его семьи, но при этом о наличии у неё на праве собственности жилья истец отметку не сделал и правоустанавливающие документы на квартиру матери не приложил. (л.д. <данные изъяты>)..

Давая оценку вышеуказанному доводу истца, суд так же обращает внимание на то, что само по себе несоблюдение, установленного ч. 2 ст. 56 ЖК РФ срока, не является безусловным основанием для признания оспариваемого распоряжения недействительным, т.к. данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности действий ответчика, поскольку на момент издания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ истцом были утрачены основания, которые давали ему право состоять на учёте нуждающихся в жилом помещении и получать жилое помещение.

Ссылка истца на то, что он состоял на учёте нуждающихся длительное время - 19 лет в данном случае не может послужить основанием для признания оспариваемого распоряжения незаконным, поскольку данное обстоятельство правового значения для разрешения настоящего спора не имеет.

Не может послужить основанием для удовлетворения требований истца и его ссылка на то, что в настоящее время его мать Коняева В.А. членом его семьи не является, ДД.ММ.ГГГГ она снята с регистрационного учёта по адресу: <адрес> в связи с выездом в квартиру, находящуюся у неё на праве собственности. Принимая во внимание, что указанные действия были совершены уже после издания оспариваемого распоряжения, суд считает, что они правового значения так же не имеют. Не может опровергнуть данный вывод суда и то обстоятельство, что квартира по адресу: <адрес>28 была приобретена матерью истца на денежные средства, выделенные ей из федерального бюджета как вдове участника ВОВ, поскольку данное обстоятельство не является юридически значимым.

Ссылка истца на то, что в настоящее время он не обеспечен жильём согласно учётной нормы, установленной органом местного самоуправления, так же не является основанием для признания распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку таковым истец стал уже после издания указанного распоряжения. Данное обстоятельство свидетельствует лишь о наличии у истца права для обращения в администрацию г. Липецка с заявлением о постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении.

Ссылка истца на то, что у него родилась внучка, которая так же прописана в его квартире в данном случае не может опровергнуть выводы суда, т.к. в силу закона внучка не является безусловным членом семьи истца. Кроме того, даже с учётом внучки на момент издания оспариваемого распоряжения по установленным органом местного самоуправления нормам истец жильём был обеспечен, поскольку на состав семьи из 6 человек, т.е. уже с учётом внучки, на каждого приходилось по <данные изъяты> кв.м. общей площади (<данные изъяты>), что соответственно больше учётной нормы, установленной в <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать Коняеву В.Н. в удовлетворении его требований к администрации города Липецка о признании недействительным распоряжения заместителя главы администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия его с учета нуждающихся в получении жилых помещений.

Отказать Коняеву В.Н. в удовлетворении требований к администрации города Липецка о восстановлении на учёт граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и нуждающихся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                                 И.Л. Бенсман

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Решение в законную силу не вступило.