решение о взыскании задолженности по доплатам к пенсии



Дело № 2-205 /11 28 января 2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Владикавказ РСО-Алания в составе:

Председательствующей судьи Калюженко Ж.Э.,

При секретаре Качмазовой З.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Обликова А.Н. к Военному комиссариату РСО-Алания о взыскании задолженности по доплатам пенсии по случаю потери кормильца,

у с т а н о в и л:

Обликов А.Н. обратился в суд с иском к Военному комиссариату РСО-Алания о взыскании задолженности по доплатам пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование своих требований сослался на то, что его отец ФИО1, проходил военную службу в войсковой части 44783 по контракту в должности старшины роты и воинском звании прапорщик.

В ДД.ММ.ГГГГ его отец был направлен на территорию Чеченской Республики в составе оперативной группы военнослужащих для участия в боевых действиях. ДД.ММ.ГГГГ его отец в ходе вооруженного конфликта в Чеченской республике при исполнении служебных обязанностей погиб.

С ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании Закона РФ от 12 февраля 1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях, и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Однако, при начислении ему пенсии допущены неточности, в результате чего я получал пенсию в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с вышеуказанным законом мне предусмотрена доплата к пенсии, которую я не получал с момента ее назначения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По поводу недоплаты ему пенсии они обращались в Военный комиссариат РСО-Алания. Однако, в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ № № Военный комиссар указывает, что основания для перерасчета ему пенсии не предусмотрены действующим законодательством, то есть в перерасчете ему отказано.

Считает действия должностных лиц Военного комиссариата РСО-Алания, отказавших ему в перерасчете пенсии, неправомерными, нарушающими его права и охраняемые законом интересы.

Неправомерность действий должностных лиц Военного комиссариата РСО-Алания подтверждаются следующим.

Согласно статьи 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 Закона, состоящие на их иждивении.

В соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий (подпункт 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих - на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Его отец был направлен органами государственной власти Российской Федерации в Чеченскую Республику для участия в боевых действиях при исполнении обязанностей военной службы. ДД.ММ.ГГГГ его отец погиб при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики, объявленной территорией проведения боевых действий, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из указанных положений вытекает, что назначенная ему пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению на 32 процента расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Согласно части первой статьи 46 Закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышение пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в размере 2 562 рубля в месяц.

Вышеуказанное повышение пенсии, что составляет 819,84 рублей в месяц (2 562*0,32=819,84), ему не назначено и он его не получал с начала назначения ему основной пенсии по случаю потери кормильца, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктами 40 и 41 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 года № 1132 на военные комиссариаты возложены обязанности по:

организации и проведению работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат;

организации и осуществлению информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации

Однако, вышеуказанное законоположение Военным комиссариатом РСО-Алания выполнено не было.

Согласно абзаца 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

В соответствии со статьёй 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - с увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда пропорционально увеличивается.

Таким образом, взысканию подлежит за прошлое время с применением последних действующих норм 112 318,08 рублей (819,84*137=112 318,08).

В судебном заседании представитель Обликова А.Н. - Балабаш А.П., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в полном объеме поддержал исковые требования и пояснил, что его доверитель Обликов А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца, поскольку его отец, ФИО1, погиб при исполнении обязанностей военной службы. Отец его доверителя проходил военную службу по контракту в в/ч 44783 в должности старшины роты и воинском звании прапорщика. ДД.ММ.ГГГГ в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике при исполнение служебных обязанностей он погиб. Считает, что при начислении пенсии его доверителю допущены неточности, поскольку в соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12.01.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», ему положено увеличение пенсии по случаю потери кормильца на 32%, т.к. в соответствии с п. «г» названного Закона пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий (п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах») из числа военнослужащих - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 ст. 46 настоящего Закона.

Расчет взыскиваемой суммы представлен в исковом заявлении, просит взыскать с Военного комиссариата в пользу Обликова А.Н. задолженность по пенсионному обеспечению в сумме 112 318 08 коп.

Представитель Военного комиссариата РСО-Алания Леонова М. С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования не признала, представила суду письменные возражения относительно исковых требований, которые поддержала в судебном заседании, и дала аналогичные объяснения. Кроме того, просила применить срок исковой давности к требованиям Обликова А.Н. и отказать ему в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования Обликова А.Н. удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, и не отрицалось сторонами, что истец Обликов А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с разделом 4 Закона РФ №4468-1 от 12.01.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», т.е. ему была назначена пенсия, т.к. он являлся несовершенолетним.

Согласно копии свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ в Республике Чечня в результате огнестрельного пулевого ранения головы с повреждением головного мозга.

Согласно выписки из приказа командира в/ч 44783 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части с связи со смертью, связанной с исполнением обязанностей военной службы.

Из письма № № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в перерасчете пенсии матери истца - ФИО2, отказано, в связи с отсутствием к этому оснований.

Суд также полагает, что оснований для перерасчета пенсии по случаю потери кормильца Обликову А.Н. не имеется.

В соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12.01.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», Обликову А.Н. назначена пенсия по случаю потери кормильца.

В соответствии с п. «г» ст. 45 вышеназванного Закона пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий ( п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах») из числа военнослужащих - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 ст. 46 настоящего Закона.

В силу п.п.1 п.1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах» кветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Военнослужащие, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и лица, уволенные с военной службы, военнослужащие, переведенные в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, принимавшие участие в боевых действиях в период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

Приложением N 1 к Федеральному закону "О ветеранах" утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III указанного Перечня указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации..." вся территория Чеченской Республики отнесена к зоне вооруженного конфликта (п. 10). Постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" Министерству обороны РФ и другим федеральным органам исполнительной власти было предоставлено право принимать совместные решения об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта.

Однако таких совместных решений об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта принято не было.

Постановлением Правительства РФ "О порядке установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31.03.1994 N 280 установлено, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение; в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что оформление периодов выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах происходит приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Как усматривается из материалов дела ФИО1 погиб при исполнении служебных обязанностей в Чеченской Республике.

Из послужного списка ФИО1 усматривается, что войсковая часть 44783, в которой проходил службу ФИО1, дислоцировалась в Северной Осетии и Ингушетии.

Между тем, территории Республики Северной Осетии -Алания и Республики Ингушетии не относились и не были отнесены в последующем к зонам вооруженного конфликта.

Сведений о вводе данной войсковой части на территорию Чеченской республики суду не представлено, приказа об участии ФИО1 в боевых действиях, утвержденного командующим Объединенной группировкой войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона, не издавалось.

Также не представлены суду приказы командира в/ч 44783, согласно которым ФИО1 был командирован в Чеченскую Республику для участия в боевых действиях.

В материалах дела имеется копия удостоверения к государственной награде №, из которого усматривается, что ФИО1 Указом президента РФ от 15.05.1995г. награжден Орденом Мужества, однако за что именно он награжден, сведений нет.

Таким образом, документальных данных, подтверждающих выполнение ФИО1 задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (приказы командира воинской части, начальника штаба, оперативной группы), суду не представлено.

Не имеется у ФИО1 и удостоверения участника боевых действий, таким образом, не представлено доказательств участия ФИО1 в боевых действиях, а то обстоятельство, что он погиб при исполнении обязанностей военной службы не дает оснований истцу на повышение пенсии по случаю потери кормильца.

Что кается пропуска срока для обращения в суд, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ, о котором заявлено стороной ответчика, следует отметить, что будучи совершеннолетним истец не обращался в Военный комиссариат с заявлением об увеличении ему пенсии, отказ выдан не на его имя, кроме того, ни в просительной части искового заявления, ни в судебном заседании, им и не ставился вопрос о признании действий ВК РСО-Алания неправомерными.

Относительно пропуска общего срока исковой давности в 3 года, согласно ст. 196 ГК РФ, суд полагает, что истцом без уважительных причин пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным исковым заявлением, о применении которого ответчиком заявлено до вынесения решения. Суд считает, что о нарушении своего права Обликов А.Н. должен был узнать ДД.ММ.ГГГГ, т.е., по достижению им совершеннолетия, следовательно, он вправе был обратиться в суд с иском в течение 3-х лет с этой даты.

На основании изложенного, Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Обликова А.Н. к Военному комиссариату РСО-Алания о взыскании задолженности по доплатам к пенсии по случаю потери кормильца оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания через Советский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом мотивированного решения.

Судья Калюженко Ж.Э.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200