Дело № 2-204 /11 27 января 2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Советский районный суд г. Владикавказ РСО-Алания в составе:
Председательствующей судьи Калюженко Ж.Э.,
При секретаре Качмазовой З.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Догузова О.А. к Военному комиссариату РСО-Алания о взыскании задолженности по доплатам пенсии по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
Догузов О.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату РСО-Алания о взыскании задолженности по доплатам пенсии по случаю потери кормильца. В обоснование своих требований сослался на то, что его отец, ФИО1, проходил военную службу по контракту в войсковой части 44783 в должности старшины роты и воинском звании старший прапорщик.
ДД.ММ.ГГГГ его отец в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике при исполнении служебных обязанностей в районе населенного пункта <данные изъяты> пропал безвести.
Решением Ленинского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ его отец признан погибшим при исполнении обязанностей военной службы.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Однако, при назначении ему пенсии допущены неточности, в результате чего он получал пенсию в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии с вышеуказанным законом ему предусмотрена доплата к пенсии, которую он не получал с момента её назначения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
По поводу недоплаты ему пенсии он обратился в Военный комиссариат РСО-Алания. Однако, в своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ № Военный комиссар РСР-Алания указывает, что основания для перерасчета ему пенсии не предусмотрены действующим законодательством, т.е. в перерасчете ему было отказано.
Считает действия должностных лиц Военного комиссариата РСО-Алания, отказавших ему в перерасчете пенсии, неправомерными, нарушающими его права и охраняемые законом интересы.
Неправомерность действий должностных лиц Военного комиссариата РСО-Алания подтверждается следующим:
В соответствии с п. «а» ст. 29 Закона РФ от 12 февраля 1993г. № 4468-1«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», право на пенсию по случаю потери кормильца имеют дети, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не более, чем до достижения ими 23- летнего возраста.
В соответствии с п. «г» ст. 45 Закона пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий ( п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах») из числа военнослужащих - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 ст. 46 настоящего Закона.
В силу п.п.1 п.1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решением органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Его отец был направлен органами государственной власти Российской Федерации в Чеченскую Республику для участия в боевых действиях при исполнении обязанностей военной службы. Решением Ленинского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ признан погибшим при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики, объявленной территорией проведения боевых действий в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанных положений вытекает, что назначенная ему пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой ст. 46 настоящего Закона.
Согласно ч.1 ст. 46 Закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышение пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном п.п.1 п.1 ст. 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Согласно ч.5 ст. 46 Закона, при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующее повышение пенсии.
Согласно пп1 п.1 ст. 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в размере 2 562 руб. в месяц.
Повышение указанной пенсии на 32% составляет 819, 84 руб. в месяц ( 2 562х0,32=819,84). Указанное повышение ему не было назначено и он его не получал с самого начала назначения пенсии по случаю потери кормильца, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с п.п. 40 и 41 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007г. №1132 на военные комиссариаты возложены обязанности по:
организации и проведению по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат;
организации и осуществлению информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
Однако, вышеуказанное законоположение Военным комиссариатом РСО-Алания выполнено не было.
Согласно абзаца 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
В соответствии со ст. 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - с увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда пропорционально увеличиваются.
Таким образом, взысканию за прошлое время с применением последних действующих норм подлежит 36 072,96 руб. (819,84х44=36 072,96).
В судебном заседании представитель Догузова О.А. - Балабаш А.П., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, в полном объеме поддержал исковые требования и пояснил, что его доверитель Догузов О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца, поскольку его отец, ФИО1, погиб при исполнении обязанностей военной службы. Отец его доверителя проходил военную службу по контракту в в/ч 44783 в должности старшины роты и воинском звании прапорщика. ДД.ММ.ГГГГ в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике при исполнение служебных обязанностей в районе населенного пункта <данные изъяты> пропал без вести. Решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан погибшим при исполнении обязанностей военной службы. Считает, что при начислении пенсии его доверителю допущены неточности, поскольку в соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12.01.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», ему положено увеличение пенсии по случаю потери кормильца на 32%, т.к. в соответствии с п. «г» названного Закона пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий ( п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах») из числа военнослужащих - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 ст. 46 настоящего Закона.
Расчет взыскиваемой суммы представлен в исковом заявлении, просит взыскать с Военного комиссариата в пользу Догузова О.А. задолженность по пенсионному обеспечению в сумме 36 072, 96 коп.
Представитель Военного комиссариата РСО-Алания Леонова М. С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования не признала, представила суду письменные возражения относительно исковых требований, которые поддержала в судебном заседании, и дала аналогичные объяснения. Кроме того, просила применить срок исковой давности к требованиям Догузова О.А. и отказать ему в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования Догузова О.А. удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, и не отрицалось сторонами, что истец Догузов О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с разделом 4 Закона РФ №4468-1 от 12.01.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», т.е. ему была назначена пенсия, т.к. он обучался в общеобразовательном учреждении, что подтверждается копиями документов об образовании, имеющимися в материалах дела.
Согласно решению Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 -отцу истца, установлен факт смерти при исполнении им служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ в районе населенного пункта <данные изъяты> Чеченской Республики.
Согласно выписки из приказа командира в/ч 44783 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части с связи со смертью, связанной с исполнением обязанностей военной службы.
Из письма № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в перерасчете пенсии матери истца - ФИО2, отказано, в связи с отсутствием к этому оснований.
Суд также полагает, что оснований для перерасчета пенсии по случаю потери кормильца Догузову О.А. не имеется.
В соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12.01.1993г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», Догузову О.А. назначена пенсия по случаю потери кормильца.
В соответствии с п. «г» ст. 45 вышеназванного Закона пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий ( п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах») из числа военнослужащих - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 ст. 46 настоящего Закона.
В силу п.п.1 п.1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах» кветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
военнослужащие, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и лица, уволенные с военной службы, военнослужащие, переведенные в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, принимавшие участие в боевых действиях в период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Приложением N 1 к Федеральному закону "О ветеранах" утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III указанного Перечня указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Постановлением Правительства РФ от 09.12.1994 N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации..." вся территория Чеченской Республики отнесена к зоне вооруженного конфликта (п. 10). Постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 N 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" Министерству обороны РФ и другим федеральным органам исполнительной власти было предоставлено право принимать совместные решения об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта.
Однако таких совместных решений об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта принято не было.
Постановлением Правительства РФ "О порядке установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31.03.1994 N 280 установлено, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение; в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что оформление периодов выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах происходит приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Как усматривается из материалов дела ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ числился пропавшим без вести, а в ДД.ММ.ГГГГ решением суда установлен факт его смерти при исполнении служебных обязанностей в районе населенного пункта <данные изъяты> Чеченской Республики.
Войсковая часть 44783, в которой проходил службу ФИО1 постоянно дислацировалась в г. Владикавказ, сведений о вводе данной части на территорию Чеченской республики суду не представлено, приказа об участии ФИО1 в боевых действиях, утвержденного командующим Объединенной группировкой войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона, не издавалось.
Также не представлены суду приказы командира в/ч 44783, согласно которым ФИО1 был командирован в Чеченскую Республику для участия в боевых действиях.
Таким образом, документальных данных, подтверждающих выполнение ФИО1 задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (приказы командира воинской части, начальника штаба, оперативной группы),суду не представлено
Не имеется у ФИО1 и удостоверения участника боевых действий, таким образом не представлено доказательств участия ФИО1 в боевых действиях, а факт его смерти, установленный судом, при исполнении обязанностей военной службы не дает оснований истцу на повышение пенсии по случаю потери кормильца.
Что кается пропуска срока для обращения в суд, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ, о котором заявлено стороной ответчика, следует отметить, что будучи совершеннолетним истец не обращался в Военный комиссариат с заявлением об увеличении ему пенсии, отказ выдан не на его имя, кроме того, ни в просительной части искового заявления, ни в судебном заседании, им и не ставился вопрос о признании действий ВК РСО-Алания неправомерными.
Относительно пропуска общего срока исковой давности в 3 года, согласно ст. 196 ГК РФ, суд полагает, что истцом без уважительных причин пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным исковым заявлением, о применении которого ответчиком заявлено до вынесения решения. Суд считает, что о нарушении своего права Догузов О.А. должен был узнать ДД.ММ.ГГГГ ( в момент назначения и получения пенсии), следовательно, он вправе был обратиться в суд с иском в течение 3-х лет с этой даты
На основании изложенного, Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требованияДогузова О.А. к Военному комиссариату РСО-Алания о взыскании задолженности по доплатам пенсии по случаю потери кормильца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания через Советский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом мотивированного решения.
Судья Калюженко Ж.Э.