решение о взыскании дополнительных выплат



Дело № 2-286/11              8 февраля 2011 года

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Гусовой Т.К.,

при секретаре Гуриевой Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Габараевой Н.С. к Военному комиссариату РСО-Алания о взыскании задолженности по доплатам к пенсии по случаю потери кормильца,

установил:

Габараева Н.С. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату РСО-Алания о взыскании задолженности по доплатам к пенсии по случаю потери кормильца.

В обоснование иска Габараева Н.С. указала, что ее муж ФИО1 проходил военную службу в войсковой части ... по контракту в должности старшины роты ....

... ее муж пропал безвести в ходе вооружённого конфликта в Чеченской Республике при исполнении служебных обязанностей в районе населённого пункта ....

Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от ... ФИО1 признан погибшим при исполнении обязанностей военной службы.

С ... Габараевой Н.С. назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Однако пенсия ей назначена на год позже даты, с которой она имела право на эту пенсию. Кроме того, при начислении пенсии допущены неточности, в результате чего она получает пенсию в меньшем размере, чем это предусмотрено действующим законодательством.

В соответствии с вышеуказанным законом ей предусмотрена доплата к пенсии, которую она не получает с момента, когда возникло ее право на пенсию по случаю потери кормильца, то есть с ....

По поводу недоплаты пенсии она обратилась в Военный комиссариат РСО-Алания в .... Однако, в своём ответе от ... Военный комиссар РСО-Алания указывает, что основания для перерасчёта пенсий не предусмотрены действующим законодательством, то есть в перерасчёте отказано.

Считает действия должностных лиц Военного комиссариата РСО-Алания, отказавших ей в перерасчёте пенсии, неправомерными, нарушающими ее права и охраняемые законом интересы.

Неправомерность действий должностных лиц Военного комиссариата РСО-Алания подтверждаются следующим.

В соответствии со статьёй 28 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения военной службы или не позднее трёх месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

В соответствии со статьёй 29 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении,

В соответствии с пунктом «б» статьи 29 Закона нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.

Согласно статьи 30 Закона супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Габараева Н.С. родилась ..., значит, имела право на получение пенсии по случаю потери кормильца с .... Она неоднократно обращалась в Военный комиссариат РСО-Алания по поводу назначения вышеуказанной пенсии, однако она ей была назначена лишь с ....

В соответствии с пунктом «г» статьи 45 Закона пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий (подпункт 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах») из числа военнослужащих - на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

ФИО1 был направлен органами государственной власти Российской Федерации в Чеченскую Республику для участия в боевых действиях при исполнении обязанностей военной службы. Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от ... он признан погибшим при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики, объявленной территорией проведения боевых действий в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

Из указанных положений вытекает, что назначенная Габараевой Н.С. пенсия по случаю потери кормильца подлежит повышению на 32 процента расчётного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Согласно части первой статьи 46 Закона минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышение пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается, в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением: (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Согласно части пятой статьи 46 Закона при назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьёй 45 Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в размере 2562 рубля в месяц, Вышеуказанное повышение пенсии, что составляет 819,84 рублей в месяц (2 562*0,32=819,84), Габараевой Н.С. не назначено и она его не получает.

В соответствии с пунктами 40 и 41 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 года № 1132 на военные комиссариаты возложены обязанности по:

организации и проведению работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат;

организации и осуществлению информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Однако вышеуказанное законоположение Военным комиссариатом РСО-Алания выполнено не было.

Согласно абзаца 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.

В соответствии со статьёй 318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - с увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда пропорционально увеличивается.

Таким образом, взысканию в качестве единовременной выплаты за прошлое время с применением последних действующих норм подлежит 142748,28 рублей:

- доплата к пенсии - 57388,80 рублей (819,84*70=57388,80);

- недополученная пенсия - за 21 день марта 2005 года -
5 765,02/31*21=3 905,33 рублей; с апреля 2005 года по июнь 2006 года -
5 765,02*14=80 710,28     рублей;     за     4     дня     июля     2006     года     -
5 765,02/31*4=743,87 рубля, а всего - 85359,48 рублей.

Так же Габараева Н.С. дополнила основания иска, указав, что ее муж, ФИО1 решением органов государственной власти СССР был направлен на территорию Демократической Республики Афганистан для выполнения интернационального долга в 1980-1981 годах. Кроме того, за проявленные мужество и героизм ее муж в соответствии с Указом Президента Республики Афганистан от ... награждён медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа». О направлении ФИО1 в Афганистан в 1980-1981 годах и о его награждении в личном деле имеются соответствующие записи.

Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» надлежит прийти к выводу о том, что ФИО1 являлся ветераном боевых действий с 1980-1981 годов, то есть с момента привлечения его к участию в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территории Республики Афганистан.

Подтверждением этому заключению является также выданное Габараевой Н.С. ... Военным комиссариатом РСО-Алания Удостоверение о праве на льготы серии , а также пенсионное удостоверение, выданное ... серии , согласно которым она имеет право на льготы, установленные статьёй 21 Федерального закона «О ветеранах».

Статья 21 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Военный комиссариат РСО-Алания выдачей вышеуказанных удостоверений дважды подтвердил право Габараевой Н.С. на меры социальной поддержки, предусмотренные для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий. Следует также отметить, что вышеуказанные удостоверения подтверждают одновременно статус члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, поэтому предъявлять какие бы то ни было доказательства того, что ее муж ФИО1 является ветераном боевых действий считает не этичным и не целесообразным. Во-первых, решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от ... он признан погибшим при исполнении обязанностей военной службы и требовать покойного доказывать, что он является ветераном боевых действий, считает не этичным и даже кощунственным. Во-вторых, ей выданы удостоверения о праве на льготы и пенсионное, которым подтверждается ее статус члена семьи ветерана боевых действий, который ей может быть присвоен только при условии, что ее покойный муж был ветераном боевых действий.

С ... ФИО1 находился в Чеченской Республике, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части от ... , рапортом начальника штаба войсковой части от ... г. , решением Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от ... Из содержания рапорта начальника штаба войсковой части от ... и решения Ленинского районного суда г. Владикавказа РСО-Алания от ..., следует, что на колонну, в которой находился и следовал ФИО1, ... было совершено нападение боевиков, в результате которого погибли все, кроме ФИО1 и солдата рядового ФИО2, которых среди тел погибших после окончания боестолкновения найдено не было. Из этого следует, что ФИО1 выполнял задачи в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике, отнесённой к зоне вооружённого конфликта в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Однако, в графе 13 личного дела ФИО1 не произведена запись об участии в выполнении вышеуказанных задач. Имеются лишь отдельные выписки из приказов, подтверждающие выполнение задач в условиях вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики.

Обращает на себя внимание тот факт, что за оформление личного дела несут ответственность кадровые органы воинской части, в которой проходит военную службу военнослужащий, а в последующем - военный комиссариат. Однако, воинская часть надлежащим образом не оформила личное дело ФИО1, а военный комиссариат в недооформленном виде без замечаний принял его личное дело на хранение.

В судебном заседании представитель Габараевой Н.С., Балабаш А.П., действующий на основании доверенности от ..., требования истца поддержал и просил взыскать с Военного комиссариата РСО-Алания в пользу Габараевой Н.С. в счёт погашения задолженности по пенсионному обеспечению по последним действующим нормам на день выплаты 142748,28 рублей, а так же обязать Военный комиссариат РСО-Алания начислять и выплачивать ежемесячно надбавки к пенсиям, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с учётом последующих изменений и дополнений.

Представитель Военного комиссариата РСО-Алания Леонова М.С., действующая на основании доверенности от ..., требования Габараевой Н.С. не признала, пояснив следующее.

Как следует из иска, Габараева Н.С. является супругой военнослужащего по контракту в/ч ..., пропавшего без вести ... в районе населенного пункта ... Чеченской Республики. Решением Ленинского районного суда г. Владикавказа от ... установлен факт смерти ФИО1 Так как, истец является супругой умершего военнослужащего ФИО1, ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с разделом IV Закона РФ от 12 марта 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...».

Далее, истец полагает, что она имеет право на повышение пенсии в размере 32 % из расчетного размера пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной пунктом «г» ст.45 Закона РФ от 12.03.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...».

Однако правом повышения пенсии на 32 % обладают в данном случае только пенсионеры имеющие статус ветерана боевых действий, потому как указанная статья называется «Повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров» и в указанной статье перечислены все 3 категории пенсионеров, такие как: пенсионеры по выслуге лет, или по инвалидности или по случаю потери кормильца, имеющие право на повышении пенсии, обладающие тем или иным статусом. Пунктом «г» ст. 45 указанного Закона РФ предусмотрено, что пенсионеры, имеющие статус участника Великой Отечественной Войны, а так же статус ветерана боевых действий, выплачиваемая им пенсия повышается на 32 %. В данном случае пенсия по потере кормильца. Из выше изложенного следует, что пенсионер любой категории, т.е. пенсионер по выслуге лет, пенсионер по инвалидности и пенсионер, получающий пенсию по случаю потери кормильца должен сам непосредственно обладать статусом ветерана боевых действий.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ, к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно раздела 3 приложения к Закону РФ «О ветеранах» к периодам относится;

- Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года

- Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Приказом Министра Обороны РФ от 2 ноября 2009 года № 1177 утвержден порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, согласно которого военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) подают обращение в специальную комиссию военного округа, на территории которого они проживают. К обращению прикладывается 2 фотографии и документы, подтверждающие их непосредственное участие в боевых действиях. В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) о непосредственном участии военнослужащих в боевых действиях… По итогам рассмотрения обращения, соответствующая комиссия (Комиссия Северо-Кавказского военного округа) принимает решение о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, о чем уведомляет обратившегося военнослужащего в запасе (отставке), лицо гражданского персонала.

При таких обстоятельствах, в соответствии с выше перечисленными
нормативно-правовыми актами, истец, не имеющий статуса
ветерана боевых действия, который подтверждается соответствующим
удостоверением, не имеет право на повышение пенсии по случаю потери
кормильца, предусмотренный пунктом «г» статьи 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» от 12 марта 1993 года №4468-1.

Также в случае, если предположить, что критерий п. «г» ст. 45 Закона РФ
от 12 марта 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...» распространяется не на самого члена семьи погибшего военнослужащего, получающего пенсию по случаю потери кормильца, а на кормильца - умершего военнослужащего, т.е. сам кормилец должен обладать статусом ветерана боевых действий, документов подтверждающих статус ветерана боевых действий кормильца (супруга ФИО1), а именно удостоверения, как основания реализации прав и льгот, предусмотренных п.2. Постановления Правительства от 19 декабря 2003 года №763 - истцом не предоставлено.

Также, в личном деле старшего прапорщика ФИО1 (погибший
кормилец) в графе 13 послужного списка «Участие в войнах и др. боевых
действиях...» стоит печать о том, что он принимал участие в составе
Объединенных сил, приданных временной администрации в Республике
Северная Осетия и Ингушской Республики в исполнении задачи в зоне
Чрезвычайного положения в период со 2 июня 1993 года по 10 января 1995 года. Тогда как, согласно раздела 3 Приложения к Федеральному Закону «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ - Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, территорий Республик Северной Осетии и Ингушетии не значатся.

Таким образом, доказательств того, что ФИО1 (кормилец) является ветераном боевых действий - нет, а в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Решением Ленинского районного суда гор. Владикавказа от ... ФИО1 (супруг истца) признан умершим при исполнении служебных обязанностей, а не признан погибшим при участии в боевых действиях.

Факт смерти (но не гибели при участии в боевых действиях) ФИО1 установлен решением суда, а в соответствии с ст. 61 ГПК РФ, факты, установленные вступившим в законную силу решением суда, не оспариваются.

Так же Леонова М.С. пояснила, что пенсия истцу по случаю потери кормильца назначена с 2001 года в соответствии с ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», таким образом, истцу с 2001 года было известно о предполагаемо нарушенном праве. Таким образом истцом пропущены сроки обращения в суд, определенные ст. 256 ГПК РФ в 3 месяца и пропущены сроки исковой давности, определенной ст. 196 ГК РФ.

Просила Габараевой Н.С. в исковых требованиях отказать в полном объеме и применить сроки исковой давности.

Представитель Военного комиссариата РСО-Алания Мамонтенко В.П., действующий на основании доверенности от ..., требования Габараевой Н.С. так же не признал.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно статьи 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).

Судом установлено, что истец Габараева Н.С. с ... является получателем пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с законом РФ №4468-1 от 12 января 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно решению Ленинского районного суда от ... ФИО1 мужу истца, установлен факт смерти при исполнении им служебных обязанностей ... в районе населенного пункта <адрес> Чеченской Республики.

Согласно выписки из приказа командира в/ч ... от ... ФИО1 исключен из списков личного состава войсковой части с связи со смертью, связанной с исполнением обязанностей военной службы.

Из письма от ... усматривается, что в перерасчете пенсии Габараевой Н.С., отказано, в связи с отсутствием к этому оснований.

Суд также полагает, что оснований для перерасчета пенсии по случаю потери кормильца Габараевой Н.С. не имеется.

В соответствии с Законом РФ №4468-1 от 12 января 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», Габараевой Н.С. назначена пенсия по случаю потери кормильца.

В соответствии с п. «г» ст. 45 вышеназванного Закона пенсии по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются ветеранам боевых действий (п.п. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах») из числа военнослужащих - на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части 1 ст. 46 настоящего Закона.

В силу п.п.1 п.1 ст. 3 Федерального Закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; военнослужащие, лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и лица, уволенные с военной службы, военнослужащие, переведенные в другие федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, Железнодорожных войсках Российской Федерации, принимавшие участие в боевых действиях в период выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, либо при выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, указанных в разделе III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.

Приложением № 1 к Федеральному закону "О ветеранах" утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации. В разделе III указанного Перечня указано выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Постановлением Правительства РФ от 9 декабря 1994 № 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации..." вся территория Чеченской Республики отнесена к зоне вооруженного конфликта (п. 10). Постановлением Правительства РФ от 11.12.1995 № 1210 "Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике" Министерству обороны РФ и другим федеральным органам исполнительной власти было предоставлено право принимать совместные решения об отнесении 4 отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта.

Однако таких совместных решений об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зоне вооруженного конфликта принято не было.

Постановлением Правительства РФ "О порядке установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от ... установлено, что дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения - и при вооруженных конфликтах", предоставляются военнослужащим воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп и лицам рядового и начальствующего состава, курсантам и слушателям учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации и Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в том числе направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооруженных конфликтов, выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение; в местностях (в том числе за пределами Российской Федерации), отнесенных к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Пунктом 2 указанного Постановления предусмотрено, что оформление периодов выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах происходит приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.

Как усматривается из материалов дела ФИО1 с ... числился пропавшим без вести, а ... году решением суда установлен факт его смерти при исполнении служебных обязанностей в районе населенного пункта ... Чеченской Республики.

Войсковая часть , в которой проходил службу ФИО1 постоянно дислацировалась в г. Владикавказ, сведений о вводе данной части на территорию Чеченской республики суду не представлено, приказа об участии ФИО1 в боевых действиях, утвержденного командующим Объединенной группировкой войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона, не издавалось.

Также не представлены суду приказы командира в/ч , согласно которым ФИО1 был командирован в Чеченскую Республику для участия в боевых действиях. Как следует из выписки из приказа от ..., военнослужащий ФИО1 убыл на выполнение правительственного задания в населенный пункт ... ....

Таким образом, документальных данных, подтверждающих выполнение ФИО1 задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах (приказы командира воинской части, начальника штаба, оперативной группы), суду не представлено.

Так же не установлено участие в боевых действиях ФИО1 при прохождении военной службы в составе Советских войск в Демократической республике Афганистан, так как о непосредственном участии в боевых действиях в личном деле ФИО1 не указано, а свидетельство (удостоверение) о праве на льготы ветерана боевых действий, суду истцом не представлено.

Как следует из постановления Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", Правительством РФ постановлено установить, что ветераны боевых действий реализуют свои права и льготы на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года.

При этом у ФИО1 не имелось удостоверения участника боевых действий, в том числе, суду не были представлены свидетельство (удостоверение) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 1 января 1992 года, таким образом не представлено доказательств участия ФИО1 в боевых действиях, а факт его смерти, установленный судом при исполнении обязанностей военной службы не дает оснований истцу на повышение пенсии по случаю потери кормильца.

Что кается пропуска срока для обращения в суд, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ, о котором заявлено стороной ответчика, следует отметить, что истцом ни в просительной части искового заявления, ни в судебном заседании, не ставился вопрос о признании действий ВК РСО-Алания неправомерными.

Относительно пропуска общего срока исковой давности в 3 года, согласно ст. 196 ГК РФ, суд полагает, что истцом без уважительных причин пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным исковым заявлением, о применении которого ответчиком заявлено до вынесения решения. Суд считает, что о нарушении своего права Габараева Н.С. должна была узнать ... 2006 года (в момент назначения и получения пенсии), следовательно, она вправе была обратиться в суд с иском в течение 3-х лет с этой даты.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Габараевой Н.С. к Военному комиссариату РСО-Алания о взыскании задолженности по доплатам к пенсии по случаю потери кормильца оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение десяти дней со дня ознакомления с решением в окончательной форме.

Судья         Т.К. Гусова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200