Дело № 2-469/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Владикавказ 09 марта 2011 года Советский районный суд г. Владикавказ РСО - Алания в составе: председательствующего судьи Валиевой Л.Г., при секретаре Бестаевой З.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АМС г.Владикавказ к Ортабаеву С.А. о приведении земельного участка в первоначальное состояние у с т а н о в и л : АМС г.Владикавказа обратилась в суд с иском к Ортабаеву С.А. о приведении земельного участка в первоначальное состояние. В обоснование иска сослалась на следующее: ответчик без каких либо разрешительных документов, выданных АМС г.Владикавказа, самовольно произвел разрытие тротуарной части по <адрес>, являющейся собственностью муниципального образования. На предписание префектуры Затеречного МО, согласно которому Ортабаеву С.А. предлагалось засыпать ямы в 10-ти дневный срок и привести тротуар в первоначальное состояние, ответчик не отреагировал. В судебном заседании представитель АМС г.Владикавказа Бугулов Б.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Ответчик Ортабаев С.А. в судебном заседании исковые требования АМС г.Владикавказ не признал и пояснил, что согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ... и ... ему принадлежит 14/100 и 10/100 долей соответственно в домовладении № по <адрес>. Он снес принадлежащие ему старые строения и в тех же параметрах хочет возвести новое здание с надстройкой второго этажа, согласно проекта. В связи с необходимостью возведения новой стены, граничащей с <адрес>, разрыты две ямы для установки фундамента, которые частично выходят на тротуар. Ямы в настоящее время не могут быть зарыты, поскольку будут нарушены его права, в соответствии с которыми он имеет право на улучшение своей собственности, после возведения стены, ямы будут зарыты. Ямы вырыты в 2007 году на уровне подвального помещения глубиной около 2-х метров, до настоящего времени он не приступил к строительству, поскольку в выдаче разрешения на строительство УАиГ АМС г.Владикавказа ему отказано, так как нет согласия совладельцев. В производстве суда в настоящее время находится его иск к совладельцам домовладения № по <адрес> ФИО3, ФИО1 и ФИО2 об устранении препятствий в возведении жилого дома, после разрешения его требований он приступит к строительству. АМС г.Владикавказа не представлены доказательства нарушения их прав разрытием тротуара, просит в иске отказать. Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования АМС г.Владикавказа подлежат удовлетворению. Согласно п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. Статья 60 Земельного кодекса РФ гласит, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Согласно п. 3 ст. 76 ЗК РФ приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях или за их счет. Установлено, что Ортабаеву С.А. принадлежит 14/100 и 10/100 долей в домовладении № по <адрес>. Установлено и не отрицалось ответчиком, что он снес принадлежащие ему старые строения в ... году, тогда же произвел разрытие тротуарной части улицы по <адрес> возле дома №, в результате чего на тротуаре находятся две ямы глубиной около 2-х метров. В судебном заседании обозревались фотографии тротуарной части улицы, прилегающей к дому № по <адрес>, частично накрытые строительным материалом, расположены на тротуарной части улицы, по обе стороны ступенек домовладения № по <адрес>, также выходящих на тротуар. Ответчиком был предоставлен проект жилого дома по <адрес> №, к строительству которого ответчик не приступил по настоящее время, поскольку письмом от ... начальником Управления УАиГ АМС г.Владикавказ ему отказано в выдаче разрешения на строительство. Довод Ортабаева А.С. о том, что разрытием тротуарной части улицы им не нарушены права АМС г.Владикавказа, напротив если его обяжут засыпать ямы будут нарушены его права, в соответствии с которыми он имеет право на улучшение своей собственности, несостоятелен. Согласно ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией. Согласно п.12 ст.1 ГрК РФ к территориям общего пользования отнесены территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, автомобильные дороги, скверы, водоемы и другие объекты.) На основании п.12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Согласно закону к землям общего пользования могут быть отнесены не подлежащие приватизации земли, находящиеся в государственной либо муниципальной собственности, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. При этом, вопросы обеспечения градостроительной деятельности находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Согласно ст.2 Федералього закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О безопасности дорожного движения" (принят ГД ФС РФ от 15.11.1995))дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 15 февраля 2006 г.) в собственности муниципальных образований (поселение, муниципальный район, городской округ) могут находиться автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания. Таким образом, в судебном заседании установлено, что ямы вырыты ответчиком на территории тротуара, являющегося элементом дороги, приватизация которой как земельного участка общего пользования законом не допускается, а вопросы обеспечения градостроительной деятельности находятся в ведении органов исполнительной власти. Установлено и не отрицалось ответчиком, что разрешение на разрытие и использование тротуарной части улицы АМС г.Владикавказа ему не выдавалось, ответчик в ... году самовольно вырыл две ямы, глубиной около двух метров на территории тротуара, перед домовладением № по <адрес>, предписание главного специалиста-архитектора системы контроля строительства в г.Владикавказе от ... о приведении тротуара в прежний вид в течение 10 дней Ортабаевым С.А. не было исполнено, в связи с чем, ... ведущим специалистом АТИ Затеречного района ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в том, что Ортабаев С.А. самовольно произвел разрытие тротуарной части по <адрес> №. Постановлением административной комиссии АМС г.Владикавказ по Затеречному муниципальному району от ... Ортабаев С.А. привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание по ст.3.1.6 Закона РСО-Алания №31-РЗ от 01.08.03 г. в виде штрафа в сумме 1000 рублей. В судебном заседании Ортабаев С.А. пояснил, что штраф в размере 1000 рублей, наложенный на него административной комиссией, им оплачен. Таким образом, судом установлено, что у Ортабаева С.А. отсутствуют правовые основания для использования земельного участка, на котором вырыты ямы, в результате чего нарушены не только права АМС г.Владикавказа но и граждан, не имеющих возможность пользоваться тротуарной частью дороги по <адрес> №, поэтому ответчик обязан восстановить территорию тротуара. Также суд приходит к выводу, что с ответчика в соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход государства госпошлина в сумме 200 руб., от уплаты которой истец в силу п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд р е ш и л : Исковые требования АМС г.Владикавказа удовлетворить. Обязать Ортабаева С.А. засыпать две ямы, вырытые на тротуарной части <адрес> возле дома № ... и привести тротуар в первоначальное состояние. Взыскать с Ортабаева С.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Владикавказа в размере 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Валиева Л.Г.