Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Советский районный суд г. Владикавказ РСО-Алания в составе: Председательствующей судьи Калюженко Ж.Э., При секретаре Качмазовой З.М., С участием прокурора Олисаева С.Х., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевчукова В.С. к военному комиссариату РСО-Алания о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы, у с т а н о в и л: Шевчуков В.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату РСО-Алания о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы. В обоснование иска указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с .... ... он был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья вследствие военной травмы. В 2006 году ему присвоена ... с ограничением способности к трудовой деятельности. На сегодняшний день состояние его здоровья значительно ухудшилось. Согласно Акту судебно-медицинского исследования № от ... процент утраты его профессиональной трудоспособности составляет 70%. В соответствии со ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащих» пунктом 18 предусмотрено, что «согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Объем и характер возмещения этого вреда военнослужащим определен в статьях 16 и 18 ФЗ «О статусе военнослужащих». Объем и характер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих, не могут быть ограничены по сравнению с гражданским законодательством». Далее, общие основания возмещения вреда регулируются правилами ст. 1064 ГК РФ, согласно п.1 указанной статьи предусмотрено, что выплата компенсации сверх возмещения вреда может быть установлена только Законом или договором. Статьей 1090 ГК РФ установлены правила последующего изменения размера возмещения вреда, согласно которой (п.1 ст. 1090 ГК РФ) потерпевший, частично утративший трудоспособность вправе в любое время потребовать от лица, на которое возложена обязанность возмещения вреда, соответствующего увеличения его возмещения, если трудоспособность потерпевшего в дальнейшем уменьшилась в связи с причиненным повреждением здоровья по сравнению с той, которая оставалась у него к моменту присуждения ему возмещения вреда. При увольнении с военной службы по стоянию здоровья вследствие военной травмы ему были выплачены страховые выплаты в марте 2006 года в сумме 141 193 руб. 80 коп., однако, на сегодняшний день состояние его здоровья ухудшилось, вследствие чего его трудоспособность уменьшилась по сравнению с той, когда ему были выплачены страховые выплаты. Обязанность по возмещению вреда, согласно Закону № 52-ФЗ01998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…», была возложена на Минобороны РФ. Согласно «Положению о военных комиссариатах», утвержденному Указом Президента РФ в 2007 году №1132 - военные комиссариаты, являясь территориальными органами Минобороны, организовывают и осуществляют работу по пенсионному обеспечению, а также предоставляют пенсионерам МО РФ социальные гарантии, установленные Законодательством РФ. Право на охрану здоровья, защиту имущественных прав, а так же социальное обеспечение гражданина в случае болезни, инвалидности, ему гарантировано Конституцией РФ. В судебном заседании истец Шевчуков В.С. исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что он проходил военную службу с ... года по .... В ... году, при прохождении военной службы он получил затылочную черепно-мозговую травму в г. ..., а в 2000 году получил черепно-мозговую травму на территории .... В связи с этим состояние его здоровья стало каждый год ухудшаться. В декабре 2005 года он был досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья. На сегодняшний день у него имеется множество заболеваний: .... .... В 2008 году ему присвоена ... бессрочно-военная травма. В связи с этим ему назначена пенсия по инвалидности. В 2006 году он получил страховые выплаты в счет возмещения вреда здоровью, предусмотренные ему на основании Законов «О статусе военнослужащих» и Федерального Закона № 52-ФЗ « Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» Таким образом, считает, что полученные единовременные страховые выплаты от государства за счет средств Минобороны РФ на основании перечисленных Законов не компенсируют в полной мере повреждения его здоровья, полученного в период прохождения военной службы. Статьей 1084 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам главы 59 ГК РФ, если Законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Статьей 1090 частью 1 ГК РФ предусмотрено, что потерпевший, частично утративший трудоспособность, вправе в любое время потребовать от лица, на которое возложена обязанность возмещения вреда, соответствующего увеличения размера его возмещения, если трудоспособность потерпевшего в дальнейшем уменьшилась в связи с причиненным повреждением здоровья по сравнению стой, которая у него оставалась к моменту присуждения ему возмещения вреда. В связи с этим, считает, что на основании перечисленных Законов «О статусе военнослужащих» и « Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» обязанность по возмещению вреда его здоровью, возложенная на Минобороны путем выплат единовременных страховых сумм, выплаченных ему в 2006 году, является недостаточной, вследствие того, что эти суммы значительно ниже и не компенсируют ему в полном объеме повреждения его здоровья, а так же в связи с тем, что его трудоспособность уменьшилась и составляет 70 % утраты профессиональной трудоспособности. Гражданский Кодекс, а именно часть 2, введенная в действие с 1.03.1996 года предусматривает, что возмещение вреда, причиненного гражданину в период исполнения им обязанностей военной службы, наряду со страховыми выплатами, специальным пенсионным обеспечением, может осуществляться и по правилам гражданского законодательства, тем самым расширяя объем и характер исполнения государством обязанности правовой и социальной защиты военнослужащих в случае причинения вреда их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей военной службы, данный вывод закреплен в Определении Конституционного суда РФ от 11.07.2006г. № 276-О. Поэтому в соответствии с ст. 1084, ч.1.ст. 1090 ГК РФ он просит суд в связи со значительным ухудшением его здоровья и уменьшением трудоспособности на 70 % удовлетворить его требования. Определением Верховного Суда РФ от 15 мая 2000 года удовлетворены аналогичные требования военнослужащего по возмещению вреда здоровью, уволенного досрочно с военной службы по состоянию здоровья. Определением Верховного Суда РФ от 27.05.2011 года № 24-ВН-З определено: «С учетом приведенных выводов Конституционного Суда РФ № 18-П от 20.10.2010 года, отсутствие норм, предусматривающих выплаты возмещения вреда членам семей военнослужащих, не может служить основанием для отказа в применении в этих целях общих норм гражданского законодательства до момента внесения законодателем соответствующих изменений, направленных на совершенствование механизма такого возмещения вреда здоровью...» Поскольку возмещение вреда здоровью военнослужащего, а так же возмещение вреда членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего возмещается по тем же правилам, предусмотренными как, и в его случае, Законами «О статусе военнослужащих», «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...», вывод, указанный в этом Определении Верховного Суда РФ распространяется и на его случай по аналогии закона в соответствии со ст.6 ГК РФ. Представитель ответчика Военного комиссариата РСО-Алания - Леонова М.С. исковые требования Шевчукова В.С. не признала и пояснила, что Федеральным законом от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим предоставлено право на возмещение вреда в случаях повреждения здоровья при исполнении ими обязанностей военной службы, которое реализуется путем выплаты им страховых сумм. Страховые гарантии военнослужащим предоставляются Военно-страховой компанией из перечисляемых Министерством обороны средств, выделяемых ему на эти цели из средств федерального бюджета. Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью», и определением Конституционного суда РФ от 10.11.2002г. №344-0, которым в пункте 2 также установлено, что в отношении лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ обязательное государственное страхование и представление иных видов социального обеспечения в возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью при прохождении службы, осуществляется в соответствии с Законом РФ «О милиции» и ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих», т.е. на сегодняшний день другого возмещения вреда не предусмотрено. Истец не отрицает того факта, что страховые выплаты ему были произведены, считает, что Шевчукову B.C. следует отказать в удовлетворении его исковых требований, как не основанных на законе. Выслушав стороны, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования Шевчукова В.С. являются необоснованными, суд приходит к выводу, что Шевчукову В.С. в удовлетворении его исковых требований следует отказать ввиду их необоснованности. Как усматривается из выписки из приказа Командующего войсками Северо-Кавказского военного округа № п.1 от ... подполковник, Шевчуков В.С. уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (п/п «б» п.3 ст. 51 ФЗ). В соответствии со ст. 18 п.1 ФЗ №76 «О статусе военнослужащих», военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан установлены ФЗ № 52 от 28.03.1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы…» В соответствии с п.3 ст.18 ФЗ №76 «О статусе военнослужащих», при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья, либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, - 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия. В судебном заседании истец Шевчуков В.С. не отрицал, что все выплаты, полагавшиеся ему в связи с досрочным увольнением с военной службы по причине заболевания, предусмотренные ст.18 ФЗ «О статусе военнослужащих», им были получены. Это же обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела копией денежного аттестата № от ..., подлинник, которого обозревался в судебном заседании. Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Шевчуков В.С. указал, что наряду с ранее полученными материальными возмещениями на основании ФЗ «О статусе военнослужащих», он имеет право на возмещение вреда в связи с утратой здоровья с ВК РСО-Алания за счет средств Министерства обороны РФ на основании ст. 1084 ГК РФ в виде ежемесячных платежей, определяемых по правилам ст. 1086 ГК РФ. Статья 1084 ГК РФ предусматривает, что вред, причиненный жизни и здоровью гражданина при исполнении договорных обязанностей, а так же при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда», ели законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Следовательно, на обязательства, предусмотренные ст. 1084 ГК РФ, распространяются требования ст. 1064 ГК РФ - общие основания ответственности за причиненный вред в соответствии с п.1, 2 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Как усматривается из диспозиции п.2 ст. 1064 ГК РФ, ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя. Возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя положениями ст. 1084 ГК РФ не предусмотрено. Суд считает обоснованными доводы представителя ответчика о том, что в действиях Военного комиссариата РСО-Алания отсутствует вина в причинении вреда здоровью Шевчукова В.С. Свидетельством о болезни № от ... Военно-врачебной комиссией Шевчукову В.С. установлен ряд заболеваний. Заключением ВВК от ... установлен диагноз и причинная связь увечья ..., заболевания: .... Этим же заключением ему определена Военная травма: .... Указанное заболевание получено Шевчуковым В.С. в период военной службы. В судебном заседании Шевчуков В.С. пояснил, что в полученных им заболеваниях и увеличении процента нетрудоспособности, непосредственной вины Военного комиссариата РСО-Алания нет, т.к. это вина Министерства обороны РФ, но поскольку согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ в 2007 году №1132 - военные комиссариаты, являются территориальными органами Минобороны, организовывают и осуществляют работу по пенсионному обеспечению, а также предоставляют пенсионерам МО РФ социальные гарантии, установленные Законодательством РФ, иск предъявлен именно к ВК РСО-Алания. Между тем, суд считает, что Военный комиссариат РСО-Алания не является непосредственным причинителем вреда, и его вины нет в наступлении вредных последствий для здоровья Шевчукову В.С. Согласно п.18 Постановления Пленума Верховного суда РФ №9 от 14.02.2000 года «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности и военной службе и статусе военнослужащего», в котором указано, что согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Объем и характер возмещения этого вреда военнослужащим определен в ст.16 и 18 ФЗ «О статусе военнослужащих». Таким образом, положениями ст. 1084 ГК РФ не предусматривается возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья при отсутствии вины причинителя и возможность возмещения вреда Шевчукову В.С. на основании норм главы 59 ГК РФ исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину. Возмещение вреда военнослужащим включено в комплекс мер по их социальной защите и регулируется в соответствующих федеральных законах. При причинении вреда военнослужащим при исполнении служебного долга, им выплачиваются установленные единовременные пособия и страховые суммы. Кроме того, в соответствии со ст. ст. 1085 - 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья. Размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. Из материалов дела усматривается, что момент увольнения из Вооруженных сил по состоянию здоровья Шевчукову В.С. не устанавливался процент утраты трудоспособности. Согласно Акту судебно-медицинского исследования № от ... процент утраты профессиональной трудоспособности у Шевчукова В.С. составляет 70%. Указанные обстоятельства не позволяют определить насколько увеличился процент утраты трудоспособности у Шевчукова В.С. с момента увольнения со службы. Суд считает, что ссылка истца на Постановление Конституционного суда РФ № 18-П от 20.10.2010г. является несостоятельной, поскольку указанным Постановлением предписано внести изменения в действующее законодательство, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, которые имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смертью, наступившей вследствие увечья (ранения, контузии, травмы), полученного при исполнении обязанностей военной службы. До настоящего времени в действующее законодательство, регулирующее возмещение вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы, никакие изменения не внесены, в связи с чем, положения вышеназванного Постановления Конституционного суда РФ по аналогии Закона применению не подлежат. С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения требований Шевчукова В.С. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Шевчукова В.С. к Военному комиссариату РСО-Алания о возмещении вреда, причиненного здоровью при исполнении обязанностей военной службы оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания через Советский районный суд в течение 10 дней со дня принятия судом мотивированного решения. Судья Калюженко Ж.Э.