решение о взыскании доплаты



    Дело № 2-2749/11                   

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года                                                               г. Владикавказ

Советский районный суд г. Владикавказ РСО-Алания в составе:

председательствующей судьи Губакиной Н.В..,

при секретаре Качмазовой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малыш М.И. к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Малыш М.И. обратилась в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» о взыскании денежных средств.

В обосновании заявленных требований указала, что с ... работает в Федеральном бюджетном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания».

В период со 2 по ... находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске. Однако, в средний заработок для оплаты отпуска, в нарушении ст. 139 Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 922 от 27 декабря 2007 года ей не было включено дополнительное материальное стимулирование, установленное к выплате гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации по приложению к приказу МО РФ № 1010-2010, выплаченное ей по итогам работы за первый квартал 2011 года на основании приказа начальника ФБУ от ... .

На её, Малыш М.И., обращение к руководителю управления о не включении данной выплаты в расчет при начислении отпускных, был получен ответ, что основанием для не включения премий являются письма начальника Управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 29.12.2010 года и директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития от 10.12.2010 года.

Считает данный отказ необоснованным, поскольку в соответствии с п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка (в том числе для оплаты отпусков) учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат,

применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

Просила суд взыскать с федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республики Северная Осетия-Алания» в её пользу недоплаченную сумму среднего заработка для оплаты отпуска в размере 7 653 (семь тысяч шестьсот пятьдесят три) рубля 06 копеек.

В судебном заседании Малыш М.И. свои исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что сама производит расчет заработной платы и иных начислений сотрудникам Учреждения, но не включила в расчет отпускных премию в связи с устным указанием начальника Учреждения не включать дополнительное материальное стимулирование.

Представитель ответчика Радчинская Л.В., действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд оставить их без удовлетворения. В обосновании сослалась на то, что в соответствии со ст. 139 ТК РФ и п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ года, при исчислении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В Федеральном бюджетном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» имеется письмо начальника Управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 29.12.2010 года и директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития от 10.12.2010 года о том, что дополнительное материальное стимулирование в расчет среднего заработка не включается.

Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил РФ, который выражается в праве начальника единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи.

После получения приказа вышестоящего начальника, а именно, письмо начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 29.12.2010 года, учреждение обязано обеспечить его исполнение, поэтому в расчет среднего заработка для оплаты отпуска Малыш М.И. дополнительное материальное стимулирование включено не было.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Используя предоставленное право, Малыш М.И. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями.

Согласно выписке из приказа начальника Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» от ... Малыш М.И. принята на должность ... по совместительству с ..., в связи с чем был заключен трудовой договор от ... между Федеральным бюджетным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в лице начальника управления ..., действующего на основании Устава, (работодатель) и Малыш М.И. (работник) сроком с ... по ....

Согласно выписке из приказа начальника Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» от ... Малыш М.И. принята на должность ведущего бухгалтера в отдел по расчетам с личным составом с ..., в связи с чем был заключен трудовой договор от ... между Федеральным бюджетным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в лице начальника управления ..., действующего на основании Устава, (работодатель) и Малыш М.И. (работник).

Из выписки из приказа от ... следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 года № 1010 ... Малыш М.И. назначено к выплате дополнительное материальное стимулирование по итогам работы за первый квартал 2011 года в размере 100 000 рублей.

В соответствии с реестром от ... через пластиковую карту ВТБ-24 Малыш М.И. с учетом удержаний НДФЛ (13%) было перечислено 87 000 рублей из назначенных к выплате 100 000 рублей. Получение указанной суммы премии не отрицалось в судебном заседании и истцом Малыш М.И.

Согласно выписке из приказа от ... ведущему бухгалтеру Малыш М.И. предоставлена часть очередного отпуска в количестве 18 календарных дней со ... по ... за период работы с ... по ....

В соответствии с реестром от ... через пластиковую карту ... Малыш М.И. с учетом удержаний НДФЛ (13%) было перечислено 42 278 рублей 36 копеек, указанная сумма состоит из заработной платы и начисленных отпускных за указанный период. Получение указанной суммы не отрицалось в судебном заседании и истцом Малыш М.И.

Из представленного расчетного листка о выплатах за август 2011 года Малыш М.И. усматривается, что оплата отпуска по календарным дням составила 34 007 рублей 94 копейки, а всего начислено 78 595 рублей 36 копеек, после удержания НДФЛ (13%) сумма, подлежащая выплате, составила 68 378 рублей 36 копеек. Как следует из указанного расчетного листка премия, выплаченная Малыш М.И. по приказу от ... в размере 100 000 рублей в расчет среднего заработка для оплаты отпуска не была включена.

Давая объяснения в судебном заседании, представитель ответчика Радчинская Л.В.в судебном заседании не представила суду каких либо письменных распоряжений вышестоящего командования о запрете включения премии, выплаченной по приказу от ..., в расчет начисления отпускных.

Согласно ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Представленные в суд письма Директора Департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ ... от ..., направленное в адрес Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ и от ... начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ ..., направленное заместителю командующего Балтийским флотом ФИО1, носят разъяснительно - рекомендательный характер, при этом какого-либо указания о принятии их к сведению, либо обязательному исполнению руководством остальных воинских частей, либо учреждений Минобороны РФ, в том числе и ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания», данные письма не содержат.

Как показала в судебном заседании представитель ответчика, указанные письма поступили в учреждение факсимильной связью.

Согласно с ч.2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Вышеуказанные письма не соответствуют данным требованиям в связи с чем не могут быть приняты судом как допустимые доказательства по делу.

Согласно статье 139 Трудового Кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Как усматривается из Постановления Правительства РФ №922 от 24.12.2007 года «Об особенностях исчисления средней заработной платы» (в ред.Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 г. №916) и Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (в ред.Постановления правительства РФ от 11.11.2009 г. № 916), в соответствии с п.2 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (п.п. «н» п.2).

В соответствии с п.15 указанного Положения при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в установленном Положении порядке.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Министр Обороны Российской Федерации издал Приказ №1010 от 26 июля 2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»,которым утвержден «Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». Согласно данному Порядку дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств, в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах, доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. В соответствии с п.12 Порядка дополнительное материальное стимулирование доводится военнослужащим и лицам гражданского персонала путем зачисления денежных средств на личные банковские карты. Суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.

Какого либо указания на то, что указанные выплаты не должны учитываться при расчете среднего заработка, Порядок не содержит, как не содержит и указания на то, что данные премии не входят в систему оплаты труда.

Приказ Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010 года является равным среди других нормативно-правовых актов, регулирующих оплату труда гражданского персонала ВС РФ, как и Приказ Министра обороны РФ «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ» №90 от 02.03.2001 года, который был издан во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 года №1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства».

Приказ Министра обороны РФ №90 и его Приложения определяют систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и систему премирования, что соответствует также нормам статьи 135 Трудового Кодекса РФ. Приказ №1010 от 26 июля 2010 года и Приложение к нему определяют систему премирования (дополнительного материального стимулирования).

Согласно статье 129 Трудового Кодекса РФ в оплату труда работников (заработную плату) помимо других выплат входят и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из представленного в суд реестра от ... усматривается, что на дополнительное материальное стимулирование Малыш М.И. в размере 100 000 рублей были произведены удержания в виде НДФЛ в размере 13%, после чего сумма дополнительного материального стимулирования перечислена Малыш М.И. в размере 87 000 рублей. Данное обстоятельство не отрицалось и представителем ответчика в судебном заседании.

Таким образом, суд считает, что выплаты по Приказу №1010 от 26.07.2010 года входят в систему оплаты труда и включаются в расчет среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства РФ №922 от 24.07.2007 года «Об особенностях порядка исчисления среднего заработка» (пункт 2 «н» - премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда).

Согласно статье 57 Трудового Кодекса РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Между тем, согласно п.п. 4.1.3. п.4 заключенного трудового договора от ... между Федеральным бюджетным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в лице начальника управления ..., действующего на основании Устава, (работодатель) и Малыш М.И. (работник) за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливаются стимулирующие выплаты, а именно, премиальные выплаты по итогам работы за месяц размер которых устанавливается в соответствии с коллективным договором.

В соответствии с п.8.1 договора работодатель и работник несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств, установленных настоящим трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя, законодательством РФ.

... между работодателем и работником был заключен трудовой договор на неопределенный срок, предусматривающий аналогичные положения.

Как следует из п.7.1 Коллективного договора Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания», действующего на период с ... по ..., усматривается, что труд всех работников данного учреждения оплачивается по повременно-премиальной форме оплаты труда.

Согласно п.7.4. коллективного договора выплаты компенсационного и стимулирующего характера производятся на основании Положения о выплатах компенсационного и стимулирующего характера (приложение ).

В соответствии с п.1.1. Положения о премировании и оказании материальной помощи Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» (приложение ) премирование работников производится за счет денежных средств, выделяемых на эти цели из фонда заработной платы, исчисленного в соответствии с действующим законодательством. Премии учитываются при выплате среднего заработка, при исчислении сумм налогов и других видов удержаний из работной платы, производимых в соответствии с действующим законодательством. Премия выплачивается одновременно с заработной платой.

Размер денежных средств на выплату премии определяется финансово-экономическими органами по итогам квартала, после осуществления выплат по зарплате гражданскому персоналу и иных выплат, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.

Материалами дела, а также в судебном заседании установлено, что премия в виде дополнительного материального стимулирования Малыш М.И. была выплачена в установленном законом порядке, на неё были произведены налоговые начисления, указанная премия была предусмотрена нормативными и законодательными актами, а также трудовым и коллективным договорами, что является основанием для включения указанной премии в расчет среднего заработка для начисления и оплаты отпуска.

Из представленного и проверенного судом расчета Малыш М.И. усматривается, что разница между фактически начисленными и полученными Малыш М.И. отпускными и расчетом отпускных с учетом премии по приказу от ... составляет 7 653 рубля 06 копеек, которая подлежит взысканию с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в пользу истца.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Малыш М.И. удовлетворить.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республики Северная Осетия-Алания» в пользу Малыш М.И. недоплаченную сумму среднего заработка для оплаты отпуска в размере 7 653 (семь тысяч шестьсот пятьдесят три) рубля 06 копеек.      

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания через Советский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья                                                                       Губакина Н.В.