решение о взыскании суммы выплат



Дело № 2-2757/11                   

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года                                                               г. Владикавказ

Советский районный суд г. Владикавказ РСО-Алания в составе:

председательствующей судьи Губакиной Н.В..,

при секретаре Качмазовой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Токмаевой Н.Н. к начальнику Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» о признании действий неправомерными, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Токмаева Н.Н. обратилась в суд с иском к начальнику Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» о признании действий неправомерными, взыскании денежных средств.

В обосновании заявленных требований указала, что с ... работает в Федеральном бюджетном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания».

В период со ... по ... находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске. Однако, в средний заработок для оплаты отпуска, в нарушении ст. 139 Трудового кодекса РФ и Постановления Правительства РФ № 922 от 27 декабря 2007 года ей не было включено дополнительное материальное стимулирование, установленное к выплате гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации по приложению к приказу МО РФ № 1010-2010, выплаченное ей по итогам работы за первый квартал 2011 года на основании приказа начальника ФБУ от ... .

На её, Токмаевой Н.Н., обращение к руководителю управления о не включении данной выплаты в расчет при начислении отпускных, был получен ответ, что основанием для не включения премий являются письма начальника Управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от ... и директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития от ....

Считает данный отказ необоснованным, поскольку в соответствии с п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка (в том числе для оплаты отпусков) учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.

Просила суд признать действия начальника федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республики Северная Осетия-Алания», связанные с не включением в расчет среднего заработка для оплаты отпуска дополнительного материального стимулирования, установленного приложением к приказу МО РФ № 1010-2010, неправомерным, нарушающим её права, взыскать с федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республики Северная Осетия-Алания» в её пользу недоплаченную сумму среднего заработка для оплаты отпуска в размере 1 587 (одна тысяча пятьсот восемьдесят семь) рублей 27 копеек.

В судебном заседании Токмаева Н.Н. свои исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. При этом пояснила, что с ... она, Токмаева Н.Н., была принята на работу в Федеральное бюджетное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» на должность .... За отработанный период ей был предоставлен отпуск с ... по .... Когда ею был получен расчет отпускных, она увидела, что что в средний заработок для оплаты отпуска ей не было включено дополнительное материальное стимулирование, установленное к выплате гражданскому персоналу Вооруженных сил РФ по приложению к приказу МО РФ №1010-2010выплаченное ей, Токмаевой Н.Н., по итогам за первый квартал 2011 года на основании приказа начальника ФБУ от ... , хотя при расчете отпускных учитываются все выплаты, и ос всех видов выплат учитывается налог. Все причитающиеся к выплате работникам денежные средства перечисляются на пластиковые карты. Начисленные отпускные и заработную плату Токмаевой Н.Н. также перечислили на пластиковую зарплатную карту, которые Токмаева Н.Н. сняла и использовала на свои собственные нужды. Расчет недополученной суммы отпускных, подлежащих к взысканию, был составлен ею, Токмаевой Н.Н.

Представитель ответчика Радчинская Л.В., действующая на основании доверенности от ..., в судебном заседании исковые требования не признала и просила суд оставить их без удовлетворения. В обосновании сослалась на то, что в соответствии со ст. 139 ТК РФ и п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 922-2007 года, при исчислении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В Федеральном бюджетном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» имеется письмо начальника Управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 29.12.2010 года и директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития от 10.12.2010 года о том, что дополнительное материальное стимулирование в расчет среднего заработка не включается.

Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил РФ, который выражается в праве начальника единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи.

После получения приказа вышестоящего начальника, а именно, письмо начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ от 29.12.2010 года, учреждение обязано обеспечить его исполнение, поэтому в расчет среднего заработка для оплаты отпуска Токмаевой Н.Н. дополнительное материальное стимулирование включено не было.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и их удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Используя предоставленное право Токмаева Н.Н. обратилась в суд с указанными исковыми требованиями.

Согласно выписке из приказа начальника Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» от ... Токмаева Н.Н. принята на должность ... с ..., в связи с чем был заключен трудовой договор от ... между Федеральным бюджетным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в лице начальника управления ...., действующего на основании Устава, (работодатель) и Токмаевой Н.Н. (работник) сроком с ....

Из выписки из приказа от ... следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ... ... Токмаевой Н.Н. назначено к выплате дополнительное материальное стимулирование по итогам работы за первый квартал 2011 года в размере 20 000 рублей.

В соответствии с реестром от ... через пластиковую карту ... Токмаевой Н.Н. с учетом удержаний НДФЛ (13%) было перечислено 17 400 рублей из назначенных к выплате 20 000 рублей. Получение указанной суммы премии не отрицалось в судебном заседании и истцом Токмаевой Н.Н.

Согласно выписке из приказа от ... бухгалтеру по учету материальных средств Токмаевой Н.Н. предоставлена часть очередного отпуска в количестве 14 календарных дней со ... по ... за период работы с ... по ....

В соответствии с реестром от ... через пластиковую карту ... Токмаевой Н.Н. с учетом удержаний НДФЛ (13%) было перечислено 21 851 рубль 39 копеек, указанная сумма состоит из заработной платы и начисленных отпускных за указанный период. Получение указанной суммы не отрицалось в судебном заседании и истцом Токмаевой Н.Н.

Из представленного расчетного листка о выплатах за август 2011 года Токмаевой Н.Н. усматривается, что оплата отпуска по календарным дням составила 9 053 рубля 97 копеек, а всего начислено 45 117 рублей 39 копеек, после удержания НДФЛ (13%) сумма, подлежащая выплате, составила 39 251 рубль 30 копеек. Как следует из указанного расчетного листка премия, выплаченная Токмаевой по приказу от ... в размере 20 000 рублей в расчет среднего заработка для оплаты отпуска не была включена.

Давая объяснения в судебном заседании, представитель ответчика Радчинская Л.В.не представила суду каких либо письменных распоряжений вышестоящего командования о запрете включения премии, выплаченной по приказу от ..., в расчет начисления отпускных.

Согласно ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Представленные в суд письма Директора Департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ ... от 10.12.2010 года, направленное в адрес Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ и от ... начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ Микищенко, направленное заместителю командующего Балтийским флотом ФИО1, носят разъяснительно - рекомендательный характер, при этом какого-либо указания о принятии их к сведению, либо обязательному исполнению руководством остальных воинских частей, либо учреждений Минобороны РФ, в том числе и ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания», данные письма не содержат.

Как показала в судебном заседании представитель ответчика, указанные письма поступили в учреждение факсимильной связью.

Согласно с ч.2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Вышеуказанные письма не соответствуют данным требованиям в связи с чем не могут быть приняты судом как допустимые доказательства по делу.

Согласно статье 139 Трудового Кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

Как усматривается из Постановления Правительства РФ №922 от 24.12.2007 года «Об особенностях исчисления средней заработной платы» (в ред.Постановления Правительства РФ от 11.11.2009 г. №916) и Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (в ред.Постановления правительства РФ от 11.11.2009 г. № 916), в соответствии с п.2 для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (п.п. «н» п.2).

В соответствии с п.15 указанного Положения при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в установленном Положении порядке.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» Министр Обороны Российской Федерации издал Приказ №1010 от 26 июля 2010 года «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»,которым утвержден «Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации». Согласно данному Порядку дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных сил.

Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств, в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах, доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. В соответствии с п.12 Порядка дополнительное материальное стимулирование доводится военнослужащим и лицам гражданского персонала путем зачисления денежных средств на личные банковские карты. Суммы выплаченного дополнительного материального стимулирования учитываются и в отчетности отражаются отдельно с расшифровкой выплаченных сумм и количества личного состава, получившего эти суммы.

Какого либо указания на то, что указанные выплаты не должны учитываться при расчете среднего заработка, Порядок не содержит, как не содержит и указания на то, что данные премии не входят в систему оплаты труда.

Приказ Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010 года является равным среди других нормативно-правовых актов, регулирующих оплату труда гражданского персонала ВС РФ, как и Приказ Министра обороны РФ «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов МО РФ» №90 от 02.03.2001 года, который был издан во исполнение Постановления Правительства РФ от 30.12.2000 года №1027 «Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства».

Приказ Министра обороны РФ №90 и его Приложения определяют систему оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, систему доплат и надбавок стимулирующего характера и систему премирования, что соответствует также нормам статьи 135 Трудового Кодекса РФ. Приказ №1010 от 26 июля 2010 года и Приложение к нему определяют систему премирования (дополнительного материального стимулирования).

Согласно статье 129 Трудового Кодекса РФ в оплату труда работников (заработную плату) помимо других выплат входят и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки, надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из представленного в суд реестра от ... усматривается, что на дополнительное материальное стимулирование Токмаевой Н.Н. в размере 20 000 рублей были произведены удержания в виде НДФЛ в размере 13%, после чего сумма дополнительного материального стимулирования перечислена Токмаевой Н.Н. в размере 17 400 рублей. Данное обстоятельство не отрицалось и представителем ответчика в судебном заседании.

Таким образом, суд считает, что выплаты по Приказу №1010 от 26.07.2010 года входят в систему оплаты труда и включаются в расчет среднего заработка в соответствии с Постановлением Правительства РФ №922 от 24.07.2007 года «Об особенностях порядка исчисления среднего заработка» (пункт 2 «н» - премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда).

Согласно статье 57 Трудового Кодекса РФ по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Не включение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей работника и работодателя не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Между тем, согласно п.п. 4.1.3. п.4 заключенного трудового договора от ... между Федеральным бюджетным учреждением «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в лице начальника управления ...., действующего на основании Устава, (работодатель) и Токмаевой Н.Н. (работник) за выполнение трудовых обязанностей работнику устанавливаются стимулирующие выплаты, а именно, премиальные выплаты по итогам работы за месяц размер которых устанавливается в соответствии с коллективным договором.

В соответствии с п.8.1 договора работодатель и работник несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств, установленных настоящим трудовым договором, локальными нормативными актами работодателя, законодательством РФ.

Как следует из п.7.1 Коллективного договора Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания», действующего на период с 27.01.2011 года по 26.01.2013 года, усматривается, что труд всех работников данного учреждения оплачивается по повременно-премиальной форме оплаты труда.

Согласно п.7.4. коллективного договора выплаты компенсационного и стимулирующего характера производятся на основании Положения о выплатах компенсационного и стимулирующего характера (приложение №2).

В соответствии с п.1.1. Положения о премировании и оказании материальной помощи Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» (приложение №3) премирование работников производится за счет денежных средств, выделяемых на эти цели из фонда заработной платы, исчисленного в соответствии с действующим законодательством. Премии учитываются при выплате среднего заработка, при исчислении сумм налогов и других видов удержаний из работной платы, производимых в соответствии с действующим законодательством. Премия выплачивается одновременно с заработной платой.

Размер денежных средств на выплату премии определяется финансово-экономическими органами по итогам квартала, после осуществления выплат по зарплате гражданскому персоналу и иных выплат, установленных законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ.

Материалами дела, а также в судебном заседании установлено, что премия в виде дополнительного материального стимулирования Токмаевой Н.Н. была выплачена в установленном законом порядке, на неё были произведены налоговые начисления, указанная премия была предусмотрена нормативными и законодательными актами, а также трудовым и коллективным договорами, что является основанием для включения указанной премии в расчет среднего заработка для начисления и оплаты отпуска.

Учитывая изложенное, суд считает, что суммы дополнительного материального стимулирования в виде премии, полученные Токмаевой Н.Н. согласно приказу Минобороны №1010, подлежит учету при исчислении среднего заработка для оплаты отпускных. Следовательно, действия начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по РСО-Алания» Муняева О., выразившиеся в даче устного указания ведущему бухгалтеру расчетного отдела ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» Токмаевой о не включении полученных Токмаевой Н.Н., согласно приказу №1010 Минобороны РФ, в текущем году премиальных выплат в размере по 20 000 рублей в расчет среднего заработка при расчете отпускных выплат, при уходе её в отпуск, является неправомерным, нарушающими её, Токмаевой Н.Н., права.

Из представленного и проверенного судом расчета Токмаевой Н.Н. усматривается, что разница между фактически начисленными и полученными Токмаевой Н.Н. отпускными и расчетом отпускных с учетом премии по приказу № 1010 от 26.07.2010года составляет 1 587 рублей 27 копеек, которая подлежит взысканию с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в пользу истца.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Токмаевой Н.Н. удовлетворить.

Признать действия начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» Муняева О.С., выразившиеся в даче устного указания о не включении в расчет среднего заработка для оплаты отпуска дополнительного материального стимулирования, установленного приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010 г. неправомерными, нарушающими права Токмаевой Н.Н..

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республики Северная Осетия-Алания» в пользу Токмаевой Н.Н. недоплаченную сумму среднего заработка для оплаты отпуска в размере 1 587(одна тысяча пятьсот восемьдесят семь) рублей 27 копеек.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республики Северная Осетия-Алания» в пользу Токмаевой Н.Н. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.      

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания через Советский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья                                                                       Губакина Н.В.