г. Владикавказ 14 ноября 2011 года Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Кадохова А.В., при секретаре судебного заседания Корнаевой К.А., с участием: представителя истца - Дзитиева С.Е., действующего на основании доверенности, зарегистрированной в реестре ... г.; представителя ответчика - адвоката Гасиновой Л.К.., действующей на основании определения суда, по ордеру от ... № рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета РСО-Алания по занятости населения к Кайтуковой Ф.Ю. о взыскании суммы субсидии и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, у с т а н о в и л: Комитет РСО-Алания по занятости населения обратился в суд с вышеуказанным иском в обосновании которого указано, что Кайтукова Ф.Ю., ... обратилась в Государственное учреждение центр занятости населения по г.Владикавказ, в целях поиска подходящей работы и ввиду её отсутствия была признана безработной. ... сотрудником Центра занятости ответчику было выдано предложение о предоставлении государственной услуги по содействию занятости безработных граждан. ... между Центром занятости и ответчиком был заключен договор № о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, на основании которого Центр занятости перечислил на лицевой счет ответчика субсидию на организацию предпринимательской деятельности в размере 58800 рублей. В соответствии с пунктом 2.8 указанного договора Центр осуществляет контроль за выполнением условий договора, в связи с чем ... исходящим письмом № ответчик был уведомлен о необходимости представить документы, подтверждающие целевой расход субсидии согласно технико-экономического обоснования (бизнес-плана). Документы, подтверждающие целевое расходование субсидии, в установленные в письме сроки, ответчик в Центр занятости не представил. Кроме того 05.10 2010 года специалист Центра занятости ФИО1 выехала по адресу ответчика с целью проверки выполнения условий договора, однако застать его не удалось (копия акта прилагается). На неоднократные телефонные звонки и просьбы представить документы, подтверждающие целевое расходование субсидии, либо дать возможность осуществить проверку по месту осуществления деятельности ответчик так же не отреагировал. В соответствии с пунктом 2.15 договора случае невыполнения взятых на себя обязательств или нецелевого использования финансовой помощи ответчик обязался возвратить полученные денежные средства Таким образом, ответчик нарушил условия договора, и препятствовал контролю со стороны Центра за целевым использованием субсидии. В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие неправомерного их удержания подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процента определяется, действующей в месте нахождения кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Кроме того, сообщил, что у Комитета имеется официальный сайт- www.trud 15.ru, доступ к которому открыт повсеместно и ответчик имел возможность ознакомиться с данными требованиями о необходимости отчитаться перед структурными подразделениями органов занятости населения в РСО-Алания.Ставка рефинансирования на день обращения с иском составляет 8,25% годовых, период незаконного пользования чужими денежными средствами, за который подлежат уплате проценты с ... по ... всего 639 дней, сумма долга 58800 рублей, сумма пени составляет 8610 рублей. На основании изложенного просили суд взыскать с Кайтуковой Ф.Ю. в пользу Комитета РСО-А по занятости населения сумму 67410 рублей. Представитель истца - Дзитиев С. Е., действующий на основании доверенности № от ..., в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и просил их удовлетворить в полном объеме. Ответчик Кайтукова Ф.Ю. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела, не извещена надлежащим образом т.к. место её нахождение не известно. В соответствии со ст. 50 ГПК РФ, суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях. Определением от ... суд назначил ответчику адвоката в качестве представителя-Гасинову Л.К., которая в судебном заседании исковые требования не признавала в силу закона, сославшись на полное отсутствие сведений о месте нахождения Кайтуковой Ф.Ю. и фактических обстоятельствах, имевших место быть. Выслушав сторон, исследовав материалы дела и имеющиеся доказательства, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно заявлению-анкете от ... Кайтукова Ф.Ю. лично просила предоставить ей государственную услугу содействия в поиске подходящей работы, где указала все необходимые исходные данные, в том числе свои координаты. Согласно предложению Комитета РСО-А по занятости населения от ... Кайтукова Ф.Ю. согласилась на предоставление ей государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан. Предметом договора № от ..., заключенного между Комитетом РСО-А по занятости населения и Кайтуковой Ф.Ю., является совместная деятельность сторон по содействию развития малого предпринимательства и выделение безвозмездной субсидии ответчику в размере 58800 рублей. Согласно приказу Комитета РСО-А по занятости населения от ... Кайтуковой Ф.Ю. оказали финансовую помощь в размере 58800 рублей. Согласно платежному поручению № от ... Кайтуковой Ф.Ю. перечислена субсидия на организацию самозанятости безработных граждан в размере 58800 рублей, которую она получил. Из материалов дела усматривается, что уведомление Комитета РСО-А по занятости населения № от ..., с просьбой в срок до ... предоставить документы, подтверждающие расходование субсидии по целевому назначению, направлено в адрес Кайтуковой Ф.Ю. Согласно акту проверки выполнения условий договора № от ... о содействию развития самозанятости безработных граждан, составленного специалистом Центра - ФИО1 ..., Кайтукова Ф.Ю. по месту проживания не находилась, на неоднократные звонки и письма сотрудников Комитета не отвечала, отчет о расходовании субсидии не предоставила. В соответствии с ч. 1, ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. По смыслу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения убытков и взыскания неустойки. В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). В этой связи, требования истца правомерны и обоснованны. При этом истец, обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями в соответствии со ст. 56 ГПК РФ должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается. Ссылка истца на то, что в соответствии с пунктом 2.15 договора, в случае невыполнения взятых на себя обязательств или нецелевого использования финансовой помощи, ответчик обязался возвратить полученные денежные средства в сроки установленные п.2.7 договора, не находят своего подтверждения в судебном заседании. В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. В соответствии со ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. При этом к договорам применяются правила о двух и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса. Пунктом 3 указанной нормы права регламентировано, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе. Согласно правил ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Руководствуясь ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон. В соответствии со ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Согласно п. 1.2 «Положения о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятоси безработных граждан», утвержденного Постановлением Правительства РСО-Алания от 06.04.2009 года, финансирование расходов, связанных с содействием развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, осуществляется за счет средств субсидий из федерального бюджета и средств бюджета республики. При этом, порядок организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года N 281н, Программой дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 января 2009 г. N 1 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2009 г. N 82), настоящим Положением. (п. 1.4. названного положения) Согласно п. 1.6. Положения, мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан включают в себя предоставление безвозмездной субсидии на организацию самозанятости либо для осуществления предпринимательской деятельности в иной форме. При этом п. 1.7. регламентировано, что период, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, должен составлять не менее 12 месяцев. 2.1. Последовательность действий сторон - участников организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан. Государственные учреждения центры занятости населения (центры занятости): информируют безработных граждан о правилах предоставления государственной услуги по содействию самозанятости, а также по вопросам предпринимательства, создания крестьянского (фермерского) хозяйства; проводят тестирование (анкетирование) безработных граждан, направленное на выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности, созданию крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости, наличие необходимых знаний в сфере экономики, финансов, налогообложения, юриспруденции и других отраслях знаний, требующихся при осуществлении предпринимательской деятельности, наличие навыков, необходимых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости; по результатам собеседования и тестирования (анкетирования) проводят оценку степени готовности безработных граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, созданию крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости; при недостаточности или отсутствии у безработных граждан навыков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости, направляют их на обучение основам предпринимательской деятельности; заключают договоры с безработными гражданами о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости; рассматривают с привлечением (при необходимости) специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы, представленные безработными гражданами технико-экономические обоснования проектов (бизнес-планов) на соответствие основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию; информируют безработных граждан о том, что в случае представления свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей им может быть предоставлена безвозмездная субсидия; предоставляют безвозмездную субсидию на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости из средств, направленных на реализацию Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году. Безработные граждане: осуществляют подготовку технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) и представляют его в центр занятости в установленные сроки; Согласно абз.12, п. 2.1 «Положения», граждане, кроме прочего, представляют в центр занятости свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Аналогичные положения о необходимости адресатов-получателей государственной субсидии, отражены в глобальной сети, где у Комитета РСО-Алания по занятости населения имеется свой официальный сайт- www.trud 15.ru, доступ к которому открыт повсеместно и ответчик имел возможность ознакомиться с данными требованиями о необходимости отчитаться перед структурными подразделениями органов занятости населения в РСО-Алания за целевое расходование выделенной денежной субсидии. В соответствии с п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 г. №13 «О применении норм ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости. В материалах дела отсутствуют какие либо сведения о целевом расходовании ответчиком выделенных ему денежных средств (субсидии). Таким образом, давая правовую оценку объяснениям сторон, приведенным выше доказательствам, а также материалам дела по их совокупности и фактическому сопоставлению, суд приходит к убеждению, что Кайтукова Ф.Ю. в установленном законом порядке и в соответствии с условиями договора, не выполнила взятые на себя обязательства, имела представление о необходимости отчитаться перед истцом за расходование выделенных целевой субсидией денежных средств, а соответственно нарушила права и законные интересы истца. Вместе с тем, суд считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению требование истца относительно взыскания с ответчика денежных средств в размере 8 610 рублей, в качестве процентов за пользование чужими денежными средствами, по следующим основаниям. В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок. Пунктом 1 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ №13, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №14 от 08.10.1998 г. «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами» определено следующее: имея в виду, что ст. 395 ГК РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, положения данной статьи не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга. Из приведенных норм законодательства следует, что денежным может быть как обязательство в целом (в договоре займа), так и обязанность одной из сторон в обязательстве (оплата товаров, работ или услуг), т.е., денежность обязательства приравнивается к обязанности (если у одной стороны есть в соответствии с возникшим обязательством обязанность уплатить денежные средства, то это обязательство (обязанность) денежное). Между тем, возникшие между сторонами отношения, в том числе и обязательства не носят денежный характер, что подтверждается также и тем, что указанные денежные средства были предоставлены Кайтуковой Ф.Ю. с целью оказания ей помощи, поддержки как предпринимателя, и развития, таким образом, предпринимательской деятельности в РСО-Алания. Так, из содержания заключенного ... ГУ «Центр занятости населения по г. Владикавказу» и Кайтуковой Ф.Ю. договора № «О содействии развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» следует, что одна сторона передает безвозмездно другой стороне определенную сумму денег для осуществления им определенный период времени предпринимательской деятельности, при этом факт безвозмездности передачи денег закреплен условиями подписанного сторонами договора. В соответствии с ч. 3, ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении. Вместе с тем, «Положение о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятоси безработных граждан», утвержденное Постановлением Правительства РСО-Алания от 06.04.2009 года, не содержит сведений о применении каких либо штрафных санкций за нецелевое расходование выделенной субсидии. Согласно правил, регламентированных ст. 289 БК РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации. Таким образом, сторона в договоре - ГУ «Центр занятости населения по г. Владикавказу», при заключении данного договора и передачи денег Кайтуковой Ф.Ю. не преследовало целью извлечения материальной (денежной) выгоды, в связи с чем, суд считает, что оснований для применения к данным правоотношениям требований ст. 395 ГК РФ не имеется. В этой связи, требования Комитета РСО-Алания о взыскании с ответчика суммы процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, признаются судом неправомерными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии с пунктом 19 ст. 333.36 НК РФ, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. В то же время, оснований освобождения от уплаты государственной пошлины, ответчиком и его представителем не представлено. Согласно правил ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В соответствии с требованиями, регламентированными ст. 333.17 Налогового кодекса РФ, плательщиками государственной пошлины признаются физические лица, в том числе и в случае, если они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой. В этой связи суд считает необходимым взыскать в соответствии со ст. ст. 98, 103 ГПК РФ государственную пошлину с ответчика Кайтуковой Ф.Ю. С учетом того, что данный иск удовлетворен частично, сумма государственной пошлины, взыскиваемая с ответчика, определяется пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований и составляет 1 964 рубля. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Исковые требования Комитета РСО-Алания по занятости населения удовлетворить частично. Взыскать с Кайтуковой Ф.Ю., ... г.р., в пользу Комитета РСО-Алания по занятости населения сумму субсидии в размере 58 800 (пятьдесят восемь тысяч восемьсот) рублей; Взыскать с Кайтуковой Ф.Ю. в доход муниципального бюджета города Владикавказа РСО-Алания государственную пошлину в размере 1 964 (одна тысяча девятьсот шестьдесят четыре) рублей. В удовлетворении же исковых требований Комитета РСО-Алания по занятости населения, о взыскании с Кайтуковой Ф.Ю. суммы денежных средств в качестве процентов за пользование чужими деньгами, в размере 8 610 (восемь тысяч шестьсот десять) рублей, отказать за необоснованностью. Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный суд РСО-Алания через Советский районный суд г. Владикавказ в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме. В полном объеме изготовлено 18.11.2011 года Судья (подпись) ... Кадохов А.В.