решение о понуждении произвести действия по обеспечению доступа



Дело № 2-2585/11

                                                      РЕШЕНИЕ

                                       Именем Российской Федерации

г. Владикавказ                        26 октября 2011 года.

Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе:

Председательствующего судьи Макоевой Э.З.,

При секретаре Скодтаевой О.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Затеречного МО г. Владикавказа Хлудеевой Ю.А. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа», Управлению образования администрации местного самоуправления г. Владикавказа о понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей - инвалидов,

у с т а н о в и л:

Прокурор Затеречного МО г. Владикавказа Хлудеевой Ю.А. в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа», Управлению образования администрации местного самоуправления г. Владикавказа о понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей инвалидов.

Из иска следует, что прокуратурой Затеречного района г. Владикавказ при осуществлении надзора за соблюдением прав социально-незащищенных граждан выявлены нарушения требований закона. ... было обследовано здание муниципального образовательного учреждения муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа». В ходе проверки установлено, что школа не оборудована специальными средствами для доступа детей-инвалидов в здание, т.е. отсутствует пандус, поручни, лифт и т.д. Согласно ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 "Об образовании", образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств и др. Изложенные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к образовательным учреждениям, что нарушает провозглашенный принцип, предусмотренный ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (принята резолюцией 63/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года), согласно которому государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Согласно п. 3.9. ст. 3 Учредительного договора от 2007г. «О создании и обеспечении деятельности муниципального общеобразовательного учреждения - Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа» на Управление образования г. Владикавказ возложено содержание здания Учреждения (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы по содержанию и развитию материально-технической базы (Учреждения) в пределах, установленных сметой доходов и расходов; оснащение современными техническими средствами и оборудованием. Таким образом, невыполнение требований по защите социальных прав детей-инвалидов является грубым нарушением действующего законодательства, поскольку ущемляет права неопределенного круга лиц, то есть такого круга лиц, который нельзя персонифицировать, на получение образования.

Восстановление нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц возможно путем предъявления прокурором в суд в соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1ст. 45 ГПК РФ искового заявления, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств приобрело особое общественное значение.

В судебном заседании помощник прокурора Затеречного МО г. Владикавказа - Олисаев С.А. поддержал обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и просил обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа» и Управление образования администрации местного самоуправления г.Владикавказа предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждение образования, т.е. произвести установку пандусов для подъезда детей-инвалидов на инвалидных колясках, поручней при входе в здание и другого оборудования для их беспрепятственного доступа.

     Ответчик - директор муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа» - Туккаева З.Е. в судебном заседании исковые требования не признала. Свою позицию обосновала тем, что в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа» обучающихся с болезнью органов опорно - двигательного аппарата нет, поэтому нет необходимости для обустройства школы пандусами, поручнями и т.д.      

Представитель ответчика Управления образования администрации местного самоуправления г. Владикавказ - Габисова Э.В. исковые требования прокурора Затеречного МО г. Владикавказа не признала, при этом пояснила, что Управление образования АМС г. Владикавказа не является самостоятельным юридическим лицом. Финансирование образовательного учреждения производится городским финансовым учреждением по заявкам образовательных учреждений. Управлением образования подготовлена заявка на сооружение пандусов, т.е. в рамках реализации программы будут устанавливаться пандусы в частности в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа».

Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения по Затеречному МО г. Владикавказа - Гаева А.А. в судебное заседание не явилась, при этом, направила в адрес суда заявление, которым просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Одновременно указала, что не возражает против удовлетворения судом заявленных прокурором Затеречного МО г. Владикавказа требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Затеречного МО г. Владикавказа являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 9 Конвенции ООН о правах инвалидов (принята резолюцией 63/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года), государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

В материалах дела имеется копия Учредительного договора от 2007г. «О создании и обеспечении деятельности муниципального общеобразовательного учреждения - «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа», согласно которому на Управление образования г. Владикавказа возложено содержание здания Учреждения (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы по содержанию и развитию материально-технической базы (Учреждения) в пределах, установленных сметой доходов и расходов; оснащение современными техническими средствами и оборудованием.

Согласно копии справки о результатах проведения проверочных мероприятий прокуратурой Затеречного МО г. Владикавказа совместно с Управлением социальной защиты населения по Затеречному МО г. Владикавказа установлено, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа» не оборудовано специальными средствами для доступа детей - инвалидов в здание, т.е. отсутствуют пандус, поручни, лифт и т.д.

Из объяснений, данных директором муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа» - Туккаевой З.Е. усматривается, что в муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа» обучающихся с болезнью органов опорно - двигательного аппарата нет, вследствие чего, условия для организации инвалидов - колясочников не созданы.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» государственная политика в области образования основывается в том числе и на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в РФ» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа», а также Управлением образования администрации местного самоуправления г. Владикавказ нарушаются приведенные выше положения действующего законодательства, в связи с чем, суд, считает необходимым возложить на них обязанность по устранению допущенных нарушений, т.е. предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждение образования.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

                                                             

р е ш и л :

Иск прокурора Затеречного МО г. Владикавказа удовлетворить.

          Обязатьмуниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа» и Управление образования администрации местного самоуправления г. Владикавказа предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа детей - инвалидов в учреждение образования.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Владикавказа» и Управление образования администрации местного самоуправления г. Владикавказа произвести установку пандусов для подъезда детей - инвалидов на инвалидных колясках, поручней при входе в здание и другого оборудования необходимого для их беспрепятственного доступа.

          Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-А в течение десяти дней со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                                                         Макоева Э.З.