Дело № 2-2883/11 06.12.2011 г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Гагиева А.Т., при секретаре Абаевой Э.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масяркина О.Г. к начальнику федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» Муняеву О.С. о признании действий незаконными и взыскании денежных средств, у с т а н о в и л: Масяркин Е.Н. обратился в Советский районный суд г. Владикавказа с исковым заявлением о признании действий начальника федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» Муняева О.С. (далее ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания») незаконными и взыскании с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» недоплаченной суммы среднего заработка для оплаты отпуска в размере 22 585 рублей 02 коп. В своем исковом заявлении Масяркин Е.Н. указал, что с ... работает в ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания». В период с ... по ... и с ... по ... он находился в ежегодных оплачиваемых отпусках. Однако, в средний заработок для оплаты отпуска, в нарушение ст. 139 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ № от ..., ему не было включено дополнительное материальное стимулирование, установленное к выплате гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ на основании приложения к приказу МО РФ №1010 от 2010 г., выплаченное ему по итогам работы за первый квартал 2011 г. на основании приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» от ... № и приказа от ... №. На его обращение к руководству управления о том, почему эти выплаты не были включены в расчет, был получен ответ, что основанием для не включения премий являются письма начальника Управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ ... от ... и директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития РФ ... от ... В соответствии с п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка (в том числе, для оплаты отпусков) учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Просит признать действия начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» Муняева О.С., связанные с не включением в расчет среднего заработка для оплаты отпуска дополнительного материального стимулирования, установленного приложением к приказу № незаконными, нарушающими его права, и взыскать с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в его пользу недоплаченную сумму среднего заработка для оплаты отпусков в размере 22 585 рублей 02 копейки. В судебном заседании истец - Масяркин Е.Н. поддержал свои исковые требования добавив, что при уходе в отпуск в период с ... по ... им была получена сумма отпускных выплат в размере 47 483 рублей 84 копейки, а с учетом премии, полученной по приказу №1010 он должен был получить сумму в размере 62 789 рублей 97 копеек. При уходе в отпуск с ... по ... он получил отпускные в размере 18 475 рублей 15 копеек, а с учетом премии, полученной по приказу №, сумма отпускных должна была составить 25 754 рублей 05 копеек. Таким образом, недополученная им сумма отпускных выплат всего составила 22 585 рублей 02 копейки. О незаконных действиях начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» Муняева О.С., выразившихся в даче необоснованного указания работникам бухгалтерии о не включении в размер среднего заработка размера премий, полученных им в текущем году согласно приказу Минобороны РФ №1010, ему стало известно примерно ... в ходе разговора, который у него состоялся с ведущим бухгалтером расчетного отдела ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» ФИО1 Она же пояснила ему, что при определении ему суммы отпускных выплат, она лично получила устное указание от начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» Муняева О.С. о не включении в средний заработок сумм премий, полученных Масяркиным Е.Н. в текущем году согласно приказа Минобороны №1010. Обратившись по данному поводу непосредственно к Муняеву О.С. он пояснил ему, что такое указание действительно было им дано на основании поступивших к ним в учреждение писем начальника Управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ Микищенко С. от ... и директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития РФ Жаровой Н.В. от ... Об обстоятельствах поступления к ним в ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» вышеуказанных копий писем ... и ...., а также об обязательности их исполнения, ему ничего не известно; Муняев О.С. ему также об этом ничего не пояснил. Полученные в текущем году по пластиковой карте согласно приказа Минобороны №1010 суммы премий в размере 130500 рублей и 117450 рублей были сняты со счета и израсходованы им на собственные нужды. Масяркин Е.Н. просит признать данные действия Муняева О.С. незаконными, нарушающими его права и взыскать с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в его пользу недоплаченную сумму отпускных выплат в размере 22 585 рублей 02 копеек. Представитель ответчика, действующая на основании должным образом оформленной доверенности Радчинская Л.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась. Вр.ИО руководителя ФБУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по РСО-Алания" ФИО2 направил в суд возражение на исковое заявление Масяркина Е.Н., в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований Масяркину Е.Н. о взыскании денежных средств, и рассмотреть дело без участия представителя. Требования Масяркина Е.Н.считает необоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 139 ТК РФ и п.2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ № 922-2007 года, при исчислении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» имеется письмо начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ ... от 29.12.2010 г. и письмо директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от 16.12.2010 г. о том, что дополнительное материальное стимулирование в расчет среднего заработка не включается. Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил РФ, который выражается в праве начальника единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи. После получения приказа вышестоящего начальника (письма начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ ... от 29.12.2010 г.) ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» обязано обеспечить его исполнение, поэтому в расчет среднего заработка для оплаты отпуска Масяркина Е.Н. дополнительное материальное стимулирование включено не было. Таким образом, считает, что в удовлетворении требований Масяркину Е.Н. надлежит отказать. Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Согласно статьи 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Истец Масяркин Е.Н. воспользовался своим правом на судебную защиту в полной мере и обратился в суд с указанным иском. Судом установлено, что согласно выписке из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» № от ... Масяркин Е.Н. был принят на должность ... с ... Должностной оклад Масяркину Е.Н. был установлен в размере 8500 рублей в месяц, надбавка за выслугу лет в размере 30% к должностному окладу, надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 160% должностного оклада в месяц. Разрешено Масяркину Е.Н. с ... совмещение вакантной должности начальника отделения (административного и документального обеспечения) с ежемесячной доплатой в размере одного должностного оклада по совмещаемой должности 10 000 рублей. Из выписки из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» № от ... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащим и оплаты труда лиц гражданского персонала ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» за 1-й квартал 2011г.» следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 г. №1010, Масяркину Е.Н., относящемуся к гражданскому персоналу, в виде дополнительного материального стимулирования была выплачена премия по итогам работы за 1-ый квартал 2011 г. в размере 150 000 рублей. Согласно представленного ответчиком реестра № ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» от ..., на пластиковую карту Масяркину Е.Н. были перечислены денежные средства в виде указанной премии, которые с учетом произведенных удержаний соответствующих налогов и взносов фактически составили 130 500 рублей. Из выписки из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» № от ... следует, что Масяркину Е.Н. была предоставлена часть основного отпуска за период с ... по ... в количестве 21 календарного дня с ... по ... Сумма отпускных выплат, полученная Масяркиным Е.Н., согласно представленного им расчета, составила 47 483 рубля 84 коп. Согласно выписке из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» № от ... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащим и оплаты труда лиц гражданского персонала ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» за 2-ой квартал 2011 г.», в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ... №, Масяркину Е.Н., относящемуся к гражданскому персоналу, в виде дополнительного материального стимулирования была выплачена премия по итогам работы за 2-ой квартал 2011 г. в размере 135 000 рублей. Согласно представленного ответчиком реестра №-ЗП ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» от ..., на пластиковую карту Масяркину Е.Н. были перечислены денежные средства в виде премии, которые с учетом произведенных удержаний соответствующих налогов и взносов составили 117 450 рублей. Из выписки из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» № от ... следует, что Масяркину Е.Н. за период работы с ... по ..., была предоставлена оставшаяся часть основного ежегодного отпуска в количестве 7 календарных дней с ... по ... Сумма отпускных выплат, полученная Масяркиным Е.Н., согласно представленного им расчета (за ....), составила 18 475 рублей 15 копеек. Судом установлено, что Масяркину Е.Н. в текущем году, согласно приказу Минобороны № от ... неоднократно (два раза) была выплачена премия, в виде дополнительного материального стимулирования в размере по 150 000 рублей и 135 000 рублей. Установлено также, что в текущем году Масяркин Е.Н., согласно приказов начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания», два раза находился в оплачиваемых отпусках (21 календарный день и 7 календарных дней). Между тем, из пояснений истца следует, что при расчете (определении) отпускных денежных выплат, расчет средней заработной платы, согласно которой и определялась сумма отпускных выплат, производился без учета полученных им вышеуказанных премиальных выплат в виде 150 000 рублей и 135 000 рублей. Истец считает, что перед уходом его в отпуск с ... по ..., а также с ... по ... ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания», незаконно не были учтены (рассчитаны) и выплачены причитающиеся ему (с учетом выплаченных премий по приказу №1010) суммы отпускных выплат в виде 15 306 рублей 12 копеек и 7 278 рублей 90 копеек, соответственно, что подтверждается представленными им расчетами. В свою очередь, руководство ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» считает, что данные премиальные выплаты не были учтены при определении среднего заработка Масяркину Е.Н. правомерно, т.к. данная позиция отражена в имеющихся в учреждении и принятых к сведению копий писем начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ .... от 29.12.2010 г. и директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития РФ ... от 16.12.2010 г. о том, что дополнительное материальное стимулирование (премии) в расчет среднего заработка не включается. Данные доводы ответчика суд считает не состоятельными, не основанными на законе в силу следующих объективных обстоятельств, установленных в ходе судебного заседания, а также имеющихся в материалах дела доказательств. Так, из содержания вышеуказанных писем следует, что они адресованы (одно из них от ... №, за подписью Микищенко С.) начальнику Финансово-экономического управления - заместителю командующего Балтийским флотом (по финансово-экономической работе) полковнику ФИО3, (а другое от ... № за подписью ....) в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ. Данные документы носят разъяснительно - рекомендательный характер, при этом какого-либо указания о принятии их к сведению, либо обязательному исполнению руководством остальных воинских частей, либо учреждений Минобороны РФ, в том числе и ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания», данные письма не содержат. В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом выяснялся вопрос относительно обстоятельств поступления данных документов в ФБУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по РСО-Алания», однако каких-либо достоверных сведений по данному поводу, кроме того, что они поступили факсимильной связью, в том числе и о наличии какого-либо сопроводительного письма, коим бы определялся порядок рассмотрения (исполнения) и принятия данных документов к сведению, суду сообщено не было. Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 г. №13 «О применении норм ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости. При возникновении сомнений в достоверности исследуемых доказательств их следует разрешать путем сопоставления с другими установленными судом доказательствами, проверки правильности содержания и оформления документа, и т.д. (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ №13 от 26.06.2008 г.) Согласно ч.1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При оценке документов, или иных письменных доказательств суд обязан с учетом иных доказательств убедиться в том, что такие документы или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документы подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств (ч.5 ст. 67 ГПК РФ). В соответствии с ч.2 ст. 71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Между тем, вышеуказанные письма, на которые ссылается ответчик в обоснование своих возражений, представлены в суд в виде копий; достоверных сведений, подтверждающих то, что данные письма действительно подписаны теми должностными лицами, которые указаны в данных письмах, суду также не представлено. При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания данных писем допустимыми доказательствами. В силу ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При этом под оплатой труда законодатель понимает систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 г. №922 (далее Положение), устанавливаются особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ (п.1 Положения). В соответствии с п.п. «н» п.2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда. Судом, при рассмотрении настоящего гражданского дела были истребованы коллективный и трудовой договоры, подписанные Масяркиным Е.Н., Положения «О выплатах компенсационного и стимулирующего характера ФБУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по РСО-Алания» и «О премировании и оказании материальной помощи ФБУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по РСО-Алания», которые устанавливают систему оплаты труда у данного работодателя. Анализ представленных суду документов позволяет сделать вывод о том, что ФБУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по РСО-Алания» предусмотрена выплата премий работникам данного учреждения. Так, согласно п. 7.5. Коллективного договора ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» премирование работников за высокие достижения в труде и оказание единовременной денежной помощи производятся, в соответствии с Положением о премировании и оказании единовременной денежной помощи (приложение №3). Премирование служащих за основные результаты общей производственной деятельности производится в зависимости от личного вклада каждого работника (п. 7.11. коллективного договора). В соответствии с п. 6.1. Правил внутреннего трудового распорядка ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» учреждением применяется, в том числе такая мера поощрения как выдача премии. Согласно п. 1.1. Положения «О премировании и оказании материальной помощи ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания», премия выплачивается по результатам работы за месяц и квартал. Премия учитывается при выплате среднего заработка, при исчислении сумм налогов и других видов удержаний из заработной платы, производимых в соответствии с действующим законодательством. Выплата работникам учреждения премиальных выплат, предусмотрена также пунктами 4.1.3., 4.2. трудового договора, заключенного Масяркиным Е.Н. с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания». Согласно положениям ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно п. 3 Приказа от 26.07.2010 г. N 1010 Министр обороны РФ распорядился: в соответствии с установленным Порядкомвыплачивать военнослужащим и лицам гражданского персонала за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих и лиц гражданского персонала дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (дополнительное материальное стимулирование). Указанным Порядком также установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п. 1). Суд не входит в обсуждение законности изданных руководством ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» приказов, согласно которым Масяркину Е.Н. были выплачены премии согласно приказа Минобороны РФ №1010, в части имевшихся фактически в наличии соответствующих лимитов на данные выплаты, т.к. ни истцом, ни стороной ответчика данные вопросы не поднимались. Кроме того, суд считает, что для разрешения возникшего спора, данные обстоятельства принципиального значения не имеют, т.к. премиальные выплаты фактически были начислены и выплачены Масяркину Е.Н., который в свою очередь израсходовал их на собственные нужды. Учитывая изложенное суд считает, что суммы дополнительного материального стимулирования (премии), полученные Масяркиным Е.Н. согласно приказу Минобороны №1010 подлежит учету при исчислении среднего заработка. Следовательно, действия начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по РСО-Алания» Муняева О., выразившиеся в даче устного указания ведущему бухгалтеру расчетного отдела ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» ФИО1 о не включении полученных Масяркиным Е.Н., согласно приказу №1010 Минобороны РФ, в текущем году премиальных выплат в размере 150 000 рублей и 135 000 рублей, в расчет среднего заработка при определении (расчете) отпускных выплат, при уходе его в отпуск, является незаконным, нарушающим его права. Согласно произведенным истцом расчетам сумма недополученных денежных средств в виде отпускных выплат за период отпуска с ... по ... - 21 календарный день, составила 15 306 рублей 12 копеек. Сумма недополученных денежных средств в виде отпускных выплат за период отпуска с ... по ... - 7 календарных дней, составила 7278 рублей 90 копеек. Таким образом, общая сумма недополученных истцом денежных средств составила 22 585 рублей 02 копейки. Произведенные истцом расчеты суд считает обоснованными, а суммы, определенные ими, подлежащими взысканию с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания». На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, р е ш и л: Исковые требования Масяркина О.Г. к начальнику ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» Муняеву О.Г. о признании его действий незаконными и взыскании с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» недополученной суммы среднего заработка для оплаты отпуска удовлетворить. Признать действия начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» Муняева О.Г., связанные с не включением в расчет среднего заработка для оплаты отпуска дополнительного материального стимулирования, установленного приказом Министра обороны РФ №1010 от 26.07.2010г. незаконными, нарушающими права Масяркина О.Г.. Взыскать с ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания» в пользу Масяркина О.Г. недоплаченную сумму среднего заработка для оплаты отпусков в размере 22 585 (двадцать две тысячи пятьсот восемьдесят пять) рублей 02 копейки. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья А.Т. Гагиев