решение о взыскании суммы субсидии



Дело № 2-2541/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

г. Владикавказ                                     27 октября 2011 года

Советский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе

председательствующего судьи Кадохова А.В.,

при секретаре судебного заседания Корнаевой К.А., с участием:

представителя истца - Дондиной Л.А., действующей на основании доверенности от ..., зарегистрированной в реестре за исх. ;

ответчика - Тургиева В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комитета РСО-Алания по занятости населения к Тургиеву В.Б. о взыскании суммы субсидии и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами,

у с т а н о в и л:

Комитет РСО-Алания по занятости населения обратился в суд с вышеуказанным иском в обосновании которого указано, что Тургиев В.Б., ... обратился в Государственное учреждение центр занятости населения по г.Владикавказ, в целях поиска подходящей работы и ввиду её отсутствия был признан безработным. ... сотрудником Центра занятости ответчику было выдано предложение о предоставлении государственной услуги по содействию занятости безработных граждан. ... между Центром занятости и ответчиком был заключен договор о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, на основании которого Центр занятости перечислил на лицевой счет ответчика субсидию на организацию предпринимательской деятельности в размере 58800 рублей. В соответствии с пунктом 2.8 указанного договора Центр осуществляет контроль за выполнением условий договора, в связи с чем ... исходящим письмом ответчик был уведомлен о необходимости представить документы, подтверждающие целевой расход субсидии согласно технико-экономического обоснования (бизнес-плана). Документы, подтверждающие целевое расходование субсидии, в установленные в письме сроки, ответчик в Центр занятости не представил. Кроме того ... специалист Центра занятости ФИО1 выехал по адресу ответчика с целью проверки выполнения условий договора, однако застать его не удалось (копия акта прилагается). На неоднократные телефонные звонки и просьбы представить документы, подтверждающие целевое расходование субсидии, либо дать возможность осуществить проверку по месту осуществления деятельности ответчик так же не отреагировал. В соответствии с пунктом 2.15 договора случае невыполнения взятых на себя обязательств или нецелевого использования финансовой помощи ответчик обязался возвратить полученные денежные средства. Таким образом, ответчик нарушил условия договора, и препятствовал контролю со стороны Центра за целевым использованием субсидии. В соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие неправомерного их удержания подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процента определяется, действующей в месте нахождения кредитора учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Ставка рефинансирования на день обращения с иском составляет 8,25% годовых, период незаконного пользования чужими денежными средствами, за который подлежат уплате проценты с ... по ... всего 639 дней, сумма долга 58800 рублей, сумма пени составляет 8610 рублей. На основании изложенного просили суд взыскать с Тургиева В.Б. в пользу Комитета РСО-А по занятости населения сумму 67410 рублей.

Представитель истца Комитета РСО-Алания по занятости населения - Дондина Л.А., действующая на основании доверенности, зарегистрированной в реестре за исх. от ..., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Тургиев В.Б. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в удовлетворении требований Комитета РСО-А по занятости населения в полном объеме и сообщил, что на учет в Центр занятости встал в ... г. ему предложили оказать финансовую помощь, и выдать субсидию на развитие предпринимательской деятельностью. Он согласился, составил бизнес- план, встал на учет в налоговый орган, ответил на вопросы, т.к. состоялось собеседование, и примерно через 1,5 месяца получил деньги. Когда получил деньги, сразу же приобрел телят, корм. О необходимости извещать Комитет о целевом расходовании субсидии не знал, т.к. никто не поставил в известность. Все налоги он оплачивал, обязательства со своей стороны исполнил. Но к сожалению бизнес в дальнейшем не пошел.

Выслушав сторон, исследовав материалы дела и имеющиеся доказательства, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, обстоятельства, изложенные в иске, действительно имели место быть, по следующей хронологии.

Согласно содержанию заявления-анкеты от ..., Тургиев В.Б. изъявил желание о предоставлении ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, с пожеланием пройти по программе самозанятости. Однако подходящую работу, Владикавказский Центр занятости, подобрать не смог.

В дальнейшем, согласно предложению Комитета РСО-А по занятости населения от ..., Тургиев В.Б. согласился на предоставление ему государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан.

Предметом договора от ..., заключенного между Центром занятости населения по г. Владикавказ, действующим на основании Устава, утвержденного Председателем Комитета РСО-Алания по занятости населения, находящегося в его ведении и являющегося структурным подразделением Комитета, и Тургиевым В.Б., является совместная деятельность сторон по содействию развития малого предпринимательства и выделение Тургиеву В.Б. в качестве целевой, безвозмездной субсидии в размере 58 800 рублей.

Согласно приказу уполномоченного органа - Комитета РСО-А по занятости населения от ..., было принято управленческое решение, в виде оказания Тургиеву В.Б. финансовой помощи в размере 58 800 рублей.

Согласно платежному поручению от ... Тургиеву В.Б. перечислена государственная субсидия на организацию самозанятости безработных граждан в размере 58800 рублей.

Из материалов дела не усматривается, что уведомление от ... составленное Комитетом РСО-А по занятости населения в адрес Тургиева В.Б. с просьбой в срок до ... предоставить, подтверждающие документы расходования субсидии, было направленно адресату и им получено.

Согласно акту проверки выполнения условий договора от ... о содействии развития самозанятости безработных граждан от ... Тургиев В.Б. на неоднократные звонки и письма сотрудников Комитета не отвечал, отчет о расходовании субсидии не предоставил. Однако каких либо иных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, представлено не было.

Согласно данным Бизнес - плана, Тургиев В.Б. выступил инициатором проекта «...».

Согласно Выписки из ЕГРИП от ... Тургиев В.Б., значиться по сей день как Глава действующего Крестьянского фермерского хозяйства.

          Из показаний допрошенного в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2, ... года рождения, усматривается, что он является односельчанином Тургиева В.Б. Т.к. является главой ..., в ... г. продал Тургиеву В.Б. 3 (трёх) .... .... Но после он услышал, что у него что- то случилось ....

Как усматривается из представленных суду и исследованных в заседании подлинников: справка межрайонной ИФНС России по г. Владикавказ, в которой сообщается, что Тургиев В.Б. в базе данных ЕГРИП значится предпринимателем с ..., расписку Бязрова В.А. в том, что он получил деньги за товар, закупочный акт от ... г. на сумму 68 000 руб., свидетельствующих о том, что ... субсидия была расходована по целевому назначению, Тургиев В.Б. затратил сумму субсидии по целевому назначению в соответствии с условиями Бизнес-плана.

Подлинники всех копий материалов дела, обозревались и исследовались судом в заседании. При этом, достоверность сведений, изложенных в них не подвергались сомнению сторонами и судом.

В соответствии с ч. 1, ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

По смыслу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем возмещения убытков и взыскания неустойки.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере. При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).

Истец в своей позиции ссылается исключительно на отсутствие у ответчика доказательств целевого использования предоставленных денежных средств на сумму субсидии, а также на непредставление в адрес Комитета и или ГКУ «Центр занятости населения по г. Владикавказ», необходимых сведений в виде должного приобретения количества продукции, на сумму 58 800 рублей.

При этом истец, обращаясь в суд с вышеуказанными требованиями в соответствии со ст. 56 ГПК РФ должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается, а именно причинение ему нравственных и физических страданий.

Однако с данными доводами согласиться нельзя, поскольку истцом не представлено ни одного доказательства, подтверждающих нарушение норм права, а также материалы дела не располагают данными, свидетельствующими об этом.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

При этом к договорам применяются правила о двух и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 указанной нормы права регламентировано, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.

Согласно правил ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Руководствуясь ст. 431 ГК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Вместе с тем, в условиях договора от ... «О содействии развития малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан», не содержится сведений об обязанности «Гражданина» (Тургиев В.Б.) отчитываться о результатах расходования денежных средств и необходимости предоставления соответствующих документов в адрес «Центра» и (или) его сотрудников.

Согласно п. 1.2 «Положения о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятоси безработных граждан», утвержденного Постановлением Правительства РСО-Алания от 06.04.2009 года, финансирование расходов, связанных с содействием развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан, осуществляется за счет средств субсидий из федерального бюджета и средств бюджета республики.

При этом, порядок организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Административным регламентом предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 года N 281н, Программой дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году, утвержденной постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 15 января 2009 г. N 1 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 6 марта 2009 г. N 82), настоящим Положением. (п. 1.4. названного положения)

Согласно п. 1.6. Положения, мероприятия по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан включают в себя предоставление безвозмездной субсидии на организацию самозанятости либо для осуществления предпринимательской деятельности в иной форме.

При этом п. 1.7. регламентировано, что период, в течение которого гражданин обязуется заниматься предпринимательской деятельностью, должен составлять не менее 12 месяцев.

2.1. Последовательность действий сторон - участников организации содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Государственные учреждения центры занятости населения (центры занятости):

информируют безработных граждан о правилах предоставления государственной услуги по содействию самозанятости, а также по вопросам предпринимательства, создания крестьянского (фермерского) хозяйства;

проводят тестирование (анкетирование) безработных граждан, направленное на выявление способностей и готовности к осуществлению предпринимательской деятельности, созданию крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости, наличие необходимых знаний в сфере экономики, финансов, налогообложения, юриспруденции и других отраслях знаний, требующихся при осуществлении предпринимательской деятельности, наличие навыков, необходимых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости;

по результатам собеседования и тестирования (анкетирования) проводят оценку степени готовности безработных граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, созданию крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости;

при недостаточности или отсутствии у безработных граждан навыков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, реализации самозанятости, направляют их на обучение основам предпринимательской деятельности;

заключают договоры с безработными гражданами о содействии развитию малого предпринимательства и самозанятости;

рассматривают с привлечением (при необходимости) специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом работы, представленные безработными гражданами технико-экономические обоснования проектов (бизнес-планов) на соответствие основным требованиям, предъявляемым к структуре и содержанию;

информируют безработных граждан о том, что в случае представления свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей им может быть предоставлена безвозмездная субсидия;

предоставляют безвозмездную субсидию на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости из средств, направленных на реализацию Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в 2009 году.

Безработные граждане:

осуществляют подготовку технико-экономического обоснования проекта (бизнес-плана) и представляют его в центр занятости в установленные сроки;

Согласно абз.12, п. 2.1 «Положения», граждане, кроме прочего, представляют в центр занятости свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей до истечения 30 дней с даты внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Однако следует отметить, что данное постановление, в установленном законом порядке опубликовано также не было, и следовательно не носит статус нормативного правового акта.

Исследуя содержание договора, было установлено, что действительно в соответствии с пунктом 2.8 Центр осуществляет контроль за выполнением условий договора.

Доводы истца о том, что ... специалист Центра занятости ФИО1 выехал по адресу ответчика с целью проверки выполнения условий договора, однако застать его не удалось (копия акта прилагается), а также ссылка на неоднократность телефонных звонков и просьбы представить документы подтверждающие целевое расходование субсидии, либо дать возможность осуществить проверку по месту осуществления деятельности ответчик так же не отреагировал, не находят своего подтверждения в судебном заседании, и воспринимается судом не доказанным обстоятельством.

Ссылка истца на то, что в соответствии с пунктом 2.15 договора случае невыполнения взятых на себя обязательств или нецелевого использования финансовой помощи, ответчик обязался возвратить полученные денежные средства в сроки установленные п.2.7 договора, также не находят своего подтверждения, т.к. п.2.7 Договора не содержит подобных сведений.

Таким образом, истец не доказал причинение ему имущественного вреда, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов

Таким образом, давая правовую оценку объяснениям сторон, приведенным выше доказательствам, а также материалам дела по их совокупности и фактическому сопоставлению, судом приходит к убеждению, что Тургиев В.Б. в установленном законом порядке и в полном соответствии с условиями договора, выполнил все взятые на себя обязательства, израсходовал выделенные ему целевой субсидией денежные средства по назначению и не имела представления о необходимости отчитаться перед истцом за их надлежащее расходование, а соответственно не нарушила прав и законных интересов истца.

В этой связи, как следствие данного события, требования Комитета РСО-Алания о взыскании с ответчика сумму процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами, также не могут быть признаны судом правомерными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Комитета РСО-Алания по занятости населения о взыскании с Тургиева В.Б. суммы государственной субсидии и процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в размере 67 410 (шестьдесят семь тысяч четыреста десять) рублей, отказать в полном объеме.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный суд РСО-Алания через Советский районный суд г. Владикавказ в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

В полном объеме изготовлено 01.11.2011 года

Судья                                                                         Кадохов А.В.