Дело № 2-2885/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Владикавказ 02 декабря 2011г. Советский районный суд г.Владикавказ РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Колобковой В.В., при секретаре с/з Белековой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Северо-Западного МО г.Владикавказ Гассиева З.Н. в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», Управлению образования администрации местного самоуправления г.Владикавказ, при третьем лице Управлении социальной защиты населения по Северо-Западному району г.Владикавказ о понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей-инвалидов, установил: Прокурор Северо-Западного МО г.Владикавказ Гассиев З.Н. в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №», Управлению образования администрации местного самоуправления г.Владикавказ, при третьем лице Управлении социальной защиты населения по Северо-Западному району г.Владикавказ о понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей-инвалидов. Из иска следует, что прокуратурой Северо-Западного района г.Владикавказ при осуществлении надзора за соблюдением прав социально-незащищенных граждан выявлены нарушения требований закона. ... было обследовано здание муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №». В ходе проверки установлено, что школа не оборудована специальными средствами для доступа детей-инвалидов в здание, т.е. отсутствует пандус, поручни, лифт, подъемник. Согласно ст.2 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст.15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно ст.32 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 "Об образовании", образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств и др. Изложенные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права детей-инвалидов на беспрепятственный доступ к образовательным учреждениям, что нарушает провозглашенный принцип, предусмотренный ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (принята резолюцией 63/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года), согласно которому государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Согласно п. 3.9. ст.3 Учредительного договора от 2011г. «О создании и обеспечении деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» на Управление образования г.Владикавказ возложено содержание здания Учреждения (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы по содержанию и развитию материально-технической базы (Учреждения) в пределах, установленных сметой доходов и расходов; оснащение современными техническими средствами и оборудованием. Таким образом, невыполнение требований по защите социальных прав детей-инвалидов является грубым нарушением действующего законодательства, поскольку ущемляет права неопределенного круга лиц, то есть такого круга лиц, который нельзя персонифицировать, на получение образования. Восстановление нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц возможно путем предъявления прокурором в суд в соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992г. «О прокуратуре Российской Федерации» и ч.1ст. 45 ГПК РФ искового заявления, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств приобрело особое общественное значение. В судебном заседании помощник прокурора Северо-Западного МО г.Владикавказ - Шаталова Н.В., поддержала обстоятельства, изложенные в исковом заявлении и просила обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» и Управление образования администрации местного самоуправления г.Владикавказ предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждение образования, т.е. произвести установку пандусов для подъезда детей-инвалидов на инвалидных колясках, поручней при входе в здание и другого оборудования для их беспрепятственного доступа. Ответчик - директор муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» - Сланова М.Т., в судебном заседании исковые требовании прокурора Северо-Западного МО г.Владикавказ не признала. Свою позицию обосновала тем, что МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» построена в 1973 году. По проекту ни поручни, ни пандусы, ни лифты в школе не предусмотрены. В настоящее время устранить указанные нарушения не представляется возможным в связи с отсутствием достаточного финансирования. Кроме этого, поскольку оборудование для беспрепятственного доступа инвалидов в данное образовательное учреждение не было предусмотрено проектом, устранить указанные недостатки самостоятельно учебное заведение не в силах. А также отметила, что обучение в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №» дети-инвалиды проходят, но находятся на домашнем обучении. Представитель ответчика Управления образования администрации местного самоуправления г.Владикавказ - Габисова Э.В., исковые требования прокурора Северо-Западного МО г.Владикавказ не признала, при этом пояснила, что Управление образования АМС г.Владикавказ не является самостоятельным юридическим лицом. Финансирование образовательного учреждения производится городским финансовым учреждением по заявкам образовательных учреждений. Управлением образования подготовлена заявка на сооружение пандусов, т.е. в рамках реализации программы будут устанавливаться пандусы, в частности, и в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №». Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения по Северо-западному МО г.Владикавказ - Царукаева Е.Б., в судебном заседании не возражала против удовлетворения судом заявленных прокурором Северо-Западного МО г.Владикавказ требований. Заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Северо-Западного МО г.Владикавказ являются обоснованными и подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или в интересах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.9 Конвенции ООН о правах инвалидов (принята резолюцией 63/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года), государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. В материалах дела имеется заверенная копия Учредительного договора от 2011г. «О создании и обеспечении деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №», согласно которому на Управление образования г.Владикавказ возложено содержание здания Учреждения (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы по содержанию и развитию материально-технической базы (Учреждения) в пределах, установленных сметой доходов и расходов; оснащение современными техническими средствами и оборудованием. Согласно справке о результатах проведения проверочных мероприятий прокуратурой Северо-Западного МО г.Владикавказ установлено, что муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» не оборудовано специальными средствами для доступа детей-инвалидов в здание, т.е. отсутствуют пандус, поручни, лифт, подъемник. Из объяснений, данных директором муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №» - Слановой М.Т., усматривается, что здание, в котором расположено вверенное ей учреждение 1973 года постройки, пандусы, поручни, лифты для свободного доступа инвалидов в здание отсутствуют, так как не предусмотрены по проекту. В настоящее время устранить нарушения не представляется возможным ввиду значительных материальных затрат, которыми школа не располагает. В соответствии со ст.2 Закона РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании», государственная политика в области образования основывается в том числе и на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Таким образом, суд пришел к выводу о том, что муниципальным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа №», а также Управлением образования администрации местного самоуправления г.Владикавказ нарушаются приведенные выше положения действующего законодательства, в связи с чем, суд, считает необходимым возложить на них обязанность по устранению допущенных нарушений, т.е. предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждение образования. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Северо-Западного МО г.Владикавказ удовлетворить. Обязатьмуниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №» и Управление образования администрации местного самоуправления г.Владикавказ предпринять необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в учреждение образования. Обязать муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №» и Управление образования администрации местного самоуправления г.Владикавказ произвести установку пандусов для подъезда детей-инвалидов на инвалидных колясках, поручней при входе в здание и другого оборудования необходимого для их беспрепятственного доступа. Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд РСО-Алания в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Судья В.В. Колобкова