ррешение по иску Лобас к УФО Минобороны о взыскании суммы



дело №2-1436/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2012 года             г.Владикавказ

Советский районный суд г. Владикавказ РСО-Алания в составе:

председательствующего судьи Колобковой В.В.,

при секретаре судебного заседания Бутаевой Э.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лобас Л.В. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» о признании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» незаконными и взыскании суммы,

установил:

Лобас Л.В. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» (далее ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания») о признании незаконными действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» по не включению в расчет среднего заработка для оплаты отпуска дополнительного материального стимулирования и взыскании суммы недоплаченных отпускных в размере 77 279,28 рублей.

В обоснование иска Лобас Л.В. указала, что она с ... работает в Федеральном бюджетном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания». В период с ... по ... она находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске. При расчете среднего заработка для оплаты отпуска, в нарушение ст.139 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ № 922 от 27 декабря 2007 года, ей не было включено дополнительное материальное стимулирование, установленное к выплате гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации по приложению к приказу МО РФ № 1010-2010 года, выплаченное ей по итогам работы за первый, второй и четвертый кварталы 2011 года на основании приказов начальника ФБУ от ... , от ..., от ..., от ..., от ... и за первый квартал 2012 года на основании приказа начальника ФКУ от ... .

На ее обращение к руководителю управления о том, почему эти выплаты не были включены в расчет, был получен ответ, что основанием для не включения премий являются письма начальника Управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ ФИО1 от ... и директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития РФ ФИО2 от ....

В соответствии с п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы для расчета среднего заработка (в том числе, для оплаты отпусков) учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

Просит признать незаконными действия начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» по не включению в расчет среднего заработка для оплаты отпуска дополнительного материального стимулирования и взыскать сумму недоплаченных отпускных в размере 77 279,28 рублей.

В исковом заявлении изложена просьба истца о рассмотрении дела в ее отсутствие.

ВрИО руководителя ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания ФИО3 обратился к суду с возражением на исковые требования Лобас Л.В., просил дело рассмотреть в его отсутствие и отсутствие представителя, копию решения по результатам рассмотрения дела направить в его адрес. В возражении изложено несогласие с исковыми требованиями по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 139 ТК РФ и пунктом 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ № 922-2007 года, при исчислении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» имеется письмо начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации Микищенко С. от ... и письмо директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России от ... о том, что дополнительное материальное стимулирование в расчет среднего заработка не включаются.

Единоначалие является одним из основных принципов строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, который выражается в праве начальника единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение. Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи.

После получения приказа вышестоящего начальника учреждение обязано обеспечить его исполнение, поэтому в расчет среднего заработка для оплаты отпуска истцу дополнительное материальное стимулирование включено не было.

В соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело без участия истца и представителя ответчика.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 6 раздела 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Судом установлено, что Лобас Л.В. с ... принята на должность <данные изъяты> по совместительству с ... (приказ от ... начальника Федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания»).

Приказом от ... начальника федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания Лобас Л.В. принята на должность <данные изъяты> с ....

Приказом от ... начальника федерального бюджетного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания Лобас Л.В. переведена на должность <данные изъяты> с ....

Согласно выписке из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» от ... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащим и оплаты труда лиц гражданского персонала ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» за третий и четвертый кварталы 2011 года» следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, Лобас Л.В. в виде дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу была выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно выписке из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» от ... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащим и оплаты труда лиц гражданского персонала ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» за третий и четвертый кварталы 2011 года» следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, Лобас Л.В. в виде дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу была выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно выписке из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» от ... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащим и оплаты труда лиц гражданского персонала ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» за третий и четвертый кварталы 2011 года» следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, Лобас Л.В. в виде дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу была выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно выписке из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» от ... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащим и оплаты труда лиц гражданского персонала ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» за второй квартал 2011 года» следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, Лобас Л.В. в виде дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу была выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей.

Согласно выписке из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» от ... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащим и оплаты труда лиц гражданского персонала ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» за первый квартал 2011 года» следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года № 1010, Лобас Л.В. в виде дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу была выплачена премия в размере <данные изъяты>

Согласно выписке из приказа начальника ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» от ... «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащим и оплаты труда лиц гражданского персонала ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» за первый квартал 2012 года» следует, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ... , Лобас Л.В. в виде дополнительного материального стимулирования гражданского персонала была выплачена премия в размере <данные изъяты> рублей.

Как следует из выписки из приказа начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по РСО-Алания» от ... , Лобас Л.В. за период работы с ... по ... был предоставлен очередной отпуск продолжительностью 28 календарных дней с ... по ....

Согласно расчету оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска за 2012 год Лобас Л.В. начислена оплата отпуска за 28 календарных дней в сумме 52 882,60 рублей, без учета выплаченных премий по приказу №1010.

Исследуя возражения ответчика, основанные на позиции отраженной в письмах начальника управления оплаты труда Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ ФИО1 от ... и директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития РФ ФИО2 от ... о том, что дополнительное материальное стимулирование (премии) в расчет среднего заработка не включается, суд считает их не обоснованными и не заслуживающими внимания.

Так, из содержания вышеуказанных писем следует, что они адресованы (одно из них от ... , за подписью ФИО1) начальнику Финансово-экономического управления - заместителю командующего Балтийским флотом (по финансово-экономической работе) полковнику А. Гайбалову, (а другое от ... за подписью ФИО2) в Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ. Данные документы носят разъяснительно - рекомендательный характер, при этом какого-либо указания о принятии их к сведению, либо обязательном исполнении руководством остальных воинских частей, либо учреждений Минобороны РФ, в том числе и ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по РСО-Алания», данные письма не содержат. Более того, вышеуказанные письма представлены в суд в виде копий. Достоверных сведений, подтверждающих то, что данные письма действительно подписаны теми должностными лицами, которые указаны в данных письмах, суду также не представлено.

При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания для признания данных писем допустимыми доказательствами, в силу положений ст. 67, 71 ГПК РФ.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При этом под оплатой труда законодатель понимает систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Положением «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года №922, устанавливаются особенности порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения ее размера, предусмотренных ТК РФ (п.1 Положения).

В соответствии с п.п. «н» п.2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, в том числе премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда.

Согласно положениям ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно п. 3 Приказа от 26 июля 2010 года № 1010 Министр обороны РФ распорядился: в соответствии с установленным Порядком выплачивать военнослужащим и лицам гражданского персонала за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих и лиц гражданского персонала дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (дополнительное материальное стимулирование). Указанным Порядком также установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п. 1).

Учитывая изложенное, суд считает, что суммы дополнительного материального стимулирования (премии), полученные Лобас Л.В. согласно приказу Минобороны подлежали учету при определении суммы отпускных выплат Лобас Л.В. при уходе ее в отпуск ....

Согласно предоставленному расчету оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска за 2012 год Лобас Л.В. с учетом выплаченных премий, оплата отпуска должна была быть начислена Лобас Л.В. в сумме 130 161,87 рублей, то есть недоплаченные отпускные составляют 77 279,28 рублей, ответчик расчет в части арифметических исчислений не оспаривает.

Таким образом, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, действия начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» по не включению Лобас Л.В. в расчет среднего заработка для оплаты отпуска дополнительного материального стимулирования подлежат признанию незаконными, и с ответчика в пользу истца подлежат взысканию недоплаченные отпускные в размере 77 279,28 рублей.

Так же в соответствии со ст. ст. 88 и 98 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина соразмерно удовлетворенным требованиям истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд

                                                   

решил:

Исковые требования Лобас Л.В. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» о признании действий начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» незаконными и взыскании суммы удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» по не включению Лобас Л.В. в расчет среднего заработка для оплаты отпуска дополнительного материального стимулирования.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» в пользу Лобас Л.В. недоплаченные отпускные в размере 77 279 (семьдесят семь тысяч двести семьдесят девять) рублей 28 копеек.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Республике Северная Осетия - Алания» в доход муниципального образования г.Владикавказа госпошлину в размере 2 518 (две тысячи пятьсот восемнадцать) рублей 37 копеек. Получатель платежа УФК по РСО-Алания <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания через Советский районный суд г.Владикавказ в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

       Судья          В.В.Колобкова