Решение по иску прокурора об устранении нарушений законодательства



№ 2 - 1693/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22.06.2010 г. г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего – судьи Трунова И.А., с участием прокурора Хром И.А., при секретаре Язевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Воронежа к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад Номер обезличен » об устранении нарушений законодательства о лицензировании,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Воронежа обратился в суд с иском к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад Номер обезличен » об устранении нарушений законодательства о лицензировании.

В заявлении указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности в МДОУ «Детский сад Номер обезличен ». В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Установлено, что доврачебная медицинская помощь воспитанникам МДОУ «Детский сад Номер обезличен » оказывается старшей медицинской сестрой, входящей в штат образовательного учреждения. В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, подлежат обязательному лицензированию. В силу п. 96 ч. 1 ст. 17 осуществление медицинской деятельности требует обязательного лицензирования. Согласно перечня работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (приложение к «Положению о лицензировании медицинской деятельности», утвержденному постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007), обязательному лицензированию подлежит сестринское дело в педиатрии.

В нарушение указанных требований закона лицензия на осуществление данного вида деятельности (сестринское дело в педиатрии) в МДОУ «Детский сад Номер обезличен », по адресу: Адрес обезличен , отсутствует, что подтверждается ответом территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Воронежской области № И36-811/10 от 26.04.2010 и ответом департамента здравоохранения Воронежской области № 1/06-2635 от 27.04.2010. В связи с выявленными нарушениями постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Воронеж от 06.04.2010

заведующая МДОУ «Детский сад Номер обезличен » привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Оказание доврачебной помощи в отсутствии лицензии ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников образовательного учреждения, а также педагогических работников, пользующихся правом на оказание медицинской помощи.

Согласно п. 1.5 Устава МДОУ «Детский сад Номер обезличен » учреждение находится в муниципальной собственности городского округа г. Воронеж. Учредителем учреждения является администрация городского округа г. Воронеж.

Функцией по контролю за деятельностью муниципальных образовательных учреждений в силу п. 3.16 Положения об управлении образования администрации городского округа город Воронеж, утвержденного распоряжением главы городского округа г. Воронеж № 660-р от 06.10.2008, наделено управление образования администрации городского округа г. Воронеж.

В соответствии с п. 21 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993 к полномочиям органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится полномочие по лицензированию отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения, за исключением лицензирования видов деятельности, переданного в соответствии с частью первой статьи 5.1 настоящих Основ для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Согласно данной статьи органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).

В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 537-12 от 14.03.2008 «По вопросу лицензирования медицинской деятельности» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по лицензированию только тех организаций муниципальной системы здравоохранения, которые имеют статус медицинских, фармацевтических и аптечных организаций и являются юридическими лицами. Иные организации, находящиеся в муниципальной собственности и осуществляющие медицинскую деятельность, но не являющиеся при этом медицинскими, фармацевтическими и аптечными организациями (например, дома престарелых, дома ребенка, приюты и т.д.), исходя из положений статей 5, 5.1 и 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, должны лицензироваться Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и изменчива, поэтому данное исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц: состав воспитанников детского сада меняется как с началом каждого года, так и в течение образовательного процесса, так же, как и преподавательский состав.

При этом в соответствии со ст. ст. 1, 4, 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ органы прокуратуры являются единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации; осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, просит обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Номер обезличен » устранить нарушения требований законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства об образовании по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников в части оказания доврачебной медицинской помощи

В судебном заседании представитель истца Хром И.А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика МДОУ «Детский сад Номер обезличен » по доверенности Потапова С.Н. с иском согласилась.

Представитель администрации городского округа город Воронеж Мальцева Е.А. с иском не согласна, при этом пояснила, что требования о лицензировании неправомерны, поскольку учреждение не осуществляет медобслуживание в соответствии с уставом, а лицензирование возможно если данная деятельность проводится.

Представитель территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по ВО по доверенности ФИО6 не возражала в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Управления образования администрации городского округа город Воронеж в судебное заедание не явился, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности» виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, подлежат обязательному лицензированию. В силу п. 96 ч. 1 ст. 17 осуществление медицинской деятельности требует обязательного лицензирования. Согласно перечня работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности (приложение к «Положению о лицензировании медицинской деятельности», утвержденному постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007), обязательному лицензированию подлежит сестринское дело в педиатрии.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела прокуратурой Советского района г. Воронежа была проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и лицензировании отдельных видов деятельности в МДОУ «Детский сад Номер обезличен » (л.д. 13).

В результате проверки было установлено, что доврачебная медицинская помощь воспитанникам МДОУ «Детский сад Номер обезличен » оказывается старшей медицинской сестрой, входящей в штат образовательного учреждения (л.д. 8,9).

Как видно из письма департамента здравоохранения Воронежской области № 1/06-2635 от 27.04.2010г. лицензия на осуществление данного вида деятельности (сестринское дело в педиатрии) в МДОУ «Детский сад Номер обезличен », по адресу: Адрес обезличен , отсутствует (л.д.14).

В связи с выявленными нарушениями постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Воронеж от 06.04.2010 г. заведующая МДОУ «Детский сад Номер обезличен » привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) (л.д. 15).

Согласно п. 1.5 Устава МДОУ «Детский сад Номер обезличен » учреждение находится в муниципальной собственности городского округа г. Воронеж. Учредителем учреждения является администрация городского округа г. Воронеж (л.д. 16 – 22).

Функцией по контролю за деятельностью муниципальных образовательных учреждения в силу п. 3.16 Положения об управлении образования администрации городского округа город Воронеж, утвержденного распоряжением главы городского округа г. Воронеж № 660-р от 06.10.2008, наделено управление образования администрации городского округа г. Воронеж.

В соответствии с п. 21 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993 к полномочиям органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится полномочие по лицензированию отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения, за исключением лицензирования видов деятельности, переданного в соответствии с частью первой статьи 5.1 настоящих Основ для осуществления органам государственной власти субъектов РФ. Согласно данной статьи органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по лицензированию медицинской деятельности организаций муниципальной и частной систем здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи).

В соответствии с Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 537-12 от 14.03.2008 «По вопросу лицензирования медицинской деятельности» органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по лицензированию только тех организаций муниципальной системы здравоохранения, которые имеют статус медицинских, фармацевтических и аптечных организаций и являются юридическими лицами. Иные организации, находящиеся в муниципальной собственности и осуществляющие медицинскую деятельность, но не являющиеся при этом медицинскими, фармацевтическими и аптечными организациями (например, дома престарелых, дома ребенка, приюты и т.д.), исходя из положений статей 5, 5.1 и 13 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, должны лицензироваться Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.

На основании изложенных доказательств судом установлено, что в нарушение указанных требований закона лицензия на осуществление данного вида деятельности (сестринское дело в педиатрии) в МДОУ «Детский сад Номер обезличен », по адресу: Адрес обезличен , отсутствует, оказание доврачебной помощи в отсутствии лицензии ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников образовательного учреждения, а также педагогических работников, пользующихся правом на оказание медицинской помощи.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ – одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При таких обстоятельствах суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Номер обезличен » устранить нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности и законодательства об образовании по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников в части оказания доврачебной медицинской помощи в МДОУ «Детский сад Номер обезличен » по адресу: Адрес обезличен , при отсутствии лицензии по сестринскому делу в педиатрии.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья: И.А.Трунов