Решение по иску Галеева М.Ш. о компенсации морального вреда в связи с получением увечья



дело № 2-2394/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 октября 2010 года г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Степанищевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Галеева М.Ш. к ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева» о компенсации морального вреда в связи с получением трудового увечья,

установил:

Галеев М.Ш. обратился в суд с вышеназванным иском, в котором указал, что Дата обезличена года между ним и ФГУП «Воронежский механический завод» был заключен трудовой договор. Дата обезличена года, выполняя указания старшего мастера ФИО5, на участке механосборочных работ Номер обезличен при перевозке муфты 34 М1.СБ.1 на станок при опускании машинистом крана ФИО4, истец получил удар деталью по левой руке, в результате чего он получил открытый многооскольчатый перелом костей левого предплечья. В соответствии с актом Номер обезличен о несчастном случае на производстве от Дата обезличена года причиной несчастного случая стали не проведение обучения по охране труда по профессии и неудовлетворительная организация работ с грузоподъемными кранами. В связи с полученной травмой руки истцу было проведено оперативное лечение по скорой помощи Дата обезличена года, ПХО раны, остеосинтез костей левого предплечья в КДА Илизарова. Также проводились поэтапно дистракции, компрессия, перемонтаж КДА с изменением угла тяж и другие манипуляции. Лечение проводилось с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в условиях стационара, в остальное время в амбулаторных условиях. Весь период лечения сопровождался сильными болевыми ощущениями, бессонницей, невозможностью нормально себя обслуживать, неспособностью к физическому труду, отсутствием возможности содержать семью. В связи с полученной травмой Галееву М.Ш. была уставлена вторая группа инвалидности, а в настоящее время – третья группа инвалидности. Приказом Номер обезличен к от Дата обезличена года Галеев М.Ш. был уволен с работы по сокращению численности штата. В настоящий момент истец не трудоустроен, последствия травмы оказались для него тяжелыми, он испытывает нравственные страдания в связи с невозможностью жить полноценной жизнью, с болями, с бытовой неустроенностью. Несмотря на организацию медицинской помощи и возмещение материального вреда, моральный вред истцу до настоящего времени не возмещен. Он оказался ненужным для предприятия, которое причинило вред. ФГУП «ВМЗ» было реорганизовано в виде присоединения к ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им.М.В.Хруничева». Ответчик является правопреемником по обязательствам предприятия, на котором работал Галеев М.Ш. Размер компенсации морального вреда истец оценивает в 700 000 руб., поскольку он стал инвалидом, внешне поврежденная рука выглядит необычно, утрачены возможности совершать физические возможности из-за сложной травмы кости, после заживления раны он постоянно испытывает физическую боль. В связи с этим Галеев М.Ш. обратился в суд и просит взыскать с ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им.М.В.Хруничева» компенсацию морального вреда в размере 700 000 руб.

В судебном заседании истец поддержал изложенные в иске доводы и требования, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика по доверенности Коняхина Е.О. представила письменный отзыв на иск Галеева М.Ш., в котором признала факт причинения истцу морального вреда и обязанность по его возмещению, однако не согласилась с размером требуемой компенсации. Просила снизить её размер, определив сумму на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Дата обезличена года между ФГУП «ВМЗ» и Галеевым М.Ш. был заключен трудовой договор, согласно которому истец был принят на работу в цех Номер обезличен на должность токаря 3 разряда. ФГУП «ВМЗ» с Дата обезличена года реорганизовано в форме присоединения к ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» и создания на его базе «Воронежского механического завода» – филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева» на основании распоряжения Правительства РФ от Дата обезличена г. Номер обезличен р л.д. 5-6, 31-32).

Актом Номер обезличен о несчастном случае на производстве подтверждается, что Дата обезличена года в 13 часов токарь Галеев М.Ш. приступил к работе на токарно-карусельном станке. В 13-50 по указанию старшего мастера ФИО5 Галеев М.Ш. перешел на участок механосборочных работ Номер обезличен . ФИО5 указал на муфту 34М1.СБ.1, не прошедшую контроль по биению, которую необходимо было перевезти на станок 1А512МФ3 при помощи мостового крана. После этого Галеев М.Ш. остался один и приступил к выполнению задания. Зацепив цепной чалкой за один рым-болт муфту и при помощи мостового крана её подняли. Затем по команде Галеева М.Ш. машинист крана Долбилова Т.П. стала опускать деталь. При опускании, в момент касания муфты о верстак, крюк выскочил из рым-болта и, падая, деталь ударила по левой руке Галеева М.Ш. л.д.7-10).

В связи с полученной травмой Галеев М.Ш. был доставлен в ГУЗ «ВОКБ №1», где ему был установлен диагноз: открытый IIA многооскольчатый перелом костей левого предплечья, со смещением отломков; ему было проведено оперативное лечение, ПХО раны, остеосинтез костей левого предплечья в КДА Илизарова. Также проводились поэтапно дистракции, компрессия, перемонтаж КДА с изменением угла тяж и т.д. В период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. лечение проводилось в условиях стационара, в остальное время в амбулаторных условиях л.д. 11-13, 20-22).

Выпиской из акта Номер обезличен освидетельствования во МСЭ и справкой МСЭ подтверждается, что в августе 2008 года Галееву М.Ш. была установлена степень утраты профессиональной трудоспособности – 80% в связи с трудовым увечьем, полученным Дата обезличена л.д. 15), ему была установлена вторая группа инвалидности на срок до Дата обезличена года л.д. 14); в соответствии с индивидуальной программой реабилитации в течение года нетрудоспособен к труду в обычных производственных условиях л.д. 23).

При переосвидетельствовании в 2009 году Галееву М.Ш. была установлена третья группа инвалидности л.д.16), степень утраты профессиональной трудоспособности – 40%; может выполнять токарные работы без поднятия тяжестей л.д. 19).

Из отзыва на иск Галеева М.Ш. и объяснений представителя истца следует, что ответчик не отрицает своей вины в произошедшем несчастном случае на производстве, признает факт причинения истцу морального вреда и свою обязанность по его возмещению л.д. 38-39).

Работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами (абз.14 ч.1 ст.21 Трудового кодекса РФ).

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Понятие морального вреда закреплено в ст. 151 ГК РФ, где сказано: если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащее гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Способ и размер компенсации морального вреда регламентирован ст. 1101 ГК РФ.

Согласно вышеупомянутой статье компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации") также разъяснено, что размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В рассматриваемом случае при определении размера денежной компенсации морального вреда суд учитывает, что причиной несчастного случая стала неудовлетворительная организация работ с грузоподъемными кранами; деталь, которая при падении травмировала руку истца, имела вес 450 кг л.д. 8-9, 41), поэтому обоснованы доводы истца о том, что он испытал сильный страх и боль. После получения травмы понадобилось оперативное вмешательство, операция проходила под наркозом, который истец перенес тяжело, продолжая чувствовать боль. Впоследствии физические неудобства и болевые ощущения истцу доставляла необходимость использования аппарата Илизарова. Период лечения занял длительное время, истец трижды госпитализировался в стационар, в остальное время лечение проводилось в амбулаторных условиях. До сих пор функции руки восстановлены не полностью, пострадавшая рука выглядит необычно, часто болит. Тем самым истец продолжает испытывать и физические, и нравственные страдания.

Выше указывалось, что согласно ИПР от Дата обезличена года Галеев М.Ш. оказался нетрудоспособен к труду в обычных производственных условиях л.д. 23об). Записями в трудовой книжке подтверждается, что Дата обезличена года Галеев М.Ш. был переведен оператором станков с ПУ 3 разряда, а Дата обезличена года уволен по п. 2 ч. 1 ст.81 ТК РФ по сокращению численности (штата) работников л.д. 32). При этом его доводы о том, что он оказался не нужен предприятию, не нашли своего подтверждения, поскольку при увольнении ему предлагались имеющиеся вакансии л.д. 54), но он отнесся к этому формально; признал, что мог бы выбрать работу и выполнять её л.д. 56).

Также суд учитывает и то обстоятельство, что в результате длительного лечения и невозможности в этот период зарабатывать деньги своим трудом, истец испытывал нравственные страдания в связи с тем, что не мог содержать свою семью.

Материалами дела подтверждается, что Галеев М.Ш. имеет следующий состав семьи: ФИО12 – жена, ФИО11 – теща, ФИО10 – сын, ФИО9 – дядя л.д. 47-48, 53).

Сын истца является несовершеннолетним л.д. 45), теща и дядя – пенсионеры по возрасту л.д. 51-52), истец получает пенсию по 3 группе инвалидности в размере 2793,86 руб. л.д. 50); фактически кормильцем в семье является жена истца ФИО12, средний заработок которой составляет 17420,32 руб. л.д. 46, 49).

Учитывая, что виновными действиями ответчика было нарушено конституционное право истца на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (п. 3 ст. 37 Конституции), и причинен вред здоровью истца, последствия которого в полной мере не устранены; исходя из конкретных обстоятельств причинения вреда (истец испытывал не только физические страдания, вызванные болевыми ощущениями, но и нравственные переживания из-за утраты трудоспособности и невозможности содержать семью, быть кормильцем); принимая во внимание имущественную состоятельность ответчика; с учетом требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда в 120 000 рублей.

В силу требований п. 1 ст. 103 ГПК РФ и п/п 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева» в пользу Галеева М.Ш. 120000 рублей (сто двадцать тысяч) рублей в качестве компенсации морального вреда в связи с получением трудового увечья.

Взыскать с ФГУП «Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: Косенко В.А.