Дело № 2-2567/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Воронеж 2 ноября 2010 года
Советский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего - судьи Боевой Р.И., с участием прокурора Хром И.А., при секретаре Ворониной И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Воронежа в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа Номер обезличен , администрации городского округа город Воронеж, Департаменту финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, Департаменту образования администрации городского округа г. Воронеж, о понуждении к исполнению закона,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Воронежа, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа Номер обезличен (МОУ школа Номер обезличен ), администрации городского округа г.Воронеж о понуждении к исполнению закона. В обоснование заявленных требований указал, что Конституцией РФ каждому гражданину гарантируется право на охрану его жизни и здоровья. В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается обязательным соблюдением гражданами и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Обязанность по выполнения требований санитарного законодательства для дошкольных и других образовательных учреждений предусмотрена ст.28 указанного федерального закона.
В соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», территория участка, на котором расположено общеобразовательное учреждение, должна быть ограждена забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями.
В ходе проведенной прокуратурой Советского района г.Воронежа проверки с привлечением специалистов управления Роспотребнадзора, в МОУ школа Номер обезличен , расположенном по адресу: Адрес обезличен , выявлено нарушение данного требования – ограждение территории участка школы произведено не в полном объеме, отсутствует ограждение со стороны фасадной части здания.
Указанное нарушение выявлялось ранее Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области, о чем составлялся акт от Дата обезличена , выдавалось предписание МОУ школа Номер обезличен в срок до Дата обезличена произвести ограждение территории учреждения со всех сторон, однако до настоящего времени предписание не выполнено, что также подтверждается актом санитарно-эпидемиологического обследования от Дата обезличена .
Как следует из объяснений директора МОУ школа Номер обезличен , причиной невыполнения предписания является недостаточность финансирования из бюджета городского округа город Воронеж.
В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Неисполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил ведет к нарушению вышеуказанных требований законодательства об образовании. Отсутствие ограждения участка школы создает возможность беспрепятственного доступа посторонних лиц, автотранспорта на территорию школы, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, ослабляет антитеррористическую защищенность МОУ, которая является одним из критериев обеспечения безопасности обучающихся.
В соответствии со ст. 31, 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. К компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с Уставом МОУ школа Номер обезличен , утвержденного Постановлением главы городского округа город Воронеж Номер обезличен от Дата обезличена , учредителем указанного учреждения является администрация городского округа город Воронеж, все имущество учреждения является муниципальной собственностью городского округа город Воронеж, в связи с чем, на основании ст. 120 ГК РФ, просит суд обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4, устранить нарушения требования Закона РФ «Об образовании», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в полном объеме, установив ограждение территории участка школы; в случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа Номер обезличен для выполнения требований п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», обязать учредителя образовательного учреждения - администрацию городского округа город Воронеж выделить необходимые денежные средства для финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений закона.
Впоследствии к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж и Департамент образования администрации городского округа г. Воронеж.
В судебном заседании помощник прокурора Советского района Хром И.А. заявленные исковые требования поддержала, по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Согласно возражению на иск ответчика администрации городского округа город Воронеж, администрация городского округа город Воронеж не может нести субсидиарную ответственность и является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку на основании п.2 ч. 3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений в качестве представителя ответчика выступает в суде от имени муниципального образования главный распорядитель средств бюджета муниципального образования. В соответствии с Положением о Департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, принятым Решением от 09.09.2009 №239-II Воронежской городской Думы, ДФБП осуществляет функций главного распорядителя средств бюджета городского округа и наделено правами юридического лица (п. 1.2, 3.1 Положения) л.д. 52-53).
Представитель ответчика администрации городского округа город Воронеж по доверенности Мальцева Е.А. иск не признала, поддержала возражение на иск, полагала, что администрация городского округа г.Воронеж является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку, несмотря на то, что собственником имущества является муниципальное образование - г.Воронеж, распорядителями бюджетных средств являются Департамент финансовой и бюджетной политики и Департамент образования, которые и должны быть на основании ст.158 БК РФ ответчиками по делу.
Представитель ответчика МОУ школа Номер обезличен в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом. Участвуя в судебном заседании Дата обезличена г. представитель ответчика МОУ школа Номер обезличен Головина Н.Н. иск признала частично, пояснила, что действительно фактически школа огорожена только с трех сторон, не огорожен 101 метр с фасадной части. Данное обязательство не было выполнено, поскольку нет денежных средств, и при их поступлении нарушение будет устранено.
Представитель ответчика Департамента образования администрации городского округа г.Воронеж в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте слушания дела надлежащим образом.
Представитель ответчика Департамента образования администрации городского округа г.Воронеж по доверенности Кастыркина Л.П. в судебном заседании подтвердила, что отсутствует ограждение территории школы с одной стороны, в связи с недостаточностью финансирования, а также пояснила, что денежные средства Департаменту выделяются муниципальным округом г.Воронеж, и при их поступлении данное нарушение будет устранено.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, в период с Дата обезличена по Дата обезличена Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области была проведена плановая проверка в отношении МОУ средняя общеобразовательная школа Номер обезличен , в ходе которой были установлены, в том числе, нарушения требований п.2.2.3 СанПиН 2. Дата обезличена -02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» - территория участка ограждена частично, что нашло своё отражение в соответствующем акте л.д. 9-12).
По результатам проверки МОУ школа Номер обезличен было выдано также предписание Номер обезличен от Дата обезличена произвести ограждение территории школы со всех сторон в срок до Дата обезличена л.д. 13).
До настоящего времени указанное предписание не выполнено, произведено ограждение только с трех сторон здания, что следует из соответствующего акта Управления Роспотребнадзора по Воронежской области от Дата обезличена л.д. 14-15а).
Прокуратурой Советского района г.Воронежа Дата обезличена также проведена проверка в МОУ школа Номер обезличен , в ходе которой выявлено нарушение требования п.2.2.3 СанПин 2. Дата обезличена -02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно, установлено отсутствие ограждения территории школы со стороны фасадной части здания; получено объяснение директора учреждения, согласно которому директор с названным нарушением согласна, пояснила, что нарушение было допущено в связи с недостаточностью финансирования л.д. 7-8).
В соответствии со ст.51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Согласно с ст. 31, 32 данного закона образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается путем контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 3 названного закона, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Обязанность по выполнению санитарного законодательства для дошкольных и других образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм предусмотрена также ст. 28 вышеназванного закона.
В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м. и вдоль него – зелеными насаждениями.
Таким образом, МОУ школа Номер обезличен обязано исполнять требования п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», как составной части Российского законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с изложенным суд считает обоснованным исковые требования прокурора Советского района обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Номер обезличен устранить нарушения требований закона, установив ограждение территории участка школы в полном объеме, поскольку это требование вытекает из действующего законодательства.
Как пояснили в судебном заседании представители ответчиков МОУ школа Номер обезличен Головина Н.Н. и Департамента образования администрации городского округа г.Воронеж Кастыркина Л.П., территория школы действительно огорожена только с трех сторон, неисполнение предписания Управления Роспотребнадзора Номер обезличен от Дата обезличена г. произвести ограждение территории школы со всех сторон в срок до Дата обезличена вызвано отсутствием у школы необходимых для этого денежных средств, поскольку муниципальным округом Адрес обезличен денежные средства для этого не выделялись.
Однако, отсутствие собственных средств для исполнения предписания Управления Роспотребнадзора Номер обезличен от Дата обезличена г. провести со всех сторон ограждение территории МОУ школа Номер обезличен , не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
В силу ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального учреждения несет собственник имущества, которым в данном случае в соответствии со ст. ст. 124, 125, 126 Гражданского кодекса РФ, ст. 68 п. 4, ст. 77 п. 7 Устава городского округа город Воронеж (принят постановлением Воронежской городской Думы N 150-I от 27 октября 2004 года) является муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации города Воронежа. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем имуществом городского округа, составляющим муниципальную казну.
Учредителем МОУ школа Номер обезличен является администрация городского округа город Воронеж, что следует из п. 1.4 Устава учреждения л.д. 17). При этом согласно п. 6.1 Устава все имущество МОУ школа Номер обезличен является собственностью муниципального образования городской округ город Воронеж и находится в оперативном управлении учреждения л.д. 34).
Таким образом, в случае отсутствия денежных средств у МОУ школа Номер обезличен , как бюджетного учреждения, ответственность по его обязательствам несет муниципальное образование - городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж.
Возражая против исковых требований, представитель администрации городского округа город Воронеж ссылалась лишь на положения ст. 158 БК РФ, исходя из которых, по мнению ответчика, администрация городского округа город Воронеж не может выступать ответчиком по указанному гражданскому делу, поскольку, в соответствии с Положением о Департаменте финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, принятым Решением от 09.09.2009 №239-II Воронежской городской Думы «О наделении правами юридического лица Департамента финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж», ДФБП осуществляет функций главного распорядителя средств бюджета городского округа (п. 3.1 Положения).
Суд не может согласиться с этими возражениями ответчика, по следующим основаниям.
Действительно, в соответствии со ст. 158 БК РФ, главный распорядитель средств бюджета муниципального образования выступает в суде от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Как указал в своем Постановлении Пленум ВАС от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в суде от имени муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, понятие которого дано в пункте 1 указанной статьи Кодекса. При принятии такого искового заявления к публично-правовому образованию суду следует исходить из того, что указание истцом в исковом заявлении органа, не являющегося соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, не препятствует рассмотрению спора по существу. В данном случае суд при подготовке дела к судебному разбирательству должен выяснить, какой орган на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ, как главный распорядитель бюджетных средств должен выступить в суде от имени публично-правового образования, и надлежащим образом известить его о времени и месте судебного разбирательства.
В связи с изложенным, суд считает, что администрация городского округа город Воронеж, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования городской округ город Воронеж, может выступать от имени муниципального образования в качестве ответчика по долгам и обязательствам последнего, поскольку является учредителем МОУ школа Номер обезличен , при этом Департамент финансово-бюджетной политики администрации городского округа город Воронеж, равно как и Департамент образования администрации городского округа город Воронеж, являются структурными подразделениями администрации и также привлечены к участию в деле.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Номер обезличен , устранить нарушения требования закона и установить в полном объеме ограждение территории участка школы в соответствии с требованиями п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
В случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа Номер обезличен для выполнения требований п.2.2.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», обязать муниципальное образование городской округ город Воронеж в лице администрации городского округа город Воронеж выделить за счет казны городского округа город Воронеж необходимые денежные средства для устранения нарушений закона.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Советский райсуд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Р.И. Боева
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 09.11.2010.