дело № 2-164/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2011 года г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе: председательствующего судьи Косенко В.А., при секретаре Степанищевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Воронежского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «УПТК Строительного треста №» о признании действий незаконными и об обязании обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения,
установил:
Воронежский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что ООО «УПТК Строительного треста №» специализируется на выпуске комплектующих изделий и строительных материалов для строительных организаций. На территории предприятия имеются следующие специальные цеха и участки: растворобетонный участок, известегасительный участок; склады цемента, щебня, песка речного и горного; цех деревообработки; автотранспортный участок; склады. Предприятием разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов для ООО «УПТК Строительного треста №», утвержденный Управлением Ростехнадзора по Воронежской области, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Ростехнадзора по ВО ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение ООО «УПТК Строительного треста №» на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения № 93 аг, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (продлено до ДД.ММ.ГГГГ). Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу. Источниками выброса вредных продуктов производства в атмосферу являются вентиляционные системы вытяжной вентиляции производственных участков, склады инертных материалов, узлы загрузки сырья и выбросы от автотранспорта. В соответствии со сведениями об охране атмосферного воздуха за 2009 год, форма № 2-ТП (воздух) ООО «УПТК Строительного треста №» имеет 23 источника загрязнения атмосферы, из которых 10 организованные. Фактический выброс в атмосферу загрязняющих веществ в 2009 году составил 2,5939640 т (2008 год – 3,1757240 т). В нарушение действующего законодательства по истечении срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, ООО «УПТК Строительного треста №» производило и производит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения. Неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха ставит под угрозу благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории г. Воронежа, в том числе и Советского района. В связи с этим межрайпрокурор обратился в суд и просит признать действия ООО «УПТК Строительного треста №» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения, обязать ООО «УПТК Строительного треста №» в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
В судебном заседании помощник Воронежского межрайонного природоохранного прокурора Ягодкин А.В. исковые требования подержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ООО «УПТК Строительного треста №» по доверенности Ларечнев В.М. иск признал.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статьей 3 данного закона определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; независимость контроля в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, ООО «УПТК Строительного треста №», расположенное по адресу: <адрес>, имеет предметом своей деятельности производство комплектующих изделий и строительных материалов для строительных организаций. На территории предприятия имеются следующие специальные цеха и участки: растворобетонный участок, известегасительный участок; склады цемента, щебня, песка речного и горного; цех деревообработки; автотранспортный участок; склады.
Предприятием разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов для ООО «УПТК Строительного треста №», утвержденный Управлением Ростехнадзора по Воронежской области, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Ростехнадзора по ВО ООО «УПТК Строительного треста №» выдано разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения № 93 аг, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (продлено до ДД.ММ.ГГГГ). Данным разрешением установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонной городской прокуратурой Воронежской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в ООО «УПТК Строительного треста №», по результатам которой в отношении директора ООО «УПТК Строительного треста №» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ (л.д. 38-39).
В материалах дела имеются сведения о том, что ответчик вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду (л.д. 32).
Согласно ч. 4 ст. 23 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «Об охране окружающей среды» - нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.
В силу требований п.п. 3, 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 г. № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» - лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Согласно ч. 8 ст. 15 ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 5.13.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ), вредные физические воздействия на атмосферный воздух.
В соответствии со сведениями об охране атмосферного воздуха за 2009 год, форма № 2-ТП (воздух) ООО «УПТК Строительного треста №» имеет 23 источника загрязнения атмосферы, из которых 10 организованные. Фактический выброс в атмосферу загрязняющих веществ в 2009 году составил 2,5939640 т (2008 – 3,1757240 т).
Однако, в нарушение требований природоохранного законодательства, ООО «УПТК Строительного треста №» после истечения срока действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, производит выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух без соответствующего разрешения.
В рассматриваемом случае суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц (п. 2 ст. 39 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно п. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку прокурором предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории г. Воронежа, причем иск носит неимущественный характер, то размер госпошлины определяется по п/п 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, т.е. 400 руб. (200 руб. по требованиям о признании действий незаконными и 200 руб. по требованиям об обязании обратится в Роспотребнадзор).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконными действия ООО «УПТК Строительного треста №» в части производства выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения без соответствующего разрешения.
Обязать ООО «УПТК Строительного треста №» в течение 3 месяцев с момента вступления в силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Воронежской области за получением разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «УПТК Строительного треста №» госпошлину в доход государства в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней.
Судья: В.А. Косенко
а