Дело № 2-900/11 (заочное)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.04.2011 г. г. Воронеж
Советский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего - судьи Боевой Р.И.,
при секретаре Ворониной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Малахова Ю.В. к Администрации городского округа г.Воронеж, в лице Управления жилищного фонда Департамента муниципальной собственности о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Малахов Ю.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г.Воронеж, в лице Управления жилищного фонда Департамента муниципальной собственности о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указал, что проживает в ком. <адрес>, общей площадью 12,4 кв.м., в том числе жилой – 11,7 кв.м., которая была предоставлена ему в связи с трудовыми отношениями с ФГУП «Воронежский НИИ связи». В 2005 году в результате приватизации ФГУП «Воронежский научно-исследовательский институт связи» было создано ОАО «Концерн «Созвездие». Порядок приватизации ФГУП «ВНИИ связи» был определен распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Воронежской области» от 17.10.2005 года. В приложении № 2 к названному распоряжению в качестве имущества не подлежащего приватизации и передаваемого в муниципальную собственность было указано здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>. Однако до настоящего времени данное общежитие в муниципальную собственность не передано, состоит на балансе ОАО «Концерн «Созвездие» и учитывается в реестре федерального имущества. 20.01.2011 года он (истец) обратился в Департамент муниципальной собственности Управления жилищного фонда Администрации городского округа г.Воронеж с заявлением на приватизацию вышеуказанной комнаты, однако ему было отказано, так как данное жилое помещение не значится в реестре муниципальной собственности. Указанные обстоятельства препятствуют ему (истцу) в приватизации спорной комнаты.
В судебное заседание истец, ответчик и третьи лица не явились, о времени и месте слушания дела извещены в установленном законом порядке; истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требований поддержал (л.д. 20).
Представитель истца по доверенности Добросоцких В.И. исковые требования поддержала, просила об их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела в комнате <адрес> с 7.06.1982 года зарегистрирован Малахов Ю.В., который является квартиросъемщиком, на его имя открыт лицевой счет (л.д. 7-8).
Как следует из выписки из поквартирной карточки и справки ОАО Концерн «Созвездие» спорная комната состоит на балансе данного общества, ордер на нее не сохранился (л.д. 7, 11).
Из справки БТИ Советского района г.Воронежа от 29.12.2010 года следует, что общая площадь спорной комнаты составляет 12,4 кв.м., жилая – 11,7 кв.м (л.д. 9-10).
20.01.2011 года Малахов Ю.В. обратился в Управление жилищного фонда Департамента муниципальной собственности администрации городского округа г.Воронеж с заявлением о заключении договора на передачу в собственность спорной квартиры (л.д. 12), однако ему было отказано, поскольку спорная комната в реестре муниципального имущества (жилые помещения) не значится (л.д. 13).
Из ответа Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Воронежской области усматривается, что указанное общежитие учитывается в реестре федерального имущества, как имущество казны РФ (л.д. 21). При этом в указанном ответе имеется ссылка на ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», согласно которой жилые помещения, находящиеся в общежитиях не подлежат приватизации.
Согласно ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В ст. 2 этого же закона говориться о том, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность. В ст. 18 указано, что при переходе государственных предприятий в иную форму собственности граждане – наниматели жилья сохраняют за собой все жилищные права, в том числе право на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 7 вышеупомянутого закона, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно Приложению № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственности» общежития входят в состав объектов, относящихся к муниципальной собственности.
В соответствии со ст.7 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.
Верховным Судом РФ неоднократно разъяснялось, что реализация прав граждан, вытекающих из договора социального найма жилого помещения, в том числе и право на приватизацию жилья, не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления соответствующих документов.
Следовательно, статья 7 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004 «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» применяется не только в случаях, когда передача фактически состоялась (имеются документы о передаче таких домов в ведение органов местного самоуправления), но и тогда, когда дома подлежали передаче в муниципальную собственность, однако фактически не были переданы.
Более того, в Постановлении Конституционного суда РФ от 03.11.1998 г. № 25-П была сформулирована правовая позиция общего характера, согласно которой государство, закрепившее право на приватизацию, обязано обеспечить гражданам возможность его реализации. Государство гарантирует при передаче имущества в собственность соблюдение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, что допустимо в случаях, если целевое назначение жилого помещения, место его назначения и другие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Исходя же из ответа Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Воронежской области, в настоящее время только осуществляется передача указанного общежития в собственность муниципального образования городского округа г.Воронеж (л.д. 21).
Также, в соответствии с изменениями № 55 ФЗ от 20.05.2002 г., внесенными в закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», акционерные общества (иные субъекты не государственной организационно-правовой формы), имеющие на балансе государственные жилые помещения, исключены из числа лиц, имеющих полномочия выступать передающей стороной по договорам о передаче жилых помещений в собственность в порядке приватизации.
Из вышеизложенного следует, что ответчик не имеет права передачи жилого помещения в собственность.
Данные обстоятельства препятствуют истцу реализовать свои законные права на приватизацию жилья.
Между тем, невнесение указанной квартиры в реестр муниципальной собственности препятствует истцу в реализации конституционных прав, гарантированных ст. 35 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Между тем, ответчик не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца.
Согласно ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Жилое помещение, которое истец просит передать в собственность, не относится к кругу объектов, не подлежащих приватизации.
Учитывая изложенное, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, судРЕШИЛ:
Признать за Малаховым Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., право собственности в порядке приватизации на комнату <адрес>, общей площадью 12,4 кв.м., в том числе жилой – 11,7 кв.м.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Р.И. Боева