УСТАНОВИЛ: Чурсанов Р.В., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Ч., а также Чурсанова А.Е. обратились в суд с иском к администрации городского округа город Воронеж Воронежской области в лице Департамента муниципальной собственности Управления жилищного фонда, указав, что Чурсанов Р.В. является капитаном и проходит военную службу в распоряжении военного коменданта Воронежского гарнизона. С 4 августа 2010г. зачислен в списки военной комендатуры Воронежского гарнизона (за штатом), его вывод в распоряжение был произведен 01.08.2009г. во исполнение Директивы ГШ ВС РФ №314/9/0411 от 26.05.2009г., на основании Приказа Командующего 20 Гвардейской общевойсковой армией от 27.07.2009г. №061, приказа командира войсковой части 32801 от 30.07.2009г. №139 в связи с организационно-штатными мероприятиями в войсковой части. С 20.12.2006г. Чурсанов Р.В. включен в список военнослужащих, нуждающихся в жилплощади. Не был уволен, так как является нуждающимся в получении жилой площади. Первый контракт с ним был заключен 15.10.1999г., Чурсанов Р.В. имеет выслугу более 10 лет. 25.10.2010г. жилищной комиссией 47 военной автомобильной инспекции и военной комендатуры Воронежского гарнизона ему на состав семьи 3 человека была распределена квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 54 кв.м. Квартира, распределенная истцам, их полностью устраивает, однако руководитель управления жилищного фонда Я. на письменное обращение начальника ФГ КЭУ «Воронежская КЭЧ района» Н. от 28.01.2011г. ответил отказом в предоставлении указанной квартиры по договору социального найма, обосновав тем, что с Чурсановым Р.В. заключен контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998г. Считают, что данный отказ нарушает жилищные права, предусмотренные ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которой военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются в собственность жилые помещения. В соответствии с приказом МО РФ «О порядке обеспечения жилыми помещениями в ВС РФ №80 с учетом п. 5 ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» предусмотрен порядок реализации права истцов на повторное заселение жилого помещения муниципального фонда, освобожденного за выездом другого военнослужащего. В связи с изложенным, просят признать за Чурсановым Р.В., действующим в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Ч., за Чурсановой А.Е. право пользования квартирой по адресу: <адрес> общей площадью 54 кв.м, обязать Департамент муниципальной собственности Управления жилищного фонда заключить с Чурсановым Р.В. договор социального найма на квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 54 кв.м на состав семьи три человека. Истец Чурсанов Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал. Истец Чурсанова А.Е. в судебное заседание не явилась, о слушании извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Адвокат в интересах истцов по ордеру Чурсанова С.В. исковые требования поддержала, пояснила суду, что Чурсанов Р.В. имеет право на жилье при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Жилье ему предоставила жилищная комиссия. В настоящий момент Чурсанов вселился в данную квартиру, начал ею пользоваться, но договор социального найма не может заключить, так как квартира находится в муниципальной собственности. Представитель Департамента муниципальной собственности администрации городского округа г. Воронеж по доверенности от 17.01.2011г. Прокофьева Е.В. исковые требования не признала. Пояснила суду, что поскольку первый контракт был заключен с Чурсановым Р.В. после 1 января 1998 года, он имеет право на обеспечение лишь служебным жильем. При увольнении с военной службы истец подлежит обеспечению жильем за счет федерального бюджета. В части 5 ст. 15 ФЗ, на которую ссылается истец, говориться лишь о том, что в случае освобождения жилого помещения данные помещения предоставляются военнослужащим, но при этом считает, что данная норма должна учитываться в совокупности с п. 1 ст. 15 Федерального закона. Представитель ФГКЭУ Воронежская КЭЧ района по доверенности от 02.03.2011г. Болховитина М.И. исковые требования Чурсановых поддержала, пояснила суду, Чурсанов Р.В. имеет право на получение жилья в связи с увольнением по организационно-штатными мероприятиям в соответствии с приказом Минобороны № 80, и в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих». Служебное жилье ему предоставляться не может, так как он увольняется в запас. Считает, что у Чурсанова Р.В. возникло право пользования квартирой на общих основаниях и с ним следует заключить договор социального найма жилого помещения. Выслушав стороны, изучив материалы дел, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона РФ от 27.05.1998 года № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей. Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В пункте 2 статьи 15 Закона закреплено, что жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что во исполнение Директивы НШ ВС РФ № 314/9/0411 от 26.05.2009 г. о сокращении занимаемой должности на основании Приказа КВ 20 гвардейской армии № 061 от 27.07.2009 г. Чурсанов Р.В. переведен для дальнейшего прохождения службы в военную комендатуру Воронежского гарнизона ( л.д. 15, 15 об. ). Приказом Ком МВО № 176 от 19.07.2010 года назначен в распоряжение командующего войсками Московского военного округа для последующего увольнения в запас после обеспечения жилой площадью (л.д. 17). Приказом командира ВК ВГ № 61 от 05.08.2010 года зачислен в списки состава военной комендатуры Воронежского гарнизона, в настоящее время находится в распоряжении военного коменданта ( л.д. 17). С 20.12.2006 года состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 19). В силу п.35; п.37 Инструкции «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденной Приказом МО РФ от 15.02.2000г. № 80, ( действующей до 08.11.2010 г.) распределение жилых помещений между военнослужащими проводится жилищной комиссией. В соответствии с выпиской из протокола жилищной комиссии 47 военной автомобильной инспекции (территориальной) и военной комендатуры Воронежского гарнизона № от 25.10.2010 года Чурсанову Р.В. на состав семьи, состоящей из трех человек с учетом супруги - Чурсановой А.Е. и несовершеннолетнего сына Ч., ДД.ММ.ГГГГ года рождения была распределена двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 54 кв.м. ( л.д. 16) Из акта приема-передачи жилого помещения усматривается, что спорная квартира Воронежской КЭЧ района была передана Чурсанову Р.В. 07.04.2011 года (л.д. 54). Показания представителя ФГКЭУ Воронежская КЭЧ района по доверенности Болховитиной М.И., показания Чурсанова Р.В., материалы дела свидетельствуют о том, что ранее, до 31.08.2010 года данную квартиру занимала военнослужащая Р. ( л.д.13, 31,54). В соответствии с Решением Воронежской городской Думы от 19.05.2010 N 102-III "О наделении правами юридического лица департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж" (вместе с "Положением о департаменте муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж" основной задачей деятельности Департамента является обеспечение наиболее эффективного управления имуществом, находящимся в собственности городского округа, земельных участков, объектов жилищного фонда и нежилого фонда( п. 3.1 Положения ). Основными функциями Департамента являются: предоставление в установленном порядке гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; определение порядка и организация работ по заключению, изменению, расторжению (прекращению) и регистрации договоров социального найма муниципальных жилых помещений, договоров найма служебного и маневренного жилищного фонда с гражданами, предусмотренных действующим законодательством, контролю за исполнением утвержденного порядка; предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей по представлению соответствующих уполномоченных органов …..( п. 3.2 Положения) Судом установлено, что спорная квартира находится в муниципальной собственности ( л.д. 18). Материалы дела свидетельствуют о том, что Департаментом муниципальной собственности Управления жилищного фонда в заключении с Чурсановым Р.В. договора социального найма квартиры <адрес> было отказано (л.д. 14 ). Данный отказ является обоснованным по следующим основаниям. В силу статьи 8 (часть 2) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом ( ч.1, 2 ст. 209 ГК РФ ) Первый контракт о прохождении военной службы с Чурсановым Р.В. заключен 15.10.1999 г., т.е. после 01.01.1998 года (л.д. 15). Поэтому в силу п. 1 ст. 15 Закона обязанность заключить с ним договор социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, не лежит на органе местного самоуправления. Кроме того, в качестве нуждающегося в предоставлении жилья Чурсанов Р.В. в органе местного самоуправления на учете не состоял. Обязанность обеспечения военнослужащих, подлежащих увольнению после 01.01.2005 года, в том числе и в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет жилым помещением в силу закона лежит на исполнительном органе субъекта Российской Федерации за счет средств Федерального бюджета. Таким образом, право пользования спорным жилым помещением по договору социального найма у Чурсанова Р.В., подлежащего увольнению в запас, и соответственно членов его семьи отсутствует. Ссылка истцов на п. 5 статьи 15 Закона, в силу которой в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей с указанием на возможность повторного заселения независимо от принадлежности к муниципальному жилищному фонду несостоятельна. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Чурсанова Р.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ч., Чурсановой А.Е. к администрации городского округа город Воронеж Воронежской области в лице Департамента муниципальной собственности Управления жилищного фонда о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма удовлетворению не подлежат. РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Чурсанова Р.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Ч., Чурсановой А.Е. к администрации городского округа город Воронеж Воронежской области в лице Департамента муниципальной собственности Управления жилищного фонда о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма,- отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение десяти дней. Судья: С.В. Демченкова