решение по иску Воскобойник Л.А., К.Д. о признании незаконными действия по предоставлению дополнительной услуги



дело №2-293/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Воронеж 19.04.2011г.

Советский районный суд г.Воронежа в составе: председательствующего-судьи Авдеевой С.Н., при секретаре Мезенцевой И.В., с участием истца Воскобойник Л.А., представителя ответчика по доверенности Протопоповой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданского дело по иску Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. к ОАО «Управляющая компания Советского района» о признании незаконными действий по предоставлению дополнительной услуги, взыскании незаконно взысканной суммы, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Квартира <адрес> принадлежит на праве собственности: Воскобойник Л.А. – 2/5 доли, Воскобойник К.Д. – 1/5 доля, Воскобойник В.К. – 1/5 доля, Воскобойник В.К.2 – 1/5 доля. Все сособственники (4 человека) зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства. Квартира является трехкомнатной, общей площадью 67,1 кв.м.

<адрес> передан в управление ОАО «Управляющая компания Советского района» с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Управляющая компания Советского района» и Воскобойник Л.А. заключен договор управления многоквартирным домом, предметом которого является оказание Управляющей организацией по заданию и за счет собственника услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с долей участия собственника, предоставление собственнику коммунальных услуг надлежащего качества, осуществление иной, направленной на достижение целей управления, деятельности.

Воскобойник Л.А. и Воскобойник К.Д. обратились в суд с иском к ОАО «Управляющая компания Советского района» о признании незаконными действий по предоставлению дополнительной услуги, взыскании незаконно взысканной суммы, компенсации морального вреда, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ домом по <адрес> управляет ОАО «Управляющая компания Советского района» согласно договору на предоставление коммунальных услуг, в том числе и за электроснабжение. Оплата за электроэнергию производится истцами по показаниям счетчика. С сентября 2008 года ответчик стал предъявлять дополнительное требование – об оплате электроэнергии, потребляемой оборудованием мест общего пользования, на основе введенного им норматива потребления в размере 7 кВт на одного проживающего. По-мнению истцов, введенный ответчиком порядок оплаты обособленного объема электроэнергии, используемой для содержания мест общего пользования, на основе установленного им норматива потребления, противоречит положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. №307. Правилами установлены методы расчета размера платы потребленной электроэнергии: 1) при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета (пункт 16); 2) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета (пункт 19); 3) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета (пункт 21); 4) при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (пункт 23). Ни один из названных способов расчета оплаты коммунальных ресурсов не предусматривает возможность вычленения из действующих нормативов потребления (в качестве самостоятельного субнорматива потребления, а, следовательно, объекта оплаты) той их части, которая идет на обслуживание мест общего пользования многоквартирного дома. Администрацией Воронежской области норматив потребления электроэнергии мест общего пользования многоквартирных домов никогда не утверждался. Согласно Правилам при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома). Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома. Таким образом, норматив потребления представляет собой совокупную (неделимую) величину, характеризующую объем энергии, приходящейся на содержание как жилых помещений, так и общего имущества многоквартирного дома. По-мнению истцов, установленная ответчиком коммунальная услуга по предоставлению обособленного объема электроэнергии, используемой для содержания мест общего пользования, и система ее оплаты на основе самостоятельного норматива потребления направлена на взимание повторной оплаты той части электроэнергии, которая используется на нужды жилого помещения и уже учитывается соответствующим образом.

С учетом уточненных требований истцы просят признать незаконным предоставление им со стороны ОАО «Управляющая компания Советского района» с ДД.ММ.ГГГГ дополнительной услуги – электроэнергия мест общего пользования <адрес> на основании ненадлежащее установленного норматива потребления; взыскать с ответчика незаконно взысканную сумму за период с сентября 2008 года по декабрь 2010г. в размере <данные изъяты> руб. за электроэнергию, предназначенную для содержания общего имущества в многоквартирном доме; взыскать в пользу каждого из истцов компенсацию морального вреда по <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Воскобойник Л.А. заявленные требования и доводы, изложенные в иске, поддержала.

Истец Воскобойник К.Д. в судебное заседание не явился, о слушании дела надлежаще извещен. Участвуя ранее в судебных заседаниях, также исковые требования поддержал.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне истцов Воскобойник В.К. и Воскобойник В.К.2 в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в письменных заявлениях указали, что с исковыми требованиями согласны.

Представитель ответчика ОАО «Управляющая компания Советского района» по доверенности Протопопова А.С. в судебном заседании и в письменном возражении на иск просила в удовлетворении исковых требований отказать, сославшись на то, что Управляющей компанией был заключен договор с МУП «Воронежская Горэлектросеть», а впоследствии с ОАО «Воронежская энергосбытовая компания», на основании которого населению выставлялись квитанции на оплату суммы в соответствии с Приложением к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, за период с сентября 2008 года по март 2009 года начисления по коммунальной услуге «электроэнергии мест общего пользования» велись в соответствии с п.25 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №306, на основании которого расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь – 7 кВт/ч в месяц на 1 человека; в отношении лифтового оборудования – 7 кВт/ч в месяц на 1 человека. Правомерность применения данного расчета установлена решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2009 по иску МУП «Воронежская Горэлектросеть» к ОАО «УК Советского района», на основании которого с УК взыскана задолженность по оплате электроснабжения мест общего пользования из расчета 7 кВт/ч с 1 человека в месяц по квартирам как оборудованным индивидуальными (поквартирными) приборами учета электроэнергии, так и без таковых, при условии отсутствия общедомового прибора учета потребления электроэнергии местами общего пользования. В апреле 2009 года многоквартирный жилой <адрес> оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии мест общего пользования. Начисления по коммунальной услуге «электроэнергия мест общего пользования» с апреля 2009г. производятся исходя из показаний общедомового прибора учета.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно устава основной целью деятельности ОАО «Управляющая компания Советского района» является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, а также предоставление жилищных и коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов. Предметом деятельности Общества является управление и эксплуатация жилого и нежилого фонда по поручению и в интересах граждан, юридических лиц и органов местного самоуправления, являющихся собственниками помещений в многоквартирных домах; представление интересов собственников и владельцев жилых и нежилых помещений в хозяйственных отношениях с поставщиками коммунальных и жилищных услуг и иными лицами, в том числе заключение договоров на предоставление коммунальных и жилищных услуг и иная деятельность.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491, обеспечение надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, освещение помещений общего пользования является прямой обязанностью Управляющей компании. Поэтому для обеспечения работы приборов освещения и оборудования дома, относящегося к общему имуществу, Управляющая компания обязана заключать договора с ресурсоснабжающей организацией для поставки электроэнергии на данные цели.

Поэтому доводы истцов о незаконности деятельности ответчика по предоставлению им дополнительной услуги – «электроэнергия мест общего пользования» не состоятельны.

Согласно ч.1 ст.36, ст.39 ЖК РФ помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, принадлежат собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности, а расходы на содержание и ремонт указанного имущества несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Министерство регионального развития Российской Федерации Письмом от 18 июня 2007г. №11356-ЮТ/07 разъяснило, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг и Правилам установления нормативов должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение».

В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной правовой нормы постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. №307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п.1 Правил).

Согласно пункту 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

Согласно ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.

Статья 210 ГК РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Жилищный кодекс РФ в ч.3 ст.30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу п.4 ст.154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Договор снабжения электрической энергией, заключенный с энергоснабжающей организацией, является договором энергоснабжения и регулируется статьями 539-548 ГК РФ, если законом и иными правовыми актами не установлено иное.

В соответствии со ст.544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Таким образом, в нормативном регулировании последовательно закрепляется необходимость определения размера платы за коммунальные услуги исходя из их фактического потребления.

Абзац второй пункта 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам содержит специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п.19 названных правил, то есть по нормативу потребления, что согласуется со ст.157 ЖК РФ.

Пункт 16 Правил применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг, и для расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные для отдельных помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета.

Действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению (п.1 ст.157 ЖК РФ) предусматривает учет фактического потребления энергии, и в частности электроэнергии, одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета электроэнергии, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления электроэнергии.

Следовательно, при отсутствии общедомовых средств измерения, объем отпущенной электроэнергии должен определяться на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета электроэнергии. При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета электроэнергии не принимаются во внимание.

Такой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.11.2010 №6530/10, в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2010 года», в Определении Конституционного Суда РФ от 01.10.2009 №1099-О-О.

Поскольку абонентом по договору энергоснабжения является управляющая компания, граница балансовой принадлежности сетей располагается на вводе в жилой дом, оснований для определения количества отпущенного коммунального ресурса с учетом показаний установленных у жителей индивидуальных приборов учета не имеется.

Применение в данном случае пункта 16 Правил №307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ресурсоснабжающую организацию бремени по содержанию общедомового оборудования, находящегося в управлении Управляющей компании и являющегося общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома. Кроме того, данный подход лишает смысла установку общедомовых приборов учета электроэнергии, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между Управляющей компанией и энергоснабжающей организацией.

Доводы истцов направлены на необоснованное освобождение их, как собственников не только жилого помещения, но и общего имущества многоквартирного дома от оплаты потребленной электроэнергии, израсходованной на общедомовые нужды.

Согласно Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей (п.26).

В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит – также для приготовления пищи (п.30).

Из пояснений истцов и материалов дела следует, что оплата за электроэнергию по <адрес> производилась не по установленному нормативу потребления, а по показаниям индивидуального прибора учета. При производстве расчетов за электроэнергию по показаниям индивидуального прибора учета плата производится за количество электроэнергии, потребленной непосредственно в квартире, и не учитывает общедомовые затраты.

Действительно, норматив потребления электроэнергии мест общего пользования (МОП) на 1 человека органом государственной власти Воронежской области не установлен. А указанный в п.25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, 7 кВт/ч в месяц на 1 человека в отношении приборов освещения мест общего пользования, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, и 7 кВт/ч в отношении лифтового оборудования, является составной частью формулы расчета норматива электроснабжения (формула 8) при определении нормативов потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода.

Между тем, как указано выше, собственники помещений в многоквартирном доме, к числу которых относятся и истцы, обязаны в силу закона за свой счет содержать общее имущество в данном доме, в том числе нести расходы за электроэнергию на освещение мест общего пользования и на работу электрооборудования, относящегося к общему имуществу. В таком случае в силу ч.1 ст.157 ЖК РФ при отсутствии общедомового прибора учета электроэнергии размер платы должен определяться, исходя из нормативов потребления электроэнергии, без учета показаний индивидуальных приборов учета.

Решением Правления Главного управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 22 декабря 2006г. №36/4 утверждены нормативы потребления электроэнергии на 1 человека, проживающего в городском округе город Воронеж в квартире, оборудованной газовой плитой, при отсутствии приборов учета расхода электроэнергии, с учетом состава семьи и количества комнат в квартире. Норматив потребления электроэнергии на 1 человека в трехкомнатной квартире при количестве проживающих в квартире 4 человек составляет 73 кВт/ч в месяц. Следовательно, в отношении квартиры истцов норматив потребления электроэнергии составит 292 кВт/ч в месяц (73 кВт/ч х 4 чел.).

Из представленных справок о расходах по оплате за электроэнергию по квартире истцов следует, что оплата производилась: в 2008 году за май – за 105 кВт/ч, за июнь – за 115 кВт/ч, за июль – за 115 кВт/ч, за август – за 100 кВт/ч, за сентябрь – за 130 кВт/ч, за октябрь – за 130 кВт/ч, за ноябрь – за 200 кВт/ч, за декабрь – за 140 кВт/ч, в 2009 году за январь – за 171 кВт/ч, за февраль – за 115 кВт/ч, за март – за 103 кВт/ч.

За данный период по квартире истцов начислялись суммы за электроэнергию МОП по 56 кВт/ч ежемесячно (14 кВт/ч х 4 чел.). При сложении количества электроэнергии по показаниям квартирного счетчика и количества электроэнергии МОП ежемесячный результат количества оплаченной электроэнергии составит менее установленного норматива потребления. Следовательно, права истцов действиями ответчика по начислению платы за электроэнергию МОП в количестве 14 кВт/ч на 1 человека никак не нарушены, поскольку оплата ими производилась в меньшем размере, чем им бы приходилось оплачивать по нормативу потребления электроэнергии.

В силу же статьи 2 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан.

Также следует отметить, что в договорах поставки электрической энергии, заключенных между ОАО «Воронежская энергосбытовая компания» и ОАО «УК Советского района» и между МУП г.Воронежа «Воронежская Горэлектросеть» и ОАО «УК Советского района» при расчетах за электроэнергию, потребляемую приборами освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь количество принятой электрической энергии при отсутствии приборов учета установлено в 7 кВт/ч в месяц на 1 человека, при расчетах за электроэнергию, потребляемую лифтовым оборудованием – 7 кВт/ч на 1 человека.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.01.2009г. с ОАО «УК Советского района» в пользу МУП «Воронежская Горэлектросеть» была взыскана задолженность по оплате электроснабжения мест общего пользования также из расчета 7 кВт/ч с 1 человека в месяц при условии отсутствия общедомового прибора учета потребления электроэнергии местами общего пользования за май-июнь 2008г.

На основании изложенного исковые требования Воскобойник Л.А. и Воскобойник К.Д. о признании незаконным предоставление дополнительной услуги – электроэнергия мест общего пользования на основании не надлежаще установленного норматива потребления, взыскании незаконно взысканной суммы за электроэнергию, предназначенную для содержания общего имущества в многоквартирном доме, удовлетворению не подлежат. Также не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, так как нарушения прав истцов как потребителей со стороны ответчика в данном случае не имеется.

Решение Левобережного районного суда г.Воронежа от 22 апреля 2009 года, представленное истцами в материалы дела, не может иметь преюдициального значения в данном случае, поскольку спор был рассмотрен между иными лицами, ни Воскобойник, ни ОАО «Управляющая компания Советского района» участниками по ранее рассмотренному делу не являлись.

Руководствуясь ст.194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Воскобойник Л.А., Воскобойник К.Д. к ОАО «Управляющая компания Советского района» о признании незаконным предоставление дополнительной услуги – электроэнергия мест общего пользования на основании не надлежаще установленного норматива потребления, взыскании незаконно взысканной суммы за электроэнергию, предназначенную для содержания общего имущества в многоквартирном доме, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через райсуд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Авдеева С.Н.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ