решение по делу по иску Нестеровой Л.Т. к ТУ Росимуществом в ВО и др. об обязании заключить договор социального найма жилого помещения



Дело № 2-85/11РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2011 года г. Воронеж

Советский районный суд г. Воронежа в составе председательствующего - судьи Милютиной С.И., при секретаре Диминтиевской О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Нестеровой Л.Т. к Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа г. Воронеж, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Нестерова Л.Т. обратилась в суд к Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа г. Воронеж с настоящим иском, указывая, что она является ответственным квартиросъемщиком <адрес>. Указанная квартира была предоставлена ей 23.07.1971 г. на основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов трудящихся по ордеру .

В 2010 году она обратилась в Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации г.о.г. Воронеж с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, в котором проживает, однако ей было отказано со ссылкой на то, что ее квартира в муниципальную собственность не передавалась, в реестре муниципального имущества не значится. Отсутствие заключенного договора найма жилого помещения привело к тому, что ОГУ «УСЗН» отказало ей в предоставлении субсидии на основании п. 45.1 Приказа № 58/403 (отсутствие законных оснований владения и пользования жилым помещением). Однако она, вселившись в квартиру по ордеру, со времени предоставления ей жилья несет бремя расходов, вносит плату по квитанции, где имеется строка «наем». Согласно сведениям, поступившим из МУП «МИВЦ», получателем денежных средств по строке «наем» является Департамент муниципальной собственности администрации городского округа г. Воронеж. В соответствии с действующим законодательством она (истец) имеет право на оформление договора соцнайма по месту своего жительства, в связи с чем, просила обязать ответчика заключить с ней договор социального найма жилого помещении – <адрес>.

В ходе рассмотрения дела истец, не изменяя исковых требований, предъявила их Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа г. Воронеж и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области. В качестве третьих лиц просила привлечь к участию в деле ФНПЦ – ЗАО «НПК (О) Энергия», ООО «Озон».

Определением суда от 31.01.2011 г. к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены ФНПЦ – ЗАО «НПК (О) Энергия», ООО «Озон» (л.д. 111).

В судебном заседании истица заявленные требования поддержала, пояснила, что получала квартиру во время работы на заводе «Энергия», который имел на своем балансе жилые помещения. Она не знает, кому в настоящее время передан жилой фонд и кто является собственником жилого помещения, в котором она проживает. Считает, что если Департамент муниципальной собственности администрации городского округа г. Воронеж получает денежные средства за наем жилья, то он и должен заключить с ней договор социального найма.

Представитель ответчика администрации городского округа г. Воронеж по доверенности Сафонова А.Ю. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что Департамент муниципальной собственности не может заключить с истицей договор соцнайма жилого помещения, так как данное жилое помещение не является муниципальной собственностью.

Представитель ответчика ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель по доверенности Меркулова Е.М. иск Нестеровой Л.Т. не признавала, поясняла, что жилое помещение, в котором проживает истица, в реестре федерального имущества не учитывается, в связи с чем, заключить с ней договор соцнайма не представляется возможным.

Представитель 3-го лица ФНПЦ – ЗАО «НПК (О) Энергия» по доверенности Воронова Л.Н. в судебном заседании пояснила, что полагается в разрешении спора на усмотрение суда. Пояснила, что жилищный фонд, в том числе и жилой дом, в котором проживает истец, находился на балансе НПК (О) «Энергия». Затем он был передан на баланс ООО «Озон», которое решением Арбитражного суда г. Воронежа от 26.09.2002 г. был признан несостоятельным (банкротом). Жилищный фонд в таком случае передается на баланс органам местного самоуправления без каких-либо дополнительных условий. Однако до настоящего времени администрация г. Воронежа не утвердила акты приема-передачи объектов недвижимости и не приняла жилищный фонд.

Представители третьих лиц: МУП «МИВЦ», ОАО «Управляющая компания Советского района», конкурсный управляющий ООО «Озон» в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 24 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик жилые помещения в домах жилищного фонда местных Советов народных депутатов предоставлялись гражданам исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов при участии общественной комиссии по жилищным вопросам, создаваемой при исполнительном комитете из депутатов Советов, представителей общественных организаций, трудовых коллективов. В силу ст.ст. 25, 26 Основ на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдавал гражданину ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение и основанием для заключения договора найма жилого помещения.

Из материалов дела усматривается, что <адрес> была предоставлена Нестеровой Л.Т. на состав семьи 4 человека на основании ордера серии от 23.07.1971 г., выданного на основании решения исполкома <адрес> Совета народных депутатов трудящихся от 13.07.1971 г. (л.д. 9). С учетом приведенных выше норм, суд считает, что жилое помещение было предоставлено истице по договору найма.

В настоящее время в квартире зарегистрированы и проживают: Нестерова Л.Т., которая является ответственным квартиросъемщиком, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 (л.д. 8). Лицевой счет открыт на имя Нестеровой Л.Т. (л.д. 7). Квартира не приватизирована (л.д. 22).

Как следует из пояснений истца, она в 2010 г., полагая, что пользуется жилым помещением по договору социального найма, обратилась в ОГУ «УСЗН» г. Воронежа с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Однако, решением ОГУ «УСЗН» г. Воронежа от 12.10.2010 г. истице в предоставлении субсидии было отказано на основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.» и п. 45 Приказа № 58/403 (отсутствие документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства). В рассматриваемом случае у заявителя отсутствовал договор социального найма жилого помещения.

Согласно ст. 60 ЖК РФ договор социального найма может быть заключен в отношении жилого помещения, находящегося в жилищном фонде государственной или муниципальной собственности.

Истица обращалась в Управление жилищного фонда и жилищной политики администрации г.о.г. Воронеж с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, в котором проживает, однако ей было отказано со ссылкой на то, что ее квартира в муниципальную собственность не передавалась, в реестре муниципального имущества не значится (л.д. 21).

Между тем, из анализа норм права, действовавших на момент возникновения правоотношений и действующих в настоящее время, из имеющихся в деле письменных доказательств следует, что жилое помещение, в котором проживает истица, подлежало передаче в муниципальную собственность.

Суд пришел к такому выводу по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что <адрес> находился на балансе НПК (О) «Энергия», с которым Нестерова Л.Т. состояла в трудовых отношениях. Впоследствии жилищный фонд, в том числе названный дом, был передан на баланс ООО «Озон», который решением Арбитражного суда г. Воронежа от 26.09.2002 г. признан несостоятельным (банкротом) (л.д. 96, 98).

Согласно п. 5 ст. 104 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», действовавшего на момент вынесения судебного решения, жилищный фонд, находящийся у предприятия, объявленного несостоятельным (банкротом), подлежит передаче органам местного самоуправления без каких-либо дополнительных условий.

Также суд учитывает, что 27.12.1991 года было принято Постановление Верховного Совета РФ № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", п. 2 которого предусматривалось, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к названному Постановлению (жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной администрации, в том числе здания и строения, ранее переданные в ведение другим юридическим лицам), независимо от того, на чьем они балансе находились, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).

Согласно п. 9 Распоряжения Президента РФ N 114-рп от 18.03.1992 г. "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" (действовавшего до 12.06.2006 г.) для передачи объектов в муниципальную собственность города (кроме городов районного подчинения), района (кроме районов в городах) соответствующий Комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает перечень объектов. Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Объекты, соответствующие требованиям приложения 3 указанного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня. Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о его передаче Верховным Советом республики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято.

В п.10 названного Распоряжения указано, что если в установленные законодательством сроки не было принято решение Правительства Российской Федерации - по объектам, передаваемым в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга; Верховных Советов, Советов народных депутатов - по объектам, передаваемым в муниципальную собственность городов, районов, административно - территориальных образований, документом, подтверждающим право собственности на указанные объекты до момента их внесения в соответствующий реестр, является зарегистрированный перечень объектов с учетом внесенных в них изменений в соответствии с настоящим Положением.

23.11.2000 г. во исполнение указанных нормативных актов было приято постановление муниципального Совета г. Воронежа «Об утверждении перечня объектов социально-бытовой сферы, передаваемых в муниципальную собственность (в котором имеется <адрес> (л.д. 107-109). Доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение, в котором проживает истица, исключен из этого перечня, не представлено.

Постановлением администрации г. Воронежа от 18.10.2002 г. во исполнение указанного выше постановления муниципального Совета, на основании решения Арбитражного суда от 26.09.2002 г. жилые дома, в том числе спорный дом, от ООО «Озон» приняты на баланс муниципальных предприятий (л.д. 98). Согласно п. 4 данного Постановления МУ «РайДЕЗы ЖКХ районов г. Воронежа должны были в установленном законом порядке заключить договоры социального найма жилых помещений с гражданами-нанимателями жилых помещений (квартир), передаваемых в муниципальную собственность. Пункт 9 Постановления предписывал МП «МИВЦ» принять базу данных квартиросъемщиков для ведения автоматизированного учета расчетов с ними за ЖКУ в жилых домах (л.д. 99).

25.12.2002 г. Постановлением администрации г. Воронежа указанное выше Постановление от 18.10.2002 г. было отменено, вопросы приема-передачи объектов ЖКХ было решено рассмотреть после предоставления результатов проверки прокуратуры Воронежской области (л.д. 97).

Однако, в нарушение приведенных выше норм права, до настоящего времени жилое помещение, в котором проживает истица, в реестр муниципальной собственности не включено, что бесспорно свидетельствует о нарушении ее прав на получение льгот, предоставляемых государством. Суд считает, что осуществление этих прав не может быть поставлено в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Согласно Положению о порядке заключения, изменения, прекращения (расторжения) договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа город Воронеж, утвержденному Постановлением Главы городского округа город Воронеж от 18.09.2006 N 1733, основанием для заключения договора социального найма может являться:

- решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования;

- ордер на жилое помещение (выданный до 01.03.2005).

Как уже было сказано выше, жилое помещение было предоставлено истцу на основании решением исполкома Совета народных депутатов трудящихся и ордера на вселение, выданного 23.07.1971 г.

При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению. При этом суд считает, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент муниципальной собственности Администрации городского округа г. Воронеж, который согласно Положению о департаменте муниципальной собственности, является уполномоченным органом администрации городского округа город Воронеж по управлению муниципальным имуществом в части отношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением муниципальными объектами жилищного фонда (п.1.9), и который является получателем денежных средств по строке «наем» в едином платежном документе (л.д. 16, 20). Согласно Постановлению Администрации городского округа город Воронеж от 06.12.2010 N 1119 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений" указанную услугу предоставляет управление жилищного фонда, которое является структурным подразделением департамента муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Департамент муниципальной собственности Администрации городского округа г. Воронеж заключить с Нестеровой Л.Т. договор социального найма изолированного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья С.И. Милютина